Время - ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс к УМК А.А. Плешакова - 2018

Время - ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ

Цель: сформировать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего.

Планируемые результаты: учащиеся научатся приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт, перечислять единицы времени в порядке их увеличения, объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, куклы Мальчик и Девочка, рисунки на тему “Город будущего”, которые ученики нарисовали в 1 классе, сосуды с водой и песком, фотографии солнечных и цветочных часов, установленных в разных городах мира, часов на стене Государственного академического астрального театра кукол им. С.В. Образцова в Москве, кремлевских курантов, механические, электронные и электронно-механические часы, секундомер, счетные палочки у каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания на карточке

Карточка 1

— Закончите предложения.

• Модель Земли называется... (глобус).

• В верхней части глобуса находится самая северная точка нашей планеты... (Северный полюс).

• Огромные водные пространства на планете Земля — это... (океаны).

— Перечислите названия океанов.

Карточка 2

— Закончите предложения.

• Модель Земли называется... (глобус).

• В нижней части глобуса находится самая южная точка нашей планеты... (Южный полюс).

— Перечислите названия материков.

3. Фронтальный опрос

— Что такое глобус?

— Покажите на глобусе океаны Земли.

— Покажите на глобусе материки Земли.

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Вчера было,

Сегодня есть

И завтра будет. (Время.)

— Что возвратить нельзя? (Время.)

(Учитель читает отрывок из стихотворения “Сказка о времени”.)

Прислушайся к часам ты:

— Тик-так, тик-так, тик-так, —

Поет веселый гномик

По имени Тик-Так.

Когда сойдутся стрелки,

Он знает, что вот-вот

К нему Румяный Полдень

Поговорить зайдет.

А разбегутся стрелки —

Его разыщет брат,

Веселый Добрый Вечер,

Как много лет назад.

Его сменяя, Полночь

Тихонечко придет,

По имени Тик-Така

Чуть слышно назовет.

Пробудет до рассвета

И убежит опять.

И станет с Добрым Утром

Тогда Тик-Так играть.

А лишь сойдутся стрелки,

И в комнату вот-вот

К Тик-Таку снова Полдень

Поговорить зайдет.

Г. Новицкая

— О чем это стихотворение? (О часах, о времени.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о времени.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Время настоящее, будущее, прошедшее. На одном из уроков в 1 классе вы рисовали эти рисунки. Почти год прошел с тех пор.

(Учитель показывает рисунки, которые ученики нарисовали в 1 классе.)

— Посмотрите и вспомните, какое было название у всех ваших работ. (Город будущего.)

— А как вы думаете, что такое будущее? (То, что будет.)

— Если будущее — это то, что будет, то как называется то, что уже было? (Прошлое, то, что прошло.)

— А как мы назовем то, что происходит с нами сейчас? (Настоящее, то, что есть сейчас.)

— А теперь скажите, когда вы делали эти рисунки: в прошлом, будущем или настоящем?

— Когда вы перейдете в 3 класс: в будущем или прошлом?

— Можно ли нам с вами вернуться в 1 класс, на год назад? Кому бы этого хотелось?

— Можем ли мы сейчас, вот в эту самую минуту, стать такими, как ученики 10 класса нашей школы? (Ответы учеников.)

2. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 16. Прочитайте текст.

— Что называют прошлым? (То, что было.)

— Что называют настоящим? (То, что есть сейчас.)

— Что называют будущим? (То, что будет.)

— Рассмотрите рисунки на с. 16—17 учебника. На каком из них изображено прошлое, на каком — настоящее, на каком - будущее?

— Какие приметы времени вам это подсказали?

— Можно ли остановить время? (Ответы учеников.)

Время остановить нельзя, но с помощью фотографий, рисунков, ведения дневника можно сохранить память о том или ином событии; образно об этом говорят, как об остановленном мгновении, остановившемся времени. Разглядывая фотографии, картины, слушая рассказы людей, читая книги, мы, как через волшебное стекло, заглядываем в прошлое.

— Найдите на с. 17 рубрику “Заглянем в семейный альбом”. Какие из фотографий хранят моменты далекого прошлого, какие — настоящего?

— Какие приметы времени это подсказали?

— А где живет наше будущее? (В мечтах, в воображении, в надеждах.)

И еще — в нашем настоящем, в наших делах, от которых зависит, каким будет наше будущее.

— Объясните, как вы это понимаете. (Хорошо учась сейчас, во 2 классе, каждый из нас день за днем подготавливает свои будущие успехи в старших классах.)

— Прочитайте первый абзац текста на с. 17.

— Расскажите о добрых поступках - своих или друзей и знакомых, благодаря которым и будущее должно стать светлым, радостным.

3. Беседа

Такие разные часы. Можно ли измерить время? На что оно похоже?

(Учитель переливает воду тонкой струйкой из одного сосуда в другой или предлагает это сделать кому-то из учеников.)

— Можно ли сказать, что время похоже на воду? (Ответы учеников.)

(Учитель пересыпает песок из одного сосуда в другой.)

— Похоже ли время на песок? (Ответы учеников.)

