загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ «ПРАВО» - Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ

Предисловие

 

Данная книга — учебное пособие для быстрой и эффективной подготовки школьников и абитуриентов к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по обществознанию, которое по своему содержанию соответствует государственному стандарту обществоведческого образования. Пособие призвано оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по содержательному блоку «Право» курса обществознания.

Каждый раздел пособия включает теоретический материал, представленный в форме экспресс-курса, и вариативные тренировочные задания для самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность учебного пособия.

В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно преобразовать содержание материала в более доступное для восприятия, выявить самые существенные признаки социальных объектов и явлений, раскрыть сущность обществоведческих понятий разной степени сложности, что станет условием успешной сдачи ЕГЭ. Инструментом осуществления этой задачи выступают структурно-логические схемы и таблицы, которые позволяют в компактной форме раскрыть суть самых значимых вопросов обществоведческого курса, а также помогают лучше понять и усвоить материал.

Вариативные тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ по обществознанию соответствуют контрольно-измерительным материалам (КИМам), на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ по обществознанию.

 

Структура экзаменационной работы по обществознанию

 

Структурные компоненты

работы

Тип

задания

Общая характеристика типов заданий и форм представления ответов

Максимальный балл за выполнение

Примерное время выполнения (мин)

Часть 1

С выбором ответа (задания части А)

Задания имеют две разновидности:

1) задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа к нему, из которых требуется выбрать один-единственный правильный;

2) задания, предлагающие для анализа два суждения (А; Б) и требующие выбора одной из 4 предложенных оценок: верно только первое суждение; верно только второе суждение; верны оба суждения; оба суждения неверны.

Ответ дается экзаменуемым в виде знака «х» («крестик»), который ставится в клеточке с номером выбранного ответа на именном бланке ответов M1

 

1

 

1

 

1-2(3)

 

3—4

Часть 2

 

С кратким ответом (задания части В)

Задания требуют:

— назвать понятие, соответствующее предлагаемому определению;

— определить пропущенное в фрагменте текста слово или словосочетание;

— заполнить пробелы в предлагаемой схеме или таблице;

— установить соответствие позиций, представленных в двух перечнях (столбцах, колонках);

— классифицировать объекты, представленные в неупорядоченном перечне;

— отобрать необходимые позиции из предлагаемого списка.

Ответ самостоятельно формулируется и дает» экзаменуемым в виде слова (например, экономика), словосочетания (например, гражданское общество), набора букв (например, АБАБ) или цифр (например, 2413), записанных без пробелов в клеточках именного бланка ответов № 1

 

1

1

1

2

 

2

 

2

 

 

3

3

3

3-4

 

5

 

3

Часть 3

 

С развернутым ответом (задания части С)1

Задания имеют следующие разновидности:

1) задания к тексту (используется оригинальный философский, научный, правовой, политический, публицистический и т. п. текст, тематически связанный с изученным содержанием): — проверяющие адекватность восприятия его содержания и умение находить в нем необходимую информацию;

— связанные с интерпретацией текста (определение основной идеи, формулирование заголовка и т. п.);

— направленные на характеристику текста и его отдельных положений;

— требующие привлечения дополнительных знаний при интерпретации содержания текста;

— требующие умения использовать полученные из текста знания в другой ситуации;

— предполагающие формулировку оценочных суждений и собственную аргументацию;

2) задания:

— на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса;

— требующие раскрытия какого-либо теоретического положения (понятия) на конкретном примере;

— содержащие условие в виде ситуации или высказывания и вопросы (предписание) к нему.

Ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме на бланке ответов № 2

3) альтернативное задание, требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний философов, ученых, писателей, общественных деятелей. Эссе (фр. essai — опыт, проба, попытка, набросок, очерк) — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

Эссе пишется на бланке ответов № 2

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5—8

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

Тренировочные задания нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:

— распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

— сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

— соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;

— оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

— анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);

— распознавать понятия и их составляющие; соотносить видовое понятие с родовым и исключать лишнее;

— устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

— применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, о социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

— различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

— называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

— перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;

— раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;, приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

— применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

— осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

— формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Выполнение тренировочных заданий позволит проверить ваши знания, умения, способности, что даст возможность более объективно оценить уровень своей обществоведческой подготовки по содержательному блоку «Право».

В конце пособия представлены ответы на все предложенные задания2. Сверяйте ваш вариант ответа с эталоном. При несовпадении вашего ответа с ответом, данным в пособии, повторно обратитесь к содержанию задания и постарайтесь понять, в чем состоит ваша ошибка.

Желаем успеха!





загрузка...

загрузка...