Что такое однозначные и многозначные слова - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Что такое однозначные и многозначные слова - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

Цели: познакомить с понятием многозначные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать однозначные и многозначные слова; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

— Запишите слова по их лексическому значению. В каждом слове есть буквосочетания ЧА—ЩА и ЧУ—ЩУ.

• Прибор для измерения времени. (Часы.)

• Кислое травянистое растение. (Щавель.)

• Хищная речная рыба. (Щука.)

• Очень мало. (Чуть-чуть.)

• Задание в математике, в котором есть условие и вопрос. (Задача.)

• То же самое, что еда. (Пища.)

— Подчеркните в словах орфограмму.

— Каким правилом пользовались, чтобы правильно написать эти слова? (Сочетания ЧА—ЩА пиши с буквой А. Сочетания ЧУ—ЩУ пиши с буквой У.)

— Составьте предложение с одним из слов. Подчеркните основу предложения.

2. Словарная работа

— Разгадайте шараду.

Начало — нота,

Потом оленя украшенье.

А вместе — место оживленного движенья. (Дорога.)

— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву О и запомните ее.

— Запишите, как дорогу называют ласково. (Дорожка.)

— Как называется знак, который стоит на дороге? Дорожный.)

— В этих словах тоже пишется буква О. Подчеркните ее.

III. Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихотворение Андрея Усачева. Как назовете это стихотворение?

Есть носы у журавлей,

Есть носы у кораблей,

Носик есть у чайника,

Только очень маленький.

Необычный зверь — носуха,

У носухи нос до уха.

А огромный носорог

Вместо носа носит рог.

Нос у лешего сучком,

А у свинки пятачком.

Но и свинка, и матрос

Вытирать должны свой нос!

— Как озаглавите стихотворение? (“Разные носы”. “Нос”.)

— О каких носах говорится в стихотворении? (Нос — клюв, нос — передняя часть корабля, нос — орган обоняния у человека и животных.)

— Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, у которых несколько лексических значений.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 47. Прочитайте, на какой вопрос мы ответим на уроке. (Что такое однозначные и многозначные слова?)

Упр. 58 (с. 47).

— Прочитайте предложения, соотнесите их с рисунками.

— Чем похожи все иголки? (Они острые и тонкие, могут уколоть.)

— Почему эти разные предметы имеют одинаковое название? (Они похожи по внешнему виду.)

— Чем похожи все шляпы? (Они круглой формы и находятся вверху предмета.)

— Почему эти разные предметы названы одинаково? (Похожи по внешнему виду.)

— Как вы думаете, слова игла и шляпа однозначные или многозначные?

— Какие слова называются многозначными? (Слова, у которых несколько лексических значений.)

— Составьте предложение с любым из этих слов.

— Прочитайте предложения. В каком значении употреблено слово? (Несколько учащихся читают свои варианты предложений.)

V. Физкультминутка

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

(Дети кладут руки ладонями на парту и изображают прыжки лягушек.)

Пальцы в парту упираем,

Потихоньку нажимаем.

Если же сильней нажмем,

Дырку в парте мы проткнем.

(Дети ставят на парту подушечки пальцев, нажимают ими на парту.)

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 59 (с. 48).

(Работа в парах.)

— Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова.

— Почему слова так называются — многозначные и однозначные? (Одни слова имеют много значений, а другие — одно значение.)

— Объясните значение любого многозначного слова из упражнения. (Звезда — 1) небесное тело; 2 — знаменитость (звезда эстрады); 3 — фигура (пятиконечная звезда); 4 — название морского животного (морская звезда). Игла — 1) швейная принадлежность; 2) любой предмет формы иглы и острый; 3) острый шпиль здания. Язык — 1) орган во рту; 2) металлический стержень в колоколе; 3) все, что имеет форму языка (язык пламени); 4) система звуков, слов, правил (русский язык).)

Упр. 60 (с, 48).

— Прочитайте стихотворение.

— Сколько разных значений слова дорога встретилось в тексте? (Семь.)

— Какие это значения? (Автострада, тропка, шлях, путь, шаг, след, выси.)

— Придумайте свое предложение со словом дорога.

— Запишите его. Подчеркните основу. Начертите схему предложения.

— Скажите, слово дорога однозначное или многозначное? (Многозначное, значений много.)

VII. Рефлексия

— Укажите стрелочкой, какое значение имеет многозначное слово свежий в каждом из данных предложений.

Вкусно пахнет свежим хлебом.      новый

Утром подул свежий ветер с моря.      только что испеченный

Подай мне свежую газету.      прохладный

(Проверка, самооценка с помощью “светофора”.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке? (Слова бывают однозначные и многозначные.)

— Для чего в речи нужны многозначные слова? (Чтобы мы могли точнее высказывать свои мысли.)

Домашнее задание

1. Выполнить упр. 61 (с. 49).

2. Написать 10 многозначных слов, используя толковый словарь.