Формы познания: чувственное и рациональное - ПОЗНАНИЕ

Обществознание универсальный справочник - Интенсивная подготовка - Единый государственный экзамен

Формы познания: чувственное и рациональное - ПОЗНАНИЕ

В науке выделяется две ступени познания — чувственное, осуществляемое при помощи органов чувств, и рациональное, логическое познание, именуемое такжеабстрактным мышлением. Рассмотрим обстоятельно каждую из ступеней познавательной деятельности.

Существует три формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления. Ощущения (отражение отдельных свойств предметов) соответствуют определенным свойствам предметов; восприятия (отражение в сознании человека предметов окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств) соответствуют системе свойств предмета (например, с одной стороны, ощущение вкуса яблока, с другой — восприятие вкуса, формы, запаха, цвета яблока в их единстве). Ощущения могут существовать вне восприятия (холод, темнота), но восприятие невозможно без ощущений. Ощущения представляют собой части целостных восприятий. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную вещь, но в то же время органы чувств информируют нас об отдельных свойствах стола, например, о его цвете.

Как же «работают» ощущения? Между ощущением и самим предметом существует несколько звеньев. В рецепторах внешние воздействия превращаются из одного вида сигнала в другой, кодируются и посредством нервных сигналов-импульсов передаются в соответствующие мозговые центры, где перекодируются на «язык» мозга, подвергаются дальнейшей обработке во взаимодействии с прошлыми следами.

Восприятие является результатом совместной деятельности разных органов чувств. Можно выделить следующие свойства восприятия:

Предметность. Мы воспринимаем конкретно что-то или кого-то.

Целостность. Образы восприятия представляют собой целостные и законченные структуры.

Осмысленность. Предмет осознается как конкретный предмет.

Константность. Фиксируется постоянство формы, величины, цвета предмета.

Все отмеченные стороны ощущений и восприятий распространяются и на представления — третью форму чувственного познания. Главное в представлении — это отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом. Имеет место оторванность от текущей ситуации, обобщенность, усредненность образа. По сравнению с восприятием, в представлении сглаживается специфическое, уникальное, единичное. Включаются в работу память (воспроизведение образов предметов, в данный момент не действующих на человека) и воображение.

Память и отсутствие непосредственной связи с наличной ситуацией позволяют комбинировать образы, их элементы, подключать воображение. Представления позволяют выходить за пределы данного явления, формировать образы будущего и прошлого. Итак, представление — это воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосредственного чувственного восприятия.

В истории происходило разделение качеств, которыми обладает предмет, на два вида: первичные (плотность, форма, объем) и вторичные (цвета, звуки и др.). Если первичные качества являются эффектом внутренних взаимодействий, то вторичные представляют собой эффект внешних взаимодействий данной вещи с другими вещами. Качества первого рода называются предметными, качества второго рода — диспозиционными. Ощущения несут информацию о предмете и отражают как предметные, так и диспозиционные качества.

На ощущения и восприятия влияют эмоциональное состояние человека, его прошлый опыт и др. Поэтому один и тот же цвет может быть связан с различными переживаниями, которые влияют на ощущения.

Роль чувственного отражения весьма значительна:

• органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

• без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению;

• потеря части органов чувств осложняет познание, но не перекрывает его возможности;

• органы чувств дают тот минимум информации, который необходим для познания объектов.

Познавательные способности человека связаны прежде всего с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух и др.), проприоцептивную (положение тела в пространстве) и интерорецептивную, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма. Все эти способности объединяются в одну группу и заключены в органах чувств.

Развитие органов чувств человека является результатом, с одной стороны, эволюции, с другой — социального развития. С физиологической точки зрения органы чувств человека несовершенны. Так, например, термиты ощущают магнитное поле, а змеи — ИК-излучение. Но органы чувств сформировались в процессе естественного отбора как результат приспособления организма к условиям внешней среды. Все сколько-нибудь значимые для организма внешние воздействия находили у него ответные реакции, иначе бы эти организмы просто вымерли.

Но человек может расширить диапазон чувствительности. Во-первых, с помощью изготовления и применения разного рода приборов. Во-вторых, практика расширяет сферы чувственного познания. Например, сталевары в практике приобретают способность различать десятки оттенков красного и т. п. В-третьих, с помощью мышления, которое обладает неограниченными возможностями для познания действительности.

Вторая ступень познания получила название рационального познания, или абстрактного мышления. На этой ступени мы переходим от внешних свойств предметов и явлений к внутренним, устанавливаем сущность предметов, даем их определение, делаем выводы (умозаключения) о познанном. Примером подобного вывода — умозаключения может служить высказывание: «Все люди смертны. Я человек, следовательно, и я умру, подобно всем людям». Стадиями рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение.

Вы уже знаете, что понятие — это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей; суждение — это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о познаваемом объекте. На основе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).

Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуитивное «видение» совершается не только случайно и вдруг, но и без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату. Иногда неосознанным остается и результат, а самой интуиции при таком исходе ее действия уготована лишь участь возможности, не ставшей действительностью. Индивид может вообще не сохранить (или не иметь) никаких воспоминаний о пережитом акте интуиции.

Интуитивной способности человека свойственны: 1) неожиданность решения задачи; 2) неосознанность путей и средств ее решения; 3) непосредственность постижения истины.

Это признаки отделяют интуицию от близких к ней психических и логических процессов.

Интуиция проявляется и формируется при:

• основательной профессиональной подготовке человека, глубоком знании проблемы;

• поисковой ситуации, состоянии проблемности;

• напряженных усилиях по решению проблемы или задачи;

• наличии «подсказки».

Исследователи отмечают, что интуитивная способность образовалась, по-видимому, в результате длительного развития живых организмов вследствие необходимости принимать решения при неполной информации о событиях. Таким образом, способность интуитивно познавать можно расценивать как вероятностный ответ на вероятностные условия среды.