— Мы можем узнать, сколько у нас воды, песка? (Воду, песок можно, например, взвесить на весах.)

— А можно ли потрогать время рукой, рассмотреть его? (Ответы учеников.)

— Но люди как-то научились измерять невидимое, неслышимое время. Как? (С помощью часов.)

— В каких сказках упоминаются часы? (“Золушка” Ш. Перро, “Аленький цветочек” С. Аксакова, “Сказка о потерянном времени” Е. Шварца.)

(Учитель читает отрывок из рассказа Н. Носова “Бобик в гостях у Барбоса”. См. материал для учителя к уроку.)

— Как бы вы объяснили, что такое часы? (Ответы учеников.)

— Какие бывают часы? (Электронные, механические, настенные, наручные...)

Оказывается, часы не всегда были такими, как они выглядят сейчас. Давайте заглянем в прошлое часов, познакомимся с их историей.

— Рассмотрите рисунки разных часов на с. 18 учебника. Какие часы вы видите?

Слово “часы” вошло в обиход в XIV в. Это слово произошло от слова, означавшего “звонок”.

— Как вы думаете, какие часы были придуманы первыми? (Солнечные часы.)

Впервые люди стати определять время, смотря на солнце, а также наблюдая за его движением по небосклону в течение дня. Когда солнце находилось в самой высокой точке небосклона, значит, в это время был полдень, т. е. середина дня. Когда солнце находилось ближе к горизонту, значит, это было либо утро (солнце восходило), либо вечер (закат). Конечно, такое время нельзя назвать точным. Поэтому люди начали изобретать часы. Вы сказали правильно: первыми были изобретены солнечные часы.

— Посмотрите на рисунок в учебнике, расскажите о принципе работы солнечных часов. (В разное время суток длина тени и ее положение различны.)

(Учитель показывает фотографии солнечных часов, установленных в разных городах мира.)

— Какие недостатки имеют солнечные часы? (Не могут показывать время в пасмурную и дождливую погоду, т. е. тогда, когда нет солнца.)

— Потом появились песочные и водяные часы. Рассмотрите их на рисунке в учебнике.

— Расскажите о принципе работы этих часов. (Примерный ответ. Водяные часы сделаны из двух емкостей, наполненных водой, причем уровень воды в одной из емкостей был выше, чем в другой. Вода перетекала из одной емкости в другую. На емкости были нанесены деления, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда налили воду. Так же работали и песочные часы, в которых вместо воды использовался песок. Пересыпался песок из одного сосуда в другой за определенное время.)

— Какие недостатки имеют водяные и песочные часы? (В водяные часы надо подливать воду, песочные — все время переворачивать.)

Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, по узнать, который час, по ним нельзя.

— Потом человек придумал пружину и прикрепил к ней зубчатое колесико. Колесико крутится, цепляется за другое колесико и вертит его. Второе колесико передвигает стрелки, которые показывают время. Как называются такие часы? (Механические.)

(Учитель показывает механические часы с открытым механизмом.)

— Какие недостатки имеют механические часы? (Их нужно заводить.)

— На “Страничках Умного Совенка” (с. 120) прочитайте о других видах часов.

— О каких часах вы прочитали? (Об электронных, электронно-механических.)

— Что вы знаете о цветочных часах? (Ответы учеников.)

Давным-давно люди заметили, что цветы раскрываются в разное время: одни — утром, другие — под вечер, а третьи — только ночью. Например, одуванчики раскрываются в 5 ч утра, а к 2—3 ч дня они закрываются. Кувшинки раскрывают свои белоснежные лепестки в 7 ч утра и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Шведский ученый Карл Линней много лет наблюдал за растениями и выяснил, когда раскрываются и закрываются цветки разных растений. В своем саду ученый сделал цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и другие растения. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветы раскрыты.

Во многих городах мира есть цветочные часы, но время на них показывают стрелки с механизмом, спрятанным в землю. Цветы являются лишь красивым оформлением часового механизма.

(Учитель показывает фотографии цветочных часов, установленных в разных городах мира.)

— Что вы знаете о сказочных часах? (Ответы учеников.)

Такие часы вися г на фасаде Государственного академического Цен трального театра кукол им. С.В. Образцова в Москве. Как только стрелки покажут 12 ч, золотой петух, сидящий на высоком шесте, поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кукарекает. Раздается звон колокольчиков, часы бьют 12 раз. Раскрываются двери волшебных домиков, появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую плясовую. Осел лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармошки, звенят в лапах медведя тарелки. Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики.

(Учитель показывает фотографию или видеозапись сказочных часов.)

— Назовите самые главные часы России. (Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.)

Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок — серебряный кубок и в придачу к нему атлас, меха соболей и куниц. Когда эти часы сломались, царь Петр 1 выписал из Голландии другие. Сначала их везли по морю, затем доставили на 30 подводах в Кремль. Старые часы сняли и повесили голландские. Когда и эти часы обветшали, вместо них установили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.

Несколько столетий украшают Спасскую башню куранты. Каждый, кто приходит на Красную площадь, может услышать их бой.

(Учитель показывает фотографию или видеозапись кремлевских курантов.)

