Экологическая система - Обитатели Земли

Група в ViberГрупа в Facebook

Окружающий мир 3 класс - Все домашние работы к учебнику А. А. Вахрушева - 2015 год

Экологическая система - Обитатели Земли

§ 10. Жизнь экосистемы

• Стр. 40. Определяем проблему

— Для Лены существуют ненужные насекомые и животные. Миша же утверждает, что все в мире взаимосвязано.

— Для существования экосистемы необходимы все ее обитатели, в том числе и комары. Что же необходимо для поддержания порядка в экосистеме?

• Стр. 40. Вспоминаем

— Живые организмы обитают в экосистеме, а из экосистем складывается биосистема.

— Экосистема — “содружество” живой и неживой природы.

— Живые организмы бывают “мусорщиками”, “кормильцами”, “едоками”.

• Стр. 40. Решаем проблему

1. Нельзя выделить главную часть экосистемы: все ее части взаимосвязаны друг с другом.

2. Круговорот веществ в природе обеспечивает все пищевые связи.

• Стр. 41. Рисунок

— Зелеными стрелками выделены цепи питания. Коричневая стрелка указывает, как растения используют для своего развития минеральные вещества, образованные “мусорщиками”.

• Стр. 42. Рисунок

— В экосистему входит и неживая природа.

— Последовательные превращения веществ образуют в природе замкнутые цепи, поэтому мы говорим о круговороте веществ.

• Стр. 43. Применяем новые знания

1. Биосфера — живая оболочка, а в экосистему включаются и живые, и неживые тела.

2. Все организмы в природе связаны друг с другом. Они могут погибнуть, если какая-то цепочка прервется.

3. Трава — корова — человек.

4. Экосистема состоит из живой и неживой природы.

5. Экосистема самодостаточна: ее живые организмы поддерживают круговорот веществ.

6. Часто животных и растения делят на полезных и вредных. Но все они необходимы, т. к. являются участниками круговорота веществ.

7. Мышь — является пищей для других животных: лисы, совы.

§ 11. Почва — важнейшая часть экосистемы

• Стр. 44. Вспоминаем то, что знаем

— Благодаря круговороту веществ существуют живые организмы.

— “Разрушители” превращают умершие организмы в минеральные вещества, необходимые для роста растений.

— “Разрушители” живут в земле, воде и воздухе.

• Стр. 44. Определяем проблему

— Растения сажают в почву. Она является и опорой для растений, и дает им пищу.

— Что такое почва, и какими свойствами она обладает?

• Стр. 44. Решаем проблему

— Опыт 1. Почва не всю воду удерживает.

— Опыт 2. Вверх поднимутся пузырьки, т. е. в почве содержится воздух.

— Из почвы растения получают воду, минеральные вещества и соли. Почва возникает постепенно, в результате разрушения горных пород.

• Стр. 45. Применяем новые знания

1. Почва — поверхностный, плодородный слой земли.

2. В почве живут микроорганизмы, перерабатывающие остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям.

3. Почва — неживая часть экосистемы, но в ней обитают живые организмы.

4. Это вещество называется перегной. Именно он позволяет улучшить плодородие почвы.

5. Червяк — рыхлит почву. Бактерия — перерабатывает остатки чужих организмов.

§ 12. Экосистема озера

• Стр. 46. Определяем проблему

— Почему озеро зарастает и превращается в болото?

• Стр. 46. Вспоминаем

— Озера образуются в тех местах, где уровень земли опускается. В углублениях накапливается грунтовая вода. Озера меньше по размерам, чем моря и океаны. Вода в озерах может быть проточной и “стоячей”.

— В каждой экосистеме существуют “разрушители”, “потребители”, “производители”. Они обеспечивают круговорот веществ.

• Стр. 47. Рисунок

— Экосистема озера многоступенчатая. На дне живут “разрушители”. К ним относятся многочисленные микробы, которые питаются остатками умерших организмов. Выше — множество одноклеточных водорослей. Еще выше в толще воды крупные растения (водоросли) и мелкие речные животные.

