Раздел IV. Политика - Ответы на тренировочные задания

Обществознание полный экспресс-репетитор разбор всех экзаменационных ЕГЭ

Раздел IV. Политика - Ответы на тренировочные задания

Часть 1

Тип задания

№ варианта задания

Ответы

1

2

3

4

А


1

X




2


X



3

X




4




X

5




X

6



X


7



X


8



X


9




X

10

X




11



X


12




X

13



X


14


X



15


X



16



X


17




X

18

X




19

X




20



X


21


X



22


X



23

X




24




X

25


X



26




X

27

X




28



X


29


X



30


X



31



X


32




X

33


X



34

X




35



X


36




X

37


X



38

X




39

X




40




X

41




X

42


X



43

X




44



X


45


X



46




X

47


X



48




X

49



X


50


X



51



X


52

X




53


X



54



X


55



X


56




X

57

X




58



X


59


X



60




X


Часть 2

Тип задания

№ варианта задания

Ответы

В1

1

Субъект


2

Форма


3

учреждения

В2

1

25


2

45


3

36

В3

1

12122


2

11212


3

21122

В4

1

236


2

134


3

125

В5

1

1122


2

2221


3

1212

В6

1

318497


2

457612


3

974315

В7

1

236


2

356


3

145

В8

1

3


2

2


3

5


Часть 3

Тип задания

№ варианта задания

Основное содержание ответов и рекомендации по выполнению заданий

С1


Главная отличительная черта политической власти состоит в том, что решения, принимаемые её субъектом, становятся обязательными для всех членов общества

С2


К особенностям политического неравенства на современном этапе, по мнению автора, можно отнести следующие: изменение порядка формирования политической элиты в направлении усиления демократичности и открытости; изменение самой политической элиты, которая перестала совпадать с сословным и экономическим делением общества, стала более подвижной и внутренне неоднородной

С3


В качестве факторов, влияющих на достижение человеком особого статуса в иерархической структуре общества, могут быть приведены: исключительные свойства личности, уровень образования, поддержка политической организации, доступ к средствам массовой информации и др.

С4


Автор видит значимость норм и правил, регулирующих отношения политической власти, в воспроизводстве этих отношений. В качестве примеров данных норм могут быть указаны: нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, государственных учреждений; нормы, определяющие порядок формирования политической элиты (в демократических странах нормой стала конкурентная борьба на выборах, в странах с тоталитарным режимом — партийная принадлежность); нормы, определяющие права и обязанности управляющих и управляемых, их взаимную ответственность («Русская Правда» Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федерации и др.)

С5

1

Гражданское общество — это сфера самоопределения свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Примеры предложений: Гражданское общество сложилось на определённом этапе исторического развития, прежде всего, западной цивилизации. Процесс формирования гражданского общества являлся не только экономической, социальной, политической, но также социокультурной и духовной трансформацией. И др.

2

Политическая партия — организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путём завоевания государственной власти. Политическая партия имеет организованную структуру, детально разработанную политическую программу и является одним из компонентов политической системы общества.

Примеры предложений: Политическая партия определённым образом воздействует на политическую жизнь государства в целом. Участие в политической деятельности партий — прямой путь во власть, даже в том случае, если партия никогда не победит на выборах. И др.

3

В качестве основных особенностей политической системы современного российского общества могут быть названы: Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; наличие трёх ветвей власти; наличие у Президента РФ большого количества полномочий; начальный этап формирования гражданского общества и становления партий; недостаточно высокая политическая активность граждан и др.

С6

1

В качестве примеров выполнения государством своих внешнеполитических функций могут быть приведены: разработка военной доктрины и концепции национальной безопасности; поддержание достаточного уровня обороноспособности страны; защита независимости и территориальной целостности государства; участие в регулировании межнациональных и межэтнических конфликтов и др.

