загрузка...

Обществознание: полный курс подготовки к ЕГЭ

3. Социальные отношения

3.7. Социальный конфликт

Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Типология конфликтов
  1. Исходя из субъектов конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой.
  2. По сферам жизнедеятельности: политические; социально-экономические; национально-этнические.
  3. В зависимости от способа конфликтного взаимодействия: конфронтация, соперничество, конкуренция.
  4. В соответствии с объектом конфликта выделяются конфликты ценностей и конфликты интересов.
  5. По последствиям конфликтов различают конструктивные и деструктивные конфликты.

 

Субъекты (участники) конфликта: свидетели (люди, наблюдающие за конфликтом со стороны); подстрекатели (те, кто подталкивает других участников к конфликту); пособники (люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами); посредники (люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт).

Предмет конфликта – это вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт.

Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.

Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Противоречие – это фундаментальная несовместимость, несогласие из-за каких-то важных (политических, экономических, этнических) интересов.

Виды противоречий:

1) внутренние противоречия (столкновение внутригрупповых, внутриорганизационных и др. интересов участников малых социальных групп); и внешние противоречия возникают между двумя или несколькими социальными системами;

2) антагонистические (непримиримо враждебные) и неантагонистические противоречия (данный вид противоречий подразумевает возможность компромиссов путем взаимных уступок);

3) основные и неосновные противоречия;

4) объективные и субъективные противоречия.

Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в социальном напряжении, выражает скрытый и статический момент явления, а конфликт – открытый и динамический.

Социальный конфликт – 1) высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов; 2) борьба индивидов или социальных групп с несовпадающими (разными и противоположными) интересами по поводу одного и того же блага (материальным – пища, одежда, нефть, лес и т. п.; экономическим – сырье, деньги, акции и т. п.; политическим – власть, должность и т. п.; юридическим – правовой статус и т. п.; духовным – национальным, религиозным, научным, эстетическим и т. п.).

Концепции, раскрывающие сущность социальных конфликтов

1) Г. Зиммель: сущность социального конфликта заключается в столкновении между постоянно обновляемым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами культуры.

2) Г. Спенсер: социальный конфликт обусловлен борьбой за существование, которая определяется ограниченным объемом жизненных ресурсов.

3) К. Маркс: постоянный конфликт между производительными силами и производственными отношениями по мере развития техники и производительных сил становится все более острым, порождает социальные революции, в результате которых происходит смена способа производства и общество переходит на более высокий уровень развития.

4) М. Вебер: конфликт имеет ценностный характер; общество есть арена социального действия, столкновения ценностей и норм, являющихся атрибутами тех или иных индивидов, социальных групп или институтов; борьба между социальными структурами, отстаивание ими своих социальных статусов, в конечном счете, стабилизирует общество.

Функции социальных конфликтов
  1. Позитивные: информирование о наличии социальной напряженности; стимулирование социальных изменений; коммуникативно-информационная (люди в результате столкновения проверяют друг друга, получают новую информацию); созидания (конфликт часто помогает группе сплотиться); нормотворчество (конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов); снятие социальной напряженности.
  2. Негативные: создание стрессовых ситуаций; дезорганизация социальной жизни; разрушение социальной системы.

Причины социальных конфликтов: социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций; различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации; религиозные различия; поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).

Основные стадии социального конфликта: предконфликтная (конфликтная ситуация); непосредственно конфликт; разрешение конфликта (завершение инцидента, устранение причин конфликта).

Типология и виды социальных конфликтов
  • По длительности: долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.
  • По объему: глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.
  • По источнику возникновения: объективные; субъективные; ложные.
  • По используемым средствам: насильственные и ненасильственные.
  • По форме: внутренние и внешние.
  • По влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные.
  • По характеру развития: преднамеренные и спонтанные.
  • По сферам общественной жизни: экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые.
  • По типу отношений: внутри– и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни; внутри– и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.

Сторонами социальных конфликтов являются социальные субъекты: люди, социальные общности (групповые и массовые), социальные институты, народы, общественные формации, цивилизации. Этапы протекания конфликта: скрытая стадия (явное или неявное недовольство ситуацией); формирование конфликта (формирование противоречий, выдвижение требований); инцидент; активные действия сторон (способствуют достижению наивысшей точки конфликта, после чего он идет на убыль); завершение конфликта.

По причине и характеру происхождения межнациональные конфликты могут быть:

* социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);

* культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);

* этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т. е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);

* этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);

* историческими (взаимоотношения в прошлом – войны, былые отношения политики «господство – подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);

* межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);

* сепаратистскими (требование создать собственную независимую государственность или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным с культурно-исторической точки зрения государством).

Способы решения социальных конфликтов: компромисс; переговоры; посредничество; арбитраж; применение силы, власти, закона.

Возможные пути выхода из конфликтов: реставрация (возвращение общества к доконфликтному состоянию); невмешательство (выжидание); обновление (активный выход из конфликта путем отбрасывания, отказа от старого, развития нового).

Условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов:

а) своевременный и точный диагноз причин конфликта, т. е. выявление существующих противоречий, интересов, целей.

б) обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны.

в) совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.





загрузка...
загрузка...