• Стр. 49. Применяем новые знания.

1. В озерной экосистеме присутствуют все “профессии” живых организмов.

2. Экосистема озера “двухэтажная”: наверху мелкие растения и организмы, внизу — более крупные растения.

3. Если “разрушители” не справляются со своей работой, то озеро постепенно зарастает.

4. Озеро глубже. В нем практически нет течения, поэтому со дна не поднимаются мутные осадки.

5. На рисунке изображены пищевые связи. Человек также питается обитателями озера.

6. Озеро больше страдает от загрязнения, т. к. в нем нет течения, и грязь оседает на дне.

§ 13. Экосистема болота

• Стр. 50. Определяем проблему

— Как озеро превращается в болото?

• Стр. 50. Вспоминаем

— Болота располагаются в земной низменности.

— Прежде на месте болот существовали озера.

— Если круговорот веществ полностью не замкнут, то экосистема меняется со временем.

— Лягушки, комары, стрекозы, цапли.

• Стр. 50. Решаем проблему

— Когда живые организмы не успевают использовать некоторые вещества, то они накапливаются, что приводит к изменению условий в озере. Растения со дна и берега переходят на поверхность озера.

— На последнем рисунке изображена сплавина, которая заполняет все озеро.

• Стр. 51. Обитатели болот

— На рисунке слева изображены типичные болотные растения.

— Голубика полезнейшая ягода. Содержит органические кислоты, витамины, сахар, дубильные вещества. Она полезна при лечении многих видов заболеваний. Ягоды голубики стимулируют выделение желудочного сока, повышают его переваривающую функцию.

— Морошка произрастает в северном полушарии, встречается на торфяных болотах и заболоченных лесах. Излюбленная пища для куропаток и кроншнепов. — Рядом с морошкой часто произрастает багульник. Багульник представляет собой небольшой кустарник с вечнозелеными листьями. Листья и ветви багульника издают резкий одурманивающий запах, что объясняется содержанием в растении эфирного масла. Багульник используется пчелами для развития семей.

— Клюква относится к вечнозеленым стелющимся кустарничкам. Плоды клюквы охотно поедаются болотными птицами.

— На рисунке справа изображены животные — жители болот.

— Лоси — нетипичные болотные жители. Летом жара делает их ночными животными, днем загоняя на поляны, где дует ветер, в озера и болота, где можно спрятаться по шею в воду.

— Многие виды журавлей в летнее время выбирают лесные болота с пресной водой.

Все изображенные на рисунках представители растительного и животного мира являются “потребителями”. Все они находят в данной экосистеме питание.

• Стр. 52. Выводы

— Мох сфагнум впитывает воду. Это охраняет болотную воду от высыхания.

— Сфагнум убивает микроорганизмы, поэтому отмершие остатки растений не разрушаются, а постепенно уплотняются и превращаются в торф.

• Стр. 53. Применяем новые знания

1. Когда живые организмы не успевают использовать некоторые вещества, то они накапливаются, что приводит к изменению условий в озере. Растения со дна и берега переходят на поверхность озера. Постепенно озеро превращается в болото.

2. Растения: мох, багульник, клюква, голубика, морошка; птицы: журавль, бекас, куропатка; животные: лось, лягушка.

3. И в озере, и в болоте круговорот веществ не полностью замкнут, нет течения воды. Различаются в них растительный и животный мир.

4. Болотная экосистема накапливает воду в растениях (мох сфагнум). Вода с поверхности болота не испаряется, т. к. вся поверхность затянута растениями.

5. Солнечные лучи согревают летом поверхность озера, а болото и летом остается холодным, поскольку сквозь толщу мха не проникают солнечные лучи.

6. Ручей останется.