2

Могут быть приведены примеры, характеризующие отличия в формировании государственной власти в парламентской и президентской республиках: в президентской республике президент получает полномочия непосредственно от избирателей, в парламентской — президент обычно избирается законодательным органом власти; в президентской республике членов правительства назначает президент, в парламентской — лидер партии парламентского большинства; в президентской республике президент свободен в выборе кандидатур на правительственные посты, в парламентской — назначение в правительство получают только депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном органе власти

3

В качестве примеров, иллюстрирующих возрастание роли средств массовой информации (СМИ) в политической жизни общества, могут быть приведены: положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества; СМИ являются гарантом прав и свобод человека и гражданина; СМИ отражают идеологию государства, легитимность власти и плюрализм и др.

С7

1

Ш. Монтескье является одним из разработчиков теории разделения властей как необходимого условия поступательного развития государственной власти. Принцип разделения властей означает: распределение функций государственной власти между различными институтами и организациями как по вертикали, так и по горизонтали. Равенство законодательной, исполнительной и судебной властей проявляется в том, что ни одна из них не может принимать решения, ущемляющие права другой.

В качестве примеров опасного сосредоточения власти в руках одного органа или одного человека могут быть приведены: узурпация власти Наполеоном I во Франции привела к забвению демократических задач, обозначенных революцией, и гибели империи; до этого безраздельная власть якобинцев поставила Францию на грань национальной катастрофы; в XX веке диктатура пролетариата в СССР привела к деспотизму власти и трагедии миллионов людей и др.

2

В качестве факторов, способствующих складыванию определённой формы государства, могут быть приведены: исторические традиции; культура народа, его цивилизованность; религия; социальный и национальный состав населения; географические и природно-климатические условия; экономические особенности и др.

3

Констатировать, что в Японии существовала однопартийная система, нельзя. В этой стране множество партий, способных реально влиять на политическую жизнь общества, что полностью не соответствует сущности однопартийной системы, отличающейся функционированием одной партии, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов. Партийную систему в Японии можно охарактеризовать как «атипичную» многопартийную или квазимного- партийную

С8

1

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Основные теории происхождения государства

а) теологическая

б) договорная

в) патриархальная

г) насилия

д) классовая

2) Понятие государства

3) Признаки государства

4) Государственный аппарат

а) государственные органы

б) государственные учреждения

5) Функции государства

а) внутренние

б) внешние

6) Формы государства

а) форма правления

б) форма государственно-территориального устройства

в) политический режим

7) Государство как ведущий элемент политической системы общества

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

2

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие политического режима

2) Факторы, определяющие политический режим

3) Характеристики политического режима

а) объём прав и свобод человека, их гарантированность

б) методы осуществления государственной власти

в) характер отношений между государством и обществом

г) пути формирования политических институтов

д) методы выработки политических решений

4) Функции политического режима

5) Классификация политических режимов

а) демократический

б) авторитарный

в) тоталитарный

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

3

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие политического участия

2) Типы политического участия

а) опосредованное (представительное)

б) непосредственное (прямое)

3) Формы политического участия

4) Виды политического участия

а) активное

б) инициативное

в) пассивное

д) поддерживающее

5) Функции политического участия

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

С9


Данное задание предполагает написание мини-сочинения — эссе по поводу поднятой в приведенном высказывании проблемы.

Эссе (фр. essai — опыт, проба, попытка, набросок, очерк) — прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

Эссе по обществознанию должно:

— раскрывать смысл высказывания (афоризма);

— соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (афористическое высказывание мыслителя). В данном случае речь идёт о политологии;

— содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть её?);

— включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всём? Почему? В чём состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

— содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить своё мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;

— характеризоваться свободной композицией, непринуждённостью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объёмом, продуманной структурой:

• Начинать эссе следует с ясного и чёткого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»;

«В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным».

• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его смысл, чтобы стал очевиден контекст, который определит её содержание и сущность.

• Основная часть эссе представляет собой относительно развёрнутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:


image412


Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

• В заключительном предложении (абзаце ) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

Естественно, следует обращать внимание на правила орфографии, пунктуации и стилистики русского языка. Хотя данные ошибки не влияют на уменьшение балла за мини-сочинение, но они снижают общее впечатление эксперта от представленной работы.

К достоинствам эссе можно отнести:

— наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);

— включение имён его предшественников, последователей или научных противников;

— описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к её решению;

— наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

— присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.