ПРЕДИСЛОВИЕ

Окружающий мир итоговая аттестация за курс начальной школы - типовые тестовые задания

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемые тесты позволяют выяснить, насколько основные знания и умения учащихся 4-х классов соответствуют программным требованиям за курс начальной школы, и как учащиеся умеют пользоваться своими знаниями, умениями и навыками при выполнении тестовой работы. Тесты показывают насколько сформированы учебные умения — воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу (общие)

В результате изучения окружающего мира ученик должен:

знать/понимать

• название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

• государственную символику России;

• государственные праздники;

• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

• правила сохранения и укрепления здоровья;

• основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоёмах, в школе);

уметь

• определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

• различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

• приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и условий жизни;

• показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, ещё 1-2 города);

• описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

• ориентирования на местности с помощью компаса;

• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

• установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

• ухода за растениями (животными);

• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

На выполнение тестовой работы отводится один урок.

Структура тестов

Тест содержит 13 заданий, разделённых на три части.

Часть 1 — задания № 1-10, они предусматривают выбор правильного ответа из предложенных. Задания с выбором “полного и правильного ответа” (ответ состоит из набора букв) требуют дополнительного разъяснения учителя.

В данной части встречаются задания, отмеченные звёздочкой, при их выполнении может не хватить имеющихся знаний. В этом случае следует обратиться к дополнительным источникам информации: учебникам, книгам, энциклопедическим словарям.

Часть 2 — задания № 11, 12, требуют записи ответа.

Часть 3 — задание № 13 чтобы выполнить это задание учащийся должен уметь из текста выделить явные факты и по ним определить объект, о котором идёт речь, записать название объекта.

Оценивание тестов

Для обработки тестов учитель может пользоваться пятибалльной системой оценки.

За все правильно выполненные задания (1-12) ставится отметка “5”,

за правильное выполнение 9-10 заданий ставится отметка “4”,

за правильное выполнение 7-8 заданий ставится отметка “3”.

Задание № 13 оценивается отдельно, только отметка “5” за правильное выполнение.

Исправления, сделанные ребёнком, ошибкой не считаются.

Особенностью проведения тестовых работ является полная самостоятельность учащихся. Учитель не должен помогать учащимся выполнять тестовые задания. Если учитель видит, что ученик затрудняется в выполнении какого-либо задания, нужно только предложить ему перейти к следующему заданию.