7. Осушая болота, мы приобретем новые плодородные земли для выращивания сельскохозяйственных культур. Но при этом мы потеряем экосистему болота — растительный и животный мир. Болота — кладовые воды, питающие реки. При осушении болот ручьи и реки недополучат воду.

8. Если осушить болота на обширной территории, это может привести к смене климата, существенно понизится влажность в атмосфере.

9. Торф имеет способность самовозгораться, поэтому на осушенных болотах часто случаются пожары.

§ 14. Экосистема луга

• Стр. 54. Определяем проблему

— Если не скосить старую траву, плохо будет расти новая.

— Кто убирает нескошенную траву в дикой природе?

• Стр. 54. Вспоминаем

— Луг — это тип растительного сообщества травянистых многолетних растений, приспособленных к условиям среднего увлажнения.

— Травянистые растения преобладают в степной зоне.

• Стр. 54. Решаем проблему

— Среди луговых производителей, прежде всего, нужно отметить злаки. Это травянистые растения с полым стеблем- соломиной и невзрачными мелкими цветками.

— На месте распаханных земель дождевыми потоками вымываются ямы, которые со временем превращаются в овраги.

— На лугу много растений опыляется ветром, для этого нет никаких препятствий. В лесу кустарники и деревья не дают возможности пыльце разлетаться.

• Стр. 55. Рисунок

— Бабочка-голубянка питается нектаром цветов. Чекан охотится на насекомых. Стрекоза поедает мелких насекомых. Гусеница питается соком растений, а жужелица охотится на гусениц. Мышь-малютка питается яйцами мелких птиц, кормом для мыши-полевки являются семена растений, а ласка охотится на мышь-полевку.

• Стр. 56. Выводы

— Подземные части растений живут по нескольку лет. Листья растут пучком от основания, а на месте скошенного листа быстро вырастает новый.

— Мертвые остатки растений перерабатываются “мусорщиками”, обитающими в почве.

— Луга зарастают кустарниками и деревьями. Если почва на лугу будет влажной, то луг постепенно сменится лесом.

• Стр. 57. Применяем новые знания

1. У злаков полые стебли-соломины, невзрачные цветки, сплетенные корневища.

2. Луг — это экосистема, в которой главными производителями являются злаки.

3. Цепкие переплетенные корни позволяют травянистым растениям расти там, где деревья расти не могут. Травянистые растения цепляются за почву и укрепляются в ней.

4. На газонах косят траву для того, чтобы засохшие растения не мешали росту новой газонной травы.

5. Парки специально создаются людьми. Если не будет ухода за парками, они постепенно зарастут сорной травой.

§ 15. Лесные производители

• Стр. 58. Определяем проблему

— Лес — это не просто место, где много деревьев. Лес — это сложная экосистема, где есть и кустарники, и травы.

— Какие производители населяют экосистему леса?

• Стр. 58. Вспоминаем

— Деревья растут в степной зоне, лесной зоне, зоне субтропиков. В лесной зоне более холодный климат, ярко выражены времена года. Там растут хвойные и лиственные породы деревьев. В степной зоне и зоне субтропиков теплее. В них растут другие породы деревьев.

— Растениям для роста необходимы солнечный свет, вода, минеральные вещества.

• Стр. 58. Решаем проблему

— Высокие деревья составляют верхний этаж леса. Им достается больше солнечного света. Зато деревья защищают затененные нижние “этажи” кустарников, трав от ветров, сохраняют для них влагу.

• Стр. 59. Рисунок

— Листву на зиму сбрасывают: лиственница, береза, тополь, липа, ива, дуб.

— Листья производят органические вещества и снабжают ими все остальные части дерева. Опорой дерева является ствол. Корни удерживают дерево в почве, добывают из нее воду и минеральные вещества.

• Стр. 60. Рисунок

— Основные части дерева: корни, ствол и крона. Из корней в крону движутся вода и минеральные соли. Из кроны к корням движутся органические вещества.

