ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ НА ГЛОБУСЕ»

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ НА ГЛОБУСЕ»

Тип урока: решение частных задач; обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи: расширять знания о формах поверхности Земли, их разновидностях - равнинах и горах; продолжить работу над формированием практических умений использовать глобус как источник информации; содействовать развитию умений самостоятельной работы

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с формами поверхности - равнинами и горами; терминами “холмистая равнина”, “горная равнина”; научатся различать равнины и горы на глобусе; показывать на физической карте России равнины и горы

Метапредметные:

регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

познавательные - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя);

коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения

Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными, любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном; проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебе; соблюдать правила безопасного поведения в школе

Образовательные ресурсы: глобус, иллюстрации с изображением равнин, холмов и гор, физическая карта полушарий; учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы; школьные глобусы, цветные карандаши, карточки для деления обучающихся на группы

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Сколько материков и сколько океанов на планете?

- Какой материк самый большой?

- Какие океаны омывают материк Евразия?

- Какой океан остался?

- Какой материк омывается только одним океаном?

Проводит самостоятельную работу в группах, цель - формирование навыков работы с глобусом, проверка знаний обучающихся.

Вопросы:

1. Самый большой материк на Земле?

2. Самый маленький материк на Земле?

3. Полушарие, в котором находится самый маленький материк?

4. Материк, через который проходят все меридианы?

5. Океан в Южном полушарии, через который проходят все меридианы?

6. Полушарие, в котором находится Северный полюс?

7. Океан, в котором находится самая северная точка Земли?

8. Материк, который пересекается экватором почти посередине?

9. Самый большой океан?

10. Второй по величине океан Земли?

11. Материк, пересекаемый экватором в северной части?

12. Материк, который расположен Севернее Южной Америки?

13. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

- Шесть материков и пять океанов.

- Евразия.

- Северный Ледовитый, Атлантический, Индийский и Тихий.

- Южный.

-Антарктида.

Обучающиеся делятся на две группы. Задание каждой группе: прочитать вопросы и найти ответы.

Первая группа выписывает буквы, означающие верные ответы, из левого столбика, а вторая - из правого.

Ответы. Если обучающиеся ответили верно, то в первом варианте из букв получается фраза: “Ух ты, правильно”, а во втором: “Все помнишь, ура”.

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные по существу полученного задания


А

Северный Ледовитый океан

Н



И

Тихий океан

Ш



П

Южный океан

О



Л

Атлантический океан

Ь



О

Индийский океан

А



В

Африка

И



У

Евразия

В



Ы

Антарктида

П



Н

Северная Америка

Р



Ь

Южная Америка

У



X

Австралия

С



Т

Южное полушарие

Е




Р

Северное полушарие

М








III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи.

Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Отгадайте загадки:

• Носит бабка снежную шапку.

Каменные бока закутаны в облака. (Гора.)

• В жарком лете я стою,

Шапкой зиму достаю. (Гора.)

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений.

Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Отгадывают загадки.

- Знания об условных цветах основных форм поверхности помогут нам находить горы и равнины даже на глобусе с надписями на иностранном языке.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Поверхность Земли такая же ровная, как вы ее видите на глобусе?

- Рассмотрите внимательно материки. Какие цвета вы видите на материках?

- Ученые договорились изображать формы поверхности Земли на глобусе условными обозначениями. Коричневый цвет - горы, зеленый и желтый - равнины. Назовите, на каких материках вы видите горы, равнины.

- Рассмотрите рисунок (с. 16-17). На какой местности стоит Маша, а на какой - Миша? У кого из детей обзор больше?

- Маша стоит на плоской равнине. Прочитайте определение в вашем словаре.

- У плоской равнины нет возвышений и понижений. Человек старается заселить равнины: построить города, поселки, распахать землю, вырастить урожай. Но посмотрите на эту равнину (иллюстрация на доске). Что может быть более унылым, чем однообразный пейзаж плоской равнины, безлюдной и пустынной?! Ее хозяин ветер беспрепятственно гуляет по просторам, зимой гоняя облака снега, а летом - тучи пыли. Человек здесь чувствует себя беззащитным даже за стенами дома или внутри автомобиля. Но равнина не означает идеально ровное на всем протяжении пространство. Неровности есть везде, но разных форм и размеров. Посмотрите: что видит Миша? У кого больше обзор: у Маши или Миши?

- Миша стоит на холмистой равнине и не видит села, его закрывает возвышенность, на котором растет кустарник, не видит вдалеке лес.

- Самые крупные равнины на территории России - Восточно-Европейская и Западно-Сибирская. По слегка холмистой Восточно-Европейской равнине текут реки

Волга, Дон, Днепр. Западно-Сибирская равнина очень плоская. По этой равнине течет река Обь (названные объекты показывает на демонстрационном глобусе.)

- Некоторые равнины считаются великими, площадь каждой из них - несколько миллионов квадратных километров. К таким равнинам относятся крупнейшая на Земле Восточно-Европейская, или Русская, равнина. Ее площадь более 6 млн кв. км. Она протянулась с севера на юг - от Белого моря до Черного, а с запада на восток - от Балтийского моря до Уральских гор. Найдите ее на глобусе. Каким цветом окрашена Восточно-Европейская равнина?

