загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ «ПРАВО» - Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ

Право

 

Тренировочные задания

 

Часть 3 (С)

Для ответов на задания этой части (C1—С8) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него.

Прочитайте текст и выполните задания C1—С4.

«Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе которого праву принадлежит ведущая роль. Право — часть социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное обеспечение. Право как социальный институт — это способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая свое выражение в системе общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством, регулирующих действия, поведение и отношения людей (их групп, государственных и общественных органов, организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением или его угрозой. <... >

Общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права предопределяют его первостепенную роль в социальном управлении общественной жизнью, где объектами и одновременно субъектами такого управления выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные институты и организации. С тех пор как возникла политическая организация общества, именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо цивилизованного общества. Данное положение объективно отражает место и роль права в историческом развитии человечества и, понятно, не направлено ни на то, чтобы искусственно принизить значение морали и религии, обычаев и традиций в социальном контроле, ни на то, чтобы признавать любое право всегда и при всех условиях воплощением гуманизма и цивилизованности. <... >

Спору нет «закон» и «право» — тесно взаимосвязанные и взаимопроникающие понятия, которые неправомерно разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять» (Тадевосян Э. В. Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 102—104).

C1. Опираясь на текст, раскройте сущность права. Какие признаки отличают его от других социальных институтов?

С2. Какова роль права, по мнению автора, в историческом развитии человечества? Объясните, чем данная роль обусловлена.

С3. Автор утверждает, что не любое право и не при всех условиях является воплощением гуманизма и цивилизованности. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса примеры государств с такими правовыми системами.

С4. Объясните, как соотносятся между собой понятия «закон» и «право». Какое из них шире по своему содержанию? Приведите три соответствующих обоснования.

С5. 1. Какой смысл вкладывается в понятие «публичное право»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о публичном праве.

2.   Какой смысл вкладывается в понятие «гуманитарное право»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о гуманитарном праве.

3.   Какой смысл вкладывается в понятие «субъекты Федерации»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о субъектах Федерации.

С6. 1. Назовите любые три правоотношения, регулируемых нормами трудового права.

2. Приведите три примера международной защиты прав человека.

3. В стране Б международные эксперты отметили преобладание в правосознании правового нигилизма. Раскройте на трех примерах это явление.

С7. 1. Иногда можно услышать точку зрения, что нарушение дисциплины не относится к правонарушениям. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу.

2. Может ли быть низкой правовая культура общества при высокой правовой культуре отдельно взятых личностей? Свою позицию обоснуйте.

3. Поясните, почему Президент РФ обладает максимальными полномочиями в сфере исполнительной власти, ограниченными применительно к законодательной, и минимальными в отношении судебной власти? Свой ответ аргументируйте.

С8. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Небесное, а в том, чтобы он — до времени — не превратился в ад» (В. Соловьев).

2. «Где нет закона, нет и преступления» (Апостол Павел).

3. «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения» (М. Салтыков-Щедрин).

4. «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению» (Аристотель).

5. «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить» (Т. Карлейль).

6. «Человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто сознает, что, кроме него, на свете есть другие люди» (И. Ильин).





загрузка...

загрузка...