Структура экзаменационной работы по обществознанию - Предисловие

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ПОЛНЫЙ ЭКСПРЕСС-РЕПЕТИТОР РАЗБОР ВСЕХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ТЕМ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Данная книга — учебное пособие для быстрой и эффективной подготовки школьников и абитуриентов к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по обществознанию, которое по своему содержанию соответствует государственному стандарту обществоведческого образования. Пособие призвано оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний каждого из пяти традиционно выделяемых содержательных разделов: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».

Пособие включает теоретический материал, представленный в форме экспресс-курса, и вариативные тренировочные задания для самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность учебного пособия.

В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно преобразовать содержание материала в более доступное для восприятия, выявить самые существенные признаки социальных объектов и явлений, раскрыть сущность обществоведческих понятий разной степени сложности, что станет условием успешной сдачи ЕГЭ. Инструментом осуществления этой задачи выступают структурно-логические схемы и таблицы, которые позволяют в компактной форме раскрыть суть самых значимых вопросов обществоведческого курса, а также помогают лучше понять и глубже усвоить материал.

Пособие включает вариативные тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Эти задания соответствуют контрольно-измерительным материалам (КИМам), на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ по обществознанию.


Структура экзаменационной работы по обществознанию


Структурные

компоненты работы

Тип

задания

Общая характеристика типов заданий и форм представления ответов

Максимальный балл за выполнение

Примерное время выполнения (мин)

Часть 1

С выбором ответа (А)

Задания имеют две разновидности:

1) задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа к нему, из которых требуется выбрать один-единственный правильный;

2) задания, предлагающие для анализа два суждения (А; Б) и требующие выбора одной из 4 предложенных оценок: верно только первое суждение; верно только второе суждение; верны оба суждения; оба суждения неверны. Ответ даётся экзаменуемым в виде знака «х» («крестик»), который ставится в клеточке с номером выбранного ответа на именном бланке ответов № 1


1


1


1—2

(3)

3—4

Часть 2

С кратким ответом (В)

Задания требуют:

— выявлять структурные элементы с помощью схем и таблиц;

— соотносить видовые понятия с родовыми;

— устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

— осуществлять выбор необходимых позиций из предложенного списка;

— различать в социальной информации факты и мнения;

— определять термины и понятия, соответствующие предлагаемому контексту;

— осуществлять выбор обобщающего понятия для всех понятий, представленных в перечне.

Ответ самостоятельно формулируется и записывается в виде слова (например, индивидуальность), словосочетания (например, традиционное общество), набора цифр (например, 11221), без пробелов и других символов на именном бланке ответов № 1


1

1

2



2

2

2


1


2


3

3—5

5



3—5

3—5

5


3


5—10

Часть 3

С развёрнутым ответом (С)1

Задания имеют следующие разновидности:

1) задания к тексту (используется оригинальный философский, научный, правовой, политический, публицистический и т. п. текст, тематически связанный с изученным содержанием): — проверяющие адекватность восприятия содержания текста и умение находить в нём необходимую информацию;

— связанные с интерпретацией текста (определение основной идеи, формулирование заголовка и т. п.);

— направленные на характеристику текста и его отдельных положений;

— требующие привлечения дополнительных знаний при интерпретации содержания текста;

— требующие умения использовать полученные из текста знания в другой ситуации;

— предполагающие формулировку оценочных суждений и собственную аргументацию;

2) задания, требующие:

— перечисления признаков, явлений или использование понятий в заданном контексте;

— раскрытия теоретических положений на примере социальной жизни;

— анализа представленной информации, в том числе статистической и графической (задание-задача);

— составления плана доклада по определённой теме обществоведческого курса.

Ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме на бланке ответов № 2

3) альтернативное задание, требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний философов, учёных, писателей, общественных деятелей.

Эссе пишется на бланке ответов № 2


10















2


3

3


2




5


35















5-8


5-8

10-15


10-15




30


Тренировочные задания нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:

• характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять внутренние и внешние связи (причинно- следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;

• подготавливать творческую работу;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Тренировочные задания включены в каждый из разделов пособия, которые соответствуют содержательным блокам кодификатора.

Тренировочные задания с выбором ответа (А) охватывают все элементы содержания кодификатора и расположены в пособии в соответствии с ними. В реальных вариантах экзаменационной работы по обществознанию данные задания могут занять позицию, адекватную кодовому обозначению A1, А2...А20.

Тренировочные задания с кратким (В) и развёрнутым (С) ответами полностью соответствуют кодовому обозначению заданий в экзаменационной работе по обществознанию.

Выполнение тренировочных заданий позволит проверить ваши знания, умения, способности, что даст возможность более объективно оценить уровень своей обществоведческой подготовки.

В конце пособия представлены ответы на все предложенные задания2. Сверяйте ваш вариант ответа с эталоном. При несовпадении вашего ответа с ответом, данным в пособии, повторно обратитесь к содержанию задания и постарайтесь понять, в чём состоит ваша ошибка.

Желаем успеха!