Федеративное устройство России - Теоретический материал (экспресс-курс)

Обществознание «Политика» - Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ

Федеративное устройство России - Теоретический материал (экспресс-курс)

В области государственно-территориального устройства Россия является федеративным государством.

Федеративное государство, или федерация (от лат. foedus — союз, объединение) — это форма государственного устройства, представляющая объединение или союз, территориальных образований, обладающих в определённых сферах государственной самостоятельностью. Иными словами, при федеративном устройстве в государстве осуществлён раздел полномочий между общегосударственными (федеральными) органами власти и органами власти отдельных территорий — субъектов федерации.



Российская Федерация построена на сочетании национально-территориальных с территориальными началами добровольного объединения её субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., а позднее нашло отражение в Конституции РФ.


Основы конституционного статуса субъектов РФ1


Принцип

образования

Вид субъекта РФ

Его статус

Признаки статуса субъекта РФ

Национально-территориальный

Республика (21)1

Это государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации

• Конституция республики, республиканское законодательство

• Система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ

• Территория, причём границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия

• Республиканское гражданство

• Государственный язык

• Собственные символы государства: герб, флаг, гимн, столица

Национально-территориальный

Автономная область (1)

Автономный округ (4)

Это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации

• Устав субъекта РФ, законодательство субъекта РФ

• Система органов государственной власти субъекта РФ, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ

• Территория, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ

Территориальный

Край (9)

Область (46)

Город федерального значения (2): Москва, Санкт-Петербург


Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.



В соответствии с Указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. созданы семь федеральных округов (в январе 2010 г. образован восьмой — Северо-Кавказский федеральный округ), охватывающих группы субъектов Федерации.



В каждый из этих федеральных округов Президент РФ назначает своих полномочных представителей. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципах федерализма.


Принципы федерализма в Российской Федерации


Наименование принципа

Его основное содержание

Государственная целостность

Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального права

Равенство и самоопределение народов

Предоставление равных прав на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов. Самоопределение народа не должно нарушать как права отдельных народов, так и всего многонационального народа России

Единство системы государственной власти

Наличие федеральных органов власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ

Верховенство федерального права

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательствам субъектов РФ

Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами

Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности

Равенство субъектов Российской Федерации

Защищает интересы как Российского государства в целом, так и отдельных субъектов Федерации


Данные принципы, обеспечивая целостность и неделимость Российского государства, верховенство федерального права, предоставляют значительные права субъектам РФ в области организации власти, экономики, культуры и в социальной сфере.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов — один из принципов федеративного устройства России.

Под предметом, ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти — федеральной или субъекта РФ.


Разграничение компетенции органов государственной власти РФ и её субъектов


Принадлежность предмета ведения и полномочий

Перечень вопросов

Особенность действия нормативных правовых актов

Российская

Федерация

Внешняя политика и международные отношения РФ; финансовое, валютное, таможенное регулирование; судопроизводство; уголовное, гражданское право и др.

Федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ

Российская Федерация и её субъекты (совместное ведение)

Защита прав и свобод человека и гражданина; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов; охрана окружающей среды; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры; административное, трудовое, семейное, жилищное право

Федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты. Правовые акты субъектов РФ должны соответствовать федеральным законам по данным вопросам

Субъекты Российской Федерации

Вопросы, находящиеся вне ведения РФ и совместного ведения РФ и её субъектов, которые Конституция РФ не ограничивает и не конкретизирует в полной мере

Нормативные акты субъектов РФ, изданные по данным вопросам, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ, так как они находятся вне пределов компетенции Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует закон субъекта РФ


1 В скобках указано количество субъектов РФ по данным на 1 марта 2008 г.