ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ И -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) - ГЛАГОЛ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ И -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) - ГЛАГОЛ

1. Проверка домашнего задания — чтение и обсуждение сочинений.


2. Повторение темы.

2.1. Работа с тестами.

Карточка 33. «Правописание -тся и -ться в глаголах».

Где пишем -ться?

1. а) норовил приблизит...ся

б) не растянет...ся на дорожке

в) приучает...ся ходить

г) интересует...ся слоненком

2. а) не догадает...ся ни за что

б) догадается спрятат...ся

в) прикасает...ся к цветку

г) кувыркат...ся на лужайке

3. а) напит...ся из родника

б) отмежеват...ся от идеи

в) занимает...ся делом

г) привязат...ся к ежику

4. а) превращает...ся во взрослое животное

б) неожиданно рассмеят...ся

в) погрузит...ся во тьму

г) рассердят...ся не на шутку

5. а) оказат...ся вблизи болота

б) поднимают...ся ввысь

в) переливают...ся самоцветами

г) радоват...ся общению

6. а) приблизит...ся к нему

б) приближает...ся к черте

в) хватает...ся за карниз

г) притаит...ся за скалой

7. а) пытался вертет...ся

б) не отдирает...ся и зубами

в) аккуратно вырезает...ся

г) наполняют...ся лужами

8. а) расшумет...ся вдали

б) сушат...ся на ветерке

в) топчут...ся в недоумении

г) вглядет...ся вдаль


Карточка 34. «Правописание -тся и -ться в глаголах». Где пишем -ться?

1. а) готовят...ся к экзамену

б) руководствуют...ся инструкцией

в) дожди не кончают...ся

г) вовремя вернет...ся

2. а) перестали охотит...ся

б) расстраивает...ся из-за неудачи

в) успела наполнит...ся

г) собирают...ся в холле

3. а) начали расходит...ся

б) внимательно приглядит...ся

в) не надо огорчат...ся

г) решил познакомит...ся

4. а) остаться без поддержки

б) расстат...ся на время

в) вскоре возвращает...ся

г) никого не боит...ся

5. а) записаться на курсы

б) привлекают...ся к переписи

в) разгоняют...ся сразу же

г) перекликают...ся свистом

6. а) отправят...ся в путешествие

б) однажды полакомят...ся

в) забирают...ся в гнезда

г) размечтат...ся о поездке

7. а) защищают...ся от опасности

б) громко расчирикат...ся

в) смеет...ся от восторга

г) пробивает...ся к свету

8. а) называет...ся адонисом

б) луч прикоснет...ся

в) растение преображает...ся

г) пробиват...ся к свету


2.2. Работа с художественным текстом.

Учитель. В каком предложении выражена главная мысль? Какие приметы весны называет автор? Какая грамматическая основа использована для передачи картин мира? Выпишем сложные предложения; определим, как в них связаны части- предложения между собой. Отыщем сложноподчиненное пред: ложение с придаточным времени, в котором части предложения соединены по смыслу, интонацией и подчинительным союзом когда.

Зайцы на дереве

Постепенно, так же, как и река ото льда, освобождается день за днем душа от забот и печалей. Голубь идет по ветке, и головка его при каждом шаге кланяется. Бабочка ожила между двойными рамами и теперь затрепетала, делая рывки к свету.

Трава по-серьезному принимается расти, когда начинает куститься. В деревне это кустение называют очень образно — петушки!

В большое половодье, когда припойменные острова заливает полностью, зайцы лазают по деревьям не хуже белок.

П. П. Маракулин


3. Творческая работа.

Напишите о собственном восприятии весны, о том, какое влияние оказали на Ваше самочувствие весенние перемены в природе.


4. Подведение итогов урока.


5. Домашнее задание — упражнение по учебнику.