— На рисунке изображены:

Бересклет — декоративное растение,

Орешник — используется в пищевой промышленности,

Бузина — применяется в медицине и в качестве декоративного растения,

Можжевельник — используется в медицине и пищевой промышленности,

Малина — применяется в медицине и пищевой промышленности.

— В сплошном еловом лесу нижние “этажи” растений не имеют достаточно света, а ведь не все растения могут жить без солнечного света.

• Стр. 61. Применяем новые знания

1. Лес — это экосистема, состоящая из нескольких “этажей”.

2. У деревьев один толстый ствол. У кустарников несколько твердых стеблей ответвляется от общего корня. У травянистых растений мягкие зеленые стебли.

3. Ландыш, земляника, береза, тополь, ель.

4. Вместе растут ландыш, малина, осина.

§ 16. Потребители и разрушители экосистемы леса

• Стр. 62. Определяем проблему

— Лена не понимает важности животных в лесу.

— Важны ли животные для экосистемы леса?

• Стр. 62. Вспоминаем

— “Потребители” возвращают “производителям” - растениям углекислый газ, помогают им размножаться, расселяться.

— Лес — устойчивая экосистема, с замкнутым круговоротом веществ. Если количество насекомых, поедающих кору и деревья, чрезмерно увеличится, они начнут вредить здоровым растениям. Если насекомых будет очень мало, некому, будет уничтожать старые растения. Численность насекомых регулируют птицы.

• Стр. 62. Решаем проблему

— Зеленые стрелки на рисунке показывают пищевые связи, передачу органических веществ в экосистеме леса. Коричневыми стрелками обозначена передача минеральных веществ.

• Стр. 64. Применяем новые знания

1. Насекомые разрушают сухостой, мертвые листья деревьев, ускоряют круговорот веществ в природе. Птицы уничтожают насекомых-вредителей, спасая растения от гибели.

2. Без “потребителей” лесная экосистема не будет замкнутой.

3. Масленок растет под елью, подосиновик — под осиной, подберезовик — под березой.

4. Лесная экосистема подразумевает замкнутый круговорот веществ. Мертвые остатки организмов не накапливаются, условия обитания остаются постоянными.

• Стр. 65. Дополнительные материалы

— Больная белка первая попадет в лапы хищнику.

— Хищники уничтожают слабых больных животных. Дополнительный материал для любознательных

• Стр. 66. Определяем проблему

— Все экосистемы в природе связаны, и в каждой из них существует замкнутая цепочка.

• Стр. 66. Вспоминаем

— На месте озера, болота и луга с течением времени может возникнуть лес: сначала зарастающее озеро превратится в болото, болото — в луг, и, наконец, луг — в лес.

— “Разрушители” не успевают перерабатывать отходы; в таком случае система остается незамкнутой.

— Если “разрушители” полностью перерабатывают умершие организмы — только в этом случае они выполняют свою работу.

• Стр. 66. Решаем проблему

— Молнии, пожары, извержения вулканов, наводнения время от времени приводят к разрушению экосистемы. Так исчезают отдельные участки лесов. Но природа научилась восстанавливать их.

• Стр. 67. Рисунок

— В озере круговорот веществ не замкнут, поэтому остатки отмерших организмов накапливаются на дне. В результате озеро становится болотом. Но и в болоте “разрушители” не успевают переработать все органические остатки. Болото постепенно осушается и превращается в луг. Но и на луге круговорот остается не замкнутым. Поэтому луг со временем превращается в лес.

Вывод: если экосистемы не замкнуты, они превращаются друг в друга.

• Стр. 68. Применяем новые знания

1. Количество экосистем остается неизменным. Они только могут превращаться друг в друга.

2. В экосистемах таких лугов существует замкнутый круговорот веществ.

3. Разрушители могут управлять сменой экосистем, если не могут выполнять свою работу.

4. Вмешательство человека привело к нарушениям цепочек в различных экосистемах: вырубал деревья, вытаптывал травы, распугивал животных, загрязнял окружающую среду.