Единицы измерения времени. Наш рост можно измерить в сантиметрах и метрах, вес - в килограммах. А в каких единицах измеряется время? Время оказалось удобно измерять в минутах.

Минута — единица измерения времени. Как из кирпичей строят дом, так и из минут строится время. Есть и другие единицы измерения времени. Внутри минуты прячутся секунды, целых 60. Только они совсем короткие: раз — и секунда прошла. А из минут строятся часы, из часов — сутки, из суток — неделя, из недель — месяц, из месяцев — год.

(Учитель показывает секундомер. Делает запись на доске: “Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год; 1 мин = 60 с; 60 мин = 1 ч”.)

— Как вы думаете, минута — это много или мало? Что можно успеть сделать за минуту? (Ответы учеников.)

Игра “Сделай за минуту”

— Сейчас вы будете выкладывать из счетных палочек узор — такой, как на доске. Вы начнете выполнять задание по сигналу. А песочные часы и секундомер будут отмерять время. Когда весь песок пересыплется в нижнюю колбу, а стрелка секундомера пробежит круг циферблата, пройдет минута. Вы должны будете остановиться и посмотреть, кто сколько успел сделать. Мне понадобятся два помощника — “хранители времени”, которые будут наблюдать за песком в часах и стрелкой секундомера.

(Ученики выполняют задание, по сигналу “хранителей времени” работа останавливается.)

— Как вы думаете, долго ли длится минута? (Ответы учеников.)

Кому-то из вас удалось уложиться в отведенное время, кто-то

не успел, ведь у каждого человека свой темп работы. Очень важно, чтобы вы знали себя, свой темп работы и учились рассчитывать время так, чтобы все успевать.

V. Физкультминутка

Все часы идут вот так:

Тик-так, тик-так.

(Наклоны головы то к одному плену, то к другому.)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Раскачиваться в такт маятника.)

Налево — раз, направо — два,

Мы тоже можем так:

Тик-так, тик-так.

(Наклоны головы то к одному плечу, то к другому.)

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 2

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

— Какая единица измерения времени самая маленькая? (Секунда.)

— Поставьте рядом цифру 1.

— Какая единица измерения времени следует за секундой в порядке увеличения? (Минута.)

— Поставьте рядом цифру 2.

— Продолжите выполнять задание самостоятельно.

— Какие единицы измерения времени можно проверить по часам? (Секунду, минуту, час.)

— Какие единицы измерения времени можно проверить по календарю? (Сутки, неделю, год.)

Задание 3 (с. 13)

(Практическая работа “Часы”. Работа в группе.)

— Прочитайте. Рассмотрите часы.

— Покажите и назовите части часов.

— Какая стрелка самая “быстрая”, а какая самая “медленная”?

— Определите время по часам.

— Какое время вы записали?

— На модели часов нарисуйте стрелки, которые показывают 12 ч 10 мин, 6 ч 35 мин, 3 ч 50 мин. Сверьте свой рисунок и рисунок товарища по группе.

— Допишите определение.

Часы — ... (прибор для определения времени).

VII. Рефлексия

— Какое задание вам было интересно выполнять?

VIII. Подведение итогов урока

Вот и уходит в прошлое наш урок. Кукла Девочка будет задавать вопросы, кукла Мальчик — отвечать на них.

(Учитель передает куклу желающим.)

— Что такое часы?

— Назовите единицы измерения времени.

Итак, говоря о времени, мы часто употребляем слова “прошлое”, “настоящее” и “будущее”. Единицы измерения времени — секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год.

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 16-19), ответить на вопросы в рубрике “Проверим себя” (с. 19).

2. Выполнить задание 1 (с. 12) в рабочей тетради.

Материал для учителя

Бобик в гостях у Барбоса (отрывок)

Бобик залез в окно и с любопытством стал осматривать комнату.

— Тебе хорошо! — сказал он Барбосу. — Ты в доме живешь, а вот я живу в конуре. Теснота, понимаешь! И крыша протекает. Неважные условия!

— Да, - ответил Барбос. — у нас квартира хорошая: две комнаты с кухней и еще ванная. Ходи где хочешь.

— А меня даже в коридор хозяева не пускают! - пожаловался Бобик. — Говорят — я дворовый пес, поэтому должен жить в конуре. Один раз зашел в комнату — что было! Закричали, заохали, даже палкой по спине стукнули.

Он почесал лапой за ухом, потом увидел на стене часы с маятником и спрашивает:

— А что это у вас за штука на стенке висит? Все тик-так да тик-так, а внизу болтается.

— Это часы, — ответил Барбос. — Разве ты часов никогда не видел?

— Нет. А для чего они?

Барбос и сам не знал толком, для чего часы, но все-таки принялся объяснять:

— Ну, это такая штука, понимаешь... часы... они ходят...

— Как — ходят? — удивился Бобик. — У них ведь ног нету!

— Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить.

— Ого! Так они еще и дерутся? — испугался Бобик.

— Да нет! Как они могут драться!

— Так ведь сам сказал — бить!

— Бить — это значит звонить: бом! бом!

— А, ну так бы и говорил!

Н. Носов