загрузка...

Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год

Занятие 9 с орфографическим тренингом по теме: «Удвоенные согласные в корне слова»

Грамматическая разминка

- В каких словосочетаниях допущены ошибки в образовании формы слова? Исправьте их и запишите правильный вариант.

1) Рецензия на спектакль _________________________

2) много ущельев ________________________________

3) предъявить пропуска___________________________

4) опытные лекторы______________________________

5) эскадрон гусаров ______________________________

6) вкусные торта_________________________________

7) вышли после сумерок __________________________

8) окна без жалюзей______________________________

9) песни цыганов ________________________________

10) самый наилучший способ ______________________

Орфографический тренинг

Удвоенные согласные в корне слова

NB!

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы или выберите из скобок нужную букву. Отметьте, в какой строке во всех словах пишутся удвоенные согласные в корне слова.

1

1) а(с,сс)и(м,мм)етрия, дес..ант, конгре(с,сс);

2) прес..а, бал..анс, ил..юзия;

3) квал..ификация, ас..оциация, кол..екция;

4) с..уда, о(п,пп)онент, дол..ар.

2

1) эм..игрант, телеграм..а, ал..ея;

2) гал..ерея, колос..альный, драм..а;

3) сож..ение, жуж..ание, ан..улировать;

4) лот..ерея, дил..ер, мож..вельник.

3

1) кол..екция, дес..ерт, пер..он;

2) пос..ориться, брил..иант, кол..ектив;

3) проблем..а, дилем..а, интел..ект;

4) кор..идор, бал..он, ат..ракцион, взгля.., голове..ка, инци..дент, бу..галтер, овощи впереме..ку с фруктами, транскри..ция, попору...чик, по...черк, мун..штук, сума..шедший, безмол..ствовать, бры..жется, отвес..ный склон, всплес..нуть, совмес..ный проект, пос..ный день.

Чаще заглядывайте в орфографический словарь!

Во многих словах этого задания встречаются мнимые удвоенные согласные.

Текст

- Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Сам Багратион чувствует себя растерянным «в новом узком мундире с русскими и иностранными орденами и с Георгиевской звездой», с только что подстриженными волосами и бакенбардами, с наивно-праздничной улыбкой, придающей «далее несколько комическое выражение его лицу». (2)В дверях его стараются пропустить вперед, он останавливается — происходит нелепая сцена; наконец Багратион проходит вперед.

(3)«Он шёл, не зная, куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приёмной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шёл перед Курским полком в Шенграбене». (4)Николая Ростова он узнал и сказал ему «несколько нескладных, неловких слов, как и все слова, которые он говорил в этот день».

(5)Толстой не жалеет иронии, описывая положение Багратиона во время обеда. (6)Ему подносят на серебряном блюде стихи. (7)«Багратион, увидав блюдо, испуганно оглянулся, как бы отыскивая помощи. (8)Но во всех глазах было требование того, чтобы он покорился. (9)Чувствуя себя в их власти, Багратион решительно, обеими руками, взял блюдо и сердито, укоризненно посмотрел на графа, подносившего его. (Ю)Кто-то услужливо вынул из рук Багратиона блюдо (а то бы он, казалось, намерен был держать его так до вечера и так идти к столу) и обратил его внимание на стихи. (11)«Ну и прочту», — как будто сказал Багратион и, устремив усталые глаза на бумагу, стал читать с сосредоточенным и серьёзным видом...»

(12)Багратион — замечательный полководец, герой. (13)Но в «Войне и мире» у меня есть к нему один счёт — за Тушина. (14)Не могу простить ему маленького капитана Тушина, испуганно стоящего перед ним в штабной избе под Шенграбеном. (15)И вдруг — странное дело — Багратион в Английском клубе начинает напоминать Тушина. (16)Никто его не ругает, не разносит — наоборот, все его чествуют, посвящают ему стихи и кантаты; но он теряется не меньше, чем Тушин в штабе, и неприятна ему вся эта показная пышность, и чем-то, наверное, всё-таки приятна...

(17)Идёт обед, посвящённый Багратиону. (18)Но у людей, сидящих за столом, свои дела, свои отношения между собой. (19)Эти дела и отношения невольно врываются в торжественный ритм обеда и затмевают его, они уже важнее для людей, чем война, которая была вчера, а сегодня отошла в прошлое.

(Н. Долинина)

1. Подберите синоним к глаголу ВРЫВАЮТСЯ из предложения 19?

__________________________________________________

2. Найдите среди предложений 12-19 предложение, связанное с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Напишите его номер.

__________________________________________________

__________________________________________________

3. Каким способом образованы следующие слова? ЗАТМЕВАЮТ (предложение 19), ВСПАХАННОМУ (предложение 3), УСЛУЖЛИВО (предложение 10)

__________________________________________________

__________________________________________________

4. Напишите какой частью речи являются слова: САМ (предложение 1) _______________, НЕСКОЛЬКО (предложение 4) _______________, ПРИЁМНОЙ (предложение 3) _______________, ЛЕГЧЕ (предложение 3) _______________, ОБЕИМИ (предложение 9)? ___________________________________________________________________________

5. Из предложений 1-4 выпишите все причастия, укажите их разряд и время._____________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

6. Выпишите из предложения 16 все служебные части речи, укажите, какие части речи вы выписали.

__________________________________________________

__________________________________________________

7. Из предложений 4, 16 выпишите все местоимения, укажите их разряд.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

8. Обоснуйте необходимость постановки скобок в предложении 10 и тире в предложении 16.

__________________________________________________

__________________________________________________

9. Объясните отсутствие запятой после слова НАКОНЕЦ в предложении 2. Какова синтаксическая роль этого слова в предложении?

__________________________________________________

10. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите его номер.

__________________________________________________

11. Среди предложений 14-19 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Напишите его номер.

__________________________________________________

__________________________________________________

12. Выделите грамматические основы в предложении 3. Составьте его схему и объясните постановку знаков препинания.

__________________________________________________

13. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Почему Багратион на обеде в Английском клубе напоминает автору текста капитана Тушина в штабной избе под Шенграбеном? Согласны ли вы с мнением автора, высказанным в предложении 14?

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________





загрузка...
загрузка...