- Это низменность. Но на глобусе вы видите много и желтоватых пятен. Это возвышенности. Поверхность Восточно-Европейской равнины не везде ровная. На ней часто встречаются холмы и овраги.

- По ней протекают великие реки: Волга, Дон, Днепр. Найдите и покажите соседу по парте эти реки.

- Западно-Сибирская равнина расположена на севере Евразии, за Уральскими горами. Ее площадь около 3 млн кв. км. Каким цветом она окрашена?

- Черточками обозначают болота. Леса и болота покрывают большую часть Западно-Сибирской равнины.

По ней течет река Обь. Найдите ее на глобусе и покажите соседу по парте.

- Великие равнины Северной Америки простираются на 3600 км. Несколько скромнее размеры равнин на юге и востоке Азии, известных как колыбели древних цивилизаций: Индо-Гангская и Великая Китайская равнины. Пустыни Африки, Азии, Австралии в основном располагаются в пределах обширных равнин, которые собственных названий не имеют.

- Какие пословицы или поговорки вы знаете со словом “гора”? Когда и почему так говорят: “Гора свалилась с плеч”, “Горы воротить”, “Пир горой”, “Дела пошли в гору”, “Под гору катиться”, “Обещать золотые горы”?

- Кто из вас видел горы? Расскажите о ваших впечатлениях.

- Знаете ли вы, что самые высокие горы - Гималаи? Найдите их на глобусе. “Гималаи” на языке индийцев - “мать снегов”. Они занимают площадь 2400 км в длину и 350-400 км в ширину, покрыты грандиозными ледниками. В Гималаях около 100 тысяч вершин. И над всем этим изобилием льда - три наиболее высоких пика земного шара: Джомолунгма (Эверест, 8848 м), Чогори (8611 м), Кангченджанга (8383 м). В Гималаях берут начало самые большие реки Южной Азии - Инд, Ганг, Брахмапутра.

- Найдите на глобусе самую длинную горную систему, которая протянулась вдоль всего материка Южная Америка - Анды. Ее длина составляет около 9000 км. В Андах самые высокие вулканы.

Кордильеры Северной Америки в целом напоминают Анды, но они ниже и заметно шире, местами достигают в поперечнике 1500 км.

Организовывает работу с текстами хрестоматии по методике “Мозаика”.

Для проверки усвоенного материала может использовать вопросы из текстов хрестоматии (исключая вопросы, предусматривающие работу с картой)

Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника.

- Нет, она разнообразна.

- Желтый, зеленый, коричневый.

- Поверхность материков очень разнообразна, но ее основными формами являются горы и равнины.

- Маша стоит на плоской равнине. Эта равнина без возвышений и понижений. Поэтому у Маши больший обзор открытого пространства. Она видит далекий лес, село, проселочные дороги и тропинки.

- Миша стоит на холмистой равнине. Эта равнина, где небольшие возвышения (холмы) чередуются с понижениями. Обзор окружающего пространства у Миши меньше. Он не видит села, закрытого небольшими возвышенностями, на которых растет кустарник. Таких равнин на Земле больше, чем плоских.

- Большая часть Восточно-Европейской равнины окрашена зеленым цветом.

Работа в парах. Один из учеников показывает соседу по парте реки, а другой проверяет на глобусе.

- Западно-Сибирская равнина окрашена зеленым цветом, и на ней нарисовано много мелких черточек.

Работа в парах. Один из учеников показывает Восточно- Европейскую равнину, а его сосед по парте - Западно-Сибирскую равнину.

Читают соответствующий текст в учебнике.

Работа в группах: знакомятся с текстами хрестоматии.

С помощью цветных карточек разной формы (круглые, треугольные) делятся на группы. Первая группа читает рассказ “Как на Земле образуются горы?”. Вторая - “Чем знамениты Уральские горы?”. После чтения объединяются по цвету карточек (красные, желтые) и рассказывают друг другу о том, что узнали нового

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи)

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа.

Творческие задания.

Диагностические задания на осознание и понимание нового

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся о значении воды в природе.

- Какие формы поверхности Земли наиболее благоприятны для жизни людей - горные или равнинные?

- Какая поверхность земли преобладает в вашем крае?

- Какие формы поверхности Земли вы знаете?

- Какие крупные равнины на территории России вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

- Что можно увидеть на плоской равнине? Что - на холмистой?

- Какие горы вы нашли на глобусе? На каких материках они находятся?

Организует самостоятельную работу в тетради (задание 7, с. 5).

- Возьмите лист бумаги и нарисуйте небольшую картину. Изобразите понравившуюся поверхность Земли (степь, поле, горы или тихую равнинную речку).

- Какие формы поверхности Земли наиболее благоприятны для жизни людей?

- Какая поверхность земли преобладает в родном крае?

Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

- В горах трудно найти ровные удобные площадки для строительства поселений и возделывания полей. Очень трудно прокладывать в горах дороги.

Составляют схему “Поверхность Земли”:

- Равнины более подходят для жизни людей, так как в горах сложнее заниматься сельским хозяйством, строительством зданий, дорог

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (с. 15-18)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик и синий - если некоторые вопросы вызвали затруднения.

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Сегодня на уроке мы...

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием; формировать адекватную самооценку