Социальная роль - Социальные отношения

Група в ViberГрупа в Facebook

Обществознание: полный курс подготовки к ЕГЭ

Социальная роль - Социальные отношения

Социальный статус – положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Основные группы статусов:

  1. Предписанные (врожденные) статусы человек получает от рождения независимо от своей воли: пол, возраст, национальность.

– Достигаемые (приобретенные) статусы приобретаются личностью в результате свободного выбора и целенаправленных усилий: врач, инженер, бизнесмен, спортсмен.

– Смешанные – предписанными и достигаемыми одновременно.

  1. Временные и постоянные.

В любом обществе существует иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие – наоборот. Престиж – оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Иерархия статусов формируется под влиянием двух факторов: а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек; б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Авторитет – степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. С понятием социальный статус тесно связано другое понятие – социальная роль: 1) фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений; 2) совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.


При различных подходах к интерпретации социальные роли определяются также, как:

1) функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

2) общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, который несет печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);

3) поведение личности в соответствии с ее общественным статусом; обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия в зависимости от их статуса в обществе и системе межличностных отношений;

4) существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение в его взаимодействии с другими индивидами;

5) система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;

6) открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;

7) представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

8) предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

9) набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р. Линтоном, Дж. Мидом. Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом.

  1. По масштабу. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб.
  2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и достигаемые.
  3. По степени формализации. Формализация определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие – только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность.
  4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д. Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами.

Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Совокупность ролей, выполняемых индивидом, называется ролевым набором, или ролевым репертуаром.

По степени проявления выделяют активные и латентные роли. Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени; латентные не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли.

По способу усвоения роли делятся на предписанные (определяются возрастом, полом, национальностью) и приобретенные, которые субъект усваивает в процессе социализации.

Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей. Роль может быть использована как средство достижения определенной цели, также она может и сама стать целью.

Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.

Типы ролевых конфликтов
  • Межролевые – конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо различные роли предъявляют ему несовместимые требования.
  • Внутриролевые – конфликты, вызываемые противоречивыми требованиями, предъявляемыми к носителям одной роли разными социальными группами. Каждый человек обладает целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой.

Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и др.).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.