ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ И -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) - Урок 2 - ГЛАГОЛ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ И -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) - Урок 2 - ГЛАГОЛ

1. Проблемный вопрос.

Разрешим спор ребят.


2. Придумаем концовки:

Кто как постелет, так и... (выспится, поспит, отдохнет, полежит).

Сену не улежаться... (с огнем, под дождем, с козой, с огурцом).

Лучше споткнуться ногою, нежели... (словом, рукою, зубом, мозгами).

Лучше оступиться, чем... (оговориться, оглохнуть, глаз потерять).


3. Сопоставление написания глаголов на -тся и -ться и существительных на -иц-а.

Почему некоторые школьники ошибаются в написании, например, таких слов: касается, красавица?

3.1. Диктант.

Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идет на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку. (Весна.)

3.2. Составление словарного диктанта. В 1-м столбике записываем существительные ж. р. на -иц-а, во 2-м — глаголы 2-гол. ед. ч.

Царица, девица, сестрица, курица, падчерица, рукодельница, умница, странница, отроковица, скромница, художница, укладчица, докладчица...; лестница, хлебница, палица... Занимается, ошибается, спотыкается, раздражается, открывается, учится...


4. Творческая работа.

4.1. Ответим на вопросы. Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в слове? Что нужно сделать, чтобы хорошо справиться с контрольным диктантом? Что нужно сделать, чтобы продвинуться в своих знаниях? Что нужно сделать, чтобы научиться работать на компьютере?

4.2. Составим предложения.


5. Вывод урока. Как разумная кошка-мать учила котенка различать существительные на -иц-а и глаголы на -тся и -ться?


6. Домашнее задание — упражнение по учебнику.