загрузка...

Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год

Занятие 8 с орфографическим тренингом по теме: «Правописание согласных в корне слова»

Орфоэпическая разминка

- Расставьте ударения в глаголах.

Черпать, исчерпать, осведомить, уведомить, опошлить, откупорить, закупорить, заржаветь, ходатайствовать.

Баловать, избаловать, пломбировать, премировать, гофрировать, нормировать, ретироваться, НО: кодировать.

Грамматическая разминка

- Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях.

1) В книге даётся характеристика современному очерку.

2) Большинство проголосовали до двенадцати часов дня.

3) В сказках Щедрина сатирически изображаются не только не знающие жизни помещики и генералы, а также запуганные обыватели.

4) Мой друг, подумай о том, что в этой жизни ты хочешь и что реально нужно тебе и твоим близким.

5) Вожеватов и Кнуров ощущают своё превосходство перед ничтожным, на их взгляд, Карандышевым.

6) Мне хотелось как можно полнее раскрыть характер Чацкого — характерного представителя передовой дворянской молодёжи.

Орфографический тренинг

Правописание согласных в корне слова

Различаем!

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

Дивиден.., изморо..ь на крышах, пор..чик, подчерк, ве..ти поклажу, замер..шая вода, поз..няя жени..ьба, праз..ничное ше..твие, по..скользнуться, во..зал, разные я..ства, рю..зак, за окном изморо..ь, фля..ка, сверс..ники и ровес..ники, прои..шествие, ше..ствовать над ветеранами, сидеть за столом впереме..ку, рес..ницы, ве..ти беседу, рекламное аген..ство, объез..чик, словес..ный портрет, причас..ность, я..ственно услышал, блес..нул луч, искус..ная резьба, старинная уса..ьба, преж..ние заслуги, кос..ный взгляд, че..ствовать героя, напрас..ный труд, ненас..ный день, конъю..ктурный роман, целос..ный взгляд, голове..ка, инци..дент, бу..галтер, овощи впереме..ку с фруктами, транскри..ция, подпору..чик, по..черк, мун..штук, сума..шедший, безмол..ствовать, бры..жется, отвес..ный склон, всплес..нуть, совмес..ный проект, пос..ный день.

Сомнительные согласные могут быть:

• непроверяемые (см. орфогр. словарь)

• проверяемые словом, в котором после сомнительной согласной идёт гласный или сонорный звук

Текст

- Прочитайте текст и выполните задания.

(1)3а понятием «эпоха» всегда стоят люди — с настроениями, привязанностями, привычками, бытом, со своей долгой и неповторимой — единственной жизнью. (2)Эпохи коротки — жизнь каждого человека длинна.

(3)В двадцать лет жизни Лермонтова уложилось больше трёхсот месяцев и больше ста тысяч дней; каждый месяц и даже день приносил свои впечатления, свои обиды, горечи, разочарования и только иногда — радости. (4)В этой трагической своей жизни Лермонтов нашёл для себя задачу — понять и объяснить своим современникам их самих, ничего не скрывая и не приукрашивая. (5)Вот почему в предисловии к Журналу Печорина Лермонтов так подчёркивает искренность своего героя, который «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».

(6)«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...» — эта, может быть, самая важная для Лермонтова мысль сказана им как будто между прочим, не в предисловии ко всему роману, а перед второй его частью, в предисловии к Журналу Печорина.

(7)Эта мысль важна потому, что в ней соединились два открытия Лермонтова: человеческое и писательское. (8)Или, выражаясь более высоким слогом, гражданское и литературное. (9)Человеческое, гражданское открытие заключалось в том, что в эпоху, когда высочайше приказано было молчать, когда лучшие люди томились на каторге, когда новое поколение вступало в жизнь без надежд, в эту эпоху Лермонтов нашёл в себе силы, и талант, и величие духа, чтобы сказать слово о своём обречённом поколении. (10)И кто знает: может быть, это слово подняло молодых следующего поколения.

(11)Но литературное открытие, литературный подвиг был не менее значительным. (12)Русская литература, как ни странно это звучит сегодня для нас, знающих Толстого, Достоевского, ещё не умела тогда заглядывать в душу человеческую. (13)Пушкин раскрыл судьбы, характеры, поступки людей и через них показал своих героев. (14)Но мы не видели души Онегина так глубоко и так близко, как увидели душу Печорина. (15)Лермонтов написал первый в русской литературе психологический роман — книгу, в которой главное не ход событий и не взаимоотношения героев, а те внутренние противоречия и внутренние процессы, которые происходят в сознании, в сердце и уме человека. (16)Это и было его главным открытием.

(По Н. Долининой)

1. Сформулируйте основную мысль текста.

__________________________________________________

2. Важно! Найдите в тексте два разных оформления цитаты. Укажите номера этих предложений. Обратите внимание на особенности введения цитаты этими способами.

__________________________________________________

3. Объясните написание НЕ в предложениях 6, 11, а также НИ в предложении 12.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

4. Выпишите из предложения 1 слова с НН. Объясните написание.

__________________________________________________

__________________________________________________

5. Найдите в предложениях 6-11 прилагательные в составной сравнительной степени. Укажите номера этих предложений. Прилагательные подчеркните как члены предложения.

__________________________________________________

__________________________________________________

6. Определите часть речи следующих слов: ЕЩЁ (предложение 12) _____________________, КАК БУДТО (предложение 6) _____________________, ВАЖНА (предложение 7) _____________________, КТО (предложение 10) _____________________, ВЫСОЧАЙШЕ (предложение 9). _____________________

7. Выпишите из предложений 3-6 все местоимения, определите их разряды.

__________________________________________________

__________________________________________________

8. Сколько причастий в предложениях 8-10? Выпишите их, укажите разряд, время и морфемный состав.

__________________________________________________

__________________________________________________

9. Выпишите из предложения 4 все словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

__________________________________________________

__________________________________________________

10. Объясните причины постановки тире в предложениях 2, 3, 4.

__________________________________________________

__________________________________________________

11. Объясните (графически) знаки препинания в предложении 9. Составьте его схему, охарактеризуйте его.

__________________________________________________

__________________________________________________

12. Среди предложений 10-15 найдите сложное предложение с придаточной частью уступки. Укажите его номер.

__________________________________________________

__________________________________________________

13. Найдите среди предложений 5-10 применение синтаксического средства выразительности — парцелляции. Укажите номера предложений.

__________________________________________________

__________________________________________________

14. Какое предложение из 1-6 связано с предыдущим с помощью частицы и наречия. Укажите его номер.

__________________________________________________

__________________________________________________

15. Как вы поняли мысль автора, высказанную в предложении 2? Согласны ли вы с ней? Напишите об этом сочинение-размышление.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________





загрузка...
загрузка...