5. Корни деревьев укрепляют почву берегов, тем самым, предотвращая размывание почвы, оползни, образование оврагов.

6. После вырубки леса река обмелела.

7. Советы, которые помогут сохранить природу:

а) найди старое кострище;

б) собери букет из садовых цветов;

в) гуляй в лесу по тропинкам;

г) не вырубай лес на склонах оврагов;

д) принимай меры к созданию заповедников.

§ 17. Экосистема поля

• Стр. 70. Определяем проблему

— Человек может помочь полевым растениям.

— Чем отличается экосистема поля?

• Стр. 70. Вспоминаем

— С полей человек получает ягоды, овощи, злаковые культуры.

— Экосистема поддерживается за счет круговорота веществ.

— Если круговорот веществ не замкнут, такая экосистема со временем превратится в другую.

• Стр. 70. Решаем проблему

— Основное отличие экосистемы поля от других экосистем — зависимость от человека. Круговорот веществ на полях замыкается только благодаря деятельности человека.

• Стр. 71. Рисунок

— Изображенные здесь обитатели полей можно поделить на следующие группы:

а) зерновые культуры — кукуруза, рожь;

б) овощные культуры — лук, картофель, морковь, горох;

в) технические культуры — хлопчатник, подсолнечник.

• Стр. 73. Применяем новые знания

1. В полях человек удобряет почву, распахивает ее, защищает растения от сорняков и грызунов, убирает отходы растений. Это необходимо делать, т. к. в искусственной экосистеме поля нет “разрушителей”.

2. В нашей местности растут культурные растения (пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, морковь, картофель, свекла) и сорняки (одуванчик, лопух, осот).

3. Сорняки любят плодородную почву полей, в городах такой земли нет.

4. Чтобы избавиться от сорняков, поля необходимо регулярно пропалывать.

§ 18. Аквариум — маленькая искусственная экосистема

• Стр. 74. Определяем проблему

— Лена забыла о водорослях, которые нужны для очистки воздуха, и о чистильщиках воды — “мусорщиках”.

— Какие живые организмы населяют аквариум?

• Стр. 74. Вспоминаем

— Экосистема состоит из живой и неживой природы.

— Чтобы круговорот веществ в экосистеме был замкнутым, в ней должны присутствовать производители, потребители и разрушители.

— В искусственной экосистеме круговорот веществ замыкается только при помощи человека.

• Стр. 74. Решаем проблему

— В аквариуме можно найти все части экосистемы: производителей (аквариумные растения), потребителей (рыбки, улитки), разрушителей (микроорганизмы, бактерии).

• Стр. 75. Рисунок

— Излюбленные обитатели аквариумов — конечно рыбы. Самые популярные из них — тропические, поэтому содержать их нужно в теплой воде.

— Среди теплолюбивых рыбок выделяются гуппи и меченосцы. Они имеют красивую расцветку, и уход за ними не сложен.

— Скалярия — представитель цихлид. Цихлиды живут в реках и озерах Южной Америки и глубоководных Африканских озерах. Уход за цихлидами более сложен, зато их называют “рыбы с интеллектом”.

— Сомики — настоящие мусорщики аквариума: они очищают аквариум от остатков пищи.

— Кроме рыб, в аквариум поселяют и других животных: моллюсков, креветок, черепах.

• Стр. 77. Применяем новые знания

1. Содержание и уход аквариума обеспечивает человек.

2. В круговороте веществ в аквариуме участвуют: грунт, вода, аквариумные растения, рыбки, улитки, бактерии.

3. Гуппи, меченосец, скалярия, сомик, золотая рыбка, дискус, улитка, черепаха.

4. Экосистемы поля и аквариума зависят от человека. Если человек перестанет ухаживать за полем, то оно со временем зарастет сорняком и превратится в луг (перейдет в другую экосистему). А если человек перестанет ухаживать за аквариумом, то в нем погибнут все живые организмы (экосистема погибнет).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.