Что такое лексическое значение слова - Урок 2 - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Что такое лексическое значение слова - Урок 2 - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

Цель: познакомить с понятием лексическое значение слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять лексическое значение слов; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать; строить сообщения в устной и письменной форме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Я пишу.

— Какое предложение записано? (Нераспространенное.)

— Дополните предложение, чтобы оно стало распространенным.

(Несколько учащихся называют свои варианты, одно предложение записывают.)

— Найдите и подчеркните основу предложения.

— Самостоятельно выпишите две пары слов: подлежащее с второстепенным членом предложения и сказуемое с второстепенным членом предложения.

(Фронтальная проверка.)

2. Предупредительный диктант

(КИМы (с. 43).)

3. Словарная работа

— Отгадайте слово.

• Первый слог — первый слог в слове яма. (Я.)

• Второй слог — первый слог в слове город. (ГО.)

• Третий слог — четвертый слог в слове огороды. (ДЫ.)

(Ягоды.)

— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

— Как можно запомнить букву О? (Она как ягодка.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

Флора саванн приспособлена к сухому климату.

— Кто понял, о чем говорится в предложении?

— Почему вы не поняли? (Мы не знаем значения всех слов.)

— Что такое флора? (Растительность.)

— Кто знает, что такое саванны? (Обширные пространства, покрытые травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками.)

— Что такое климат? (Погода, преобладающая в какой-либо местности.)

— Понятен ли сейчас смысл предложения? (Да. Значение всех слов знаем.)

— Что нужно делать, если лексическое значение слова вы не знаете? (Обратиться к взрослым — родителям, учителю и т. д.)

— А еще можно обратиться к словарю, который называется толковым. В нем объясняется значение многих слов. (Учитель показывает словарь.)

IV. Физкультминутка

Руки на пояс поставьте сначала,

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянулись мизинцем до пятки?

Если сумели — все в полном порядке.

V. Работа по теме урока

Упр. 53 (с. 45).

— Прочитайте, что обозначают выделенные слова. (Болото — водоем с застоявшейся водой, почвой на поверхности воды. Клюква — болотная кислая ягода. Мох — невысокое растение, образующее сплошной покров. Моховая подушка — небольшое мягкое возвышение из мха.)

— Спишите два предложения, подчеркните основы. (Основы: клюква поспела, ягоды лежат.)

(Самопроверка. Сверка с образцом на доске.)

Упр. 54 (с. 45).

— Прочитайте слово. Что представили, прочитав это слово? Почему получились разные представления? (Ягоды бывают разные.)

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Что такое ягода? (Общее название плодов многих растений.)

— Скажите общие названия для слов тарелка, автомобиль, акула. (Посуда, транспорт, рыба.)

— Составьте предложение со словом ягода. (Учащиеся предлагают свои варианты.)

— Запишите предложение со словом ягода.

Упр. 55 (с. 46).

— Прочитайте слова. Значение какого слова вам непонятно?

— Будут ли все рисунки к ним одинаковыми? (Нет, у этих слов разное значение.)

— Самостоятельно составьте предложение. Подчеркните основу.

— Прочитайте предложение соседа. Поднимите руку, если у вас возникли сомнения в правильности написания слов.

VI. Рефлексия

Упр. 56 (с. 46).

(Самостоятельная работа. Самопроверка. Самооценка с помощью “светофора”.)

Ответ. Насекомые: жук, бабочка, комар. Птицы: голубь, скворец, дрозд. Звери: заяц, носорог, медведь. Рыбы: ерш, карась.

VII. Подведение итогов урока

— Что такое лексическое значение?

— Для чего нужно знать лексическое значение слов?

— Кто запомнил, где можно узнать значение непонятных слов? (В толковом словаре.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 57 (с. 46).