Раздел 2. Духовная жизнь общества - Ответы на тренировочные задания

Обществознание - Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ

Раздел 2. Духовная жизнь общества - Ответы на тренировочные задания

Часть 1 (А)


Тип задания

№ варианта задания

Ответы

1

2

3

4

А

1



X



2




X


3

X





4


X




5




X


6






7



X



8


X




9



Х



10



X



11

X





12


X




13


X




14




X


15



X



16

X





17

X





18



X



19


X




20



X



21


X




22




X


23



X



24


X




25

X





26



X



27



X



28


X




29


X




30


X




Часть 2 (В)


Тип задания

№ варианта задания

Ответы

В1

1

субкультура


2

прикладная


3

ислам (мусульманство)

В2

1

культ


2

гипотеза


3

знание

В3

1

2 12 11


2

12 12 1


3

2 2 112

В4

1

2 3 4


2

2 4 6


3

2 4 6

В5

1

Б Б А Б


2

А Б Б А


3

А Б Б Б

В6

1

Е З И В А Г


2

З В Б И Е А


3

З Д И В А Е


Часть 3 (С)


Тип задания

№ варианта

задания

Основное содержание ответов

C1


В современных условиях сложились две модели образования: классическая и неклассическая. Классическая модель соответствует личностно-отчуждениой парадигме образования, что не отвечает вызовам современности, требованиям формирующейся постиндустриальной цивилизации. Неклассическая модель соответствует требованиям личностно-ориентированной парадигмы, в значительно большей степени отражает социальный заказ.

С2


Необходимость смены существующей образовательной парадигмы объясняется тем, что принципы, заложенные в ее основу (многопредметность, которая вела к перегрузке учащихся, создавала фрагментарность и мозаичность образования; технократическая ориентация образования, приводящая к утрате его гуманистической сущности; централизация содержания образования, ведущая к однотипности образовательных структур, изолированности предметных циклов, изучаемых в школе), перестали быть созвучны новым тенденциям мирового развития. Развивающемуся обществу нужны образованные, высоконравственные, предприимчивые люди, которые смогут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать возможные их последствия, будут отличаться в своих действиях мобильностью , динамизмом, конструктивностью.

С3


В качестве приоритетов в реформировании российской системы образования могут быть названы: его гуманизация, гуманитаризация, демократизация, информатизация и др.

С4


В качестве примеров, раскрывающих функции образования, могут быть приведены: формирование социально-профессиональной структуры общества (экономическая функция); осуществление социализации личности (социальная функция); использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида (культурная функция).

С5

1

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре.

Примеры предложений: Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных условностей, моральных норм, стандартов массовой культуры. Движение контркультуры возникло в странах Европы и Северной Америки во второй половине XX в. Последователи контркультуры стремились к нигилизму, экстремизму, технофобии и т. п. Элементы западной контркультуры проникли и в Россию и др.

2

В качестве признаков культуры как явления общественной жизни могут быть названы: Культура есть существенная характеристика жизни общества. Культура есть характеристика человека как социального существа, она отлична от природы, не обусловлена биологически, формируется в процессе приобщения к общественным ценностям, нормам, традициям, навыкам деятельности. Культура представляет собой совокупность всех форм преобразовательной деятельности человека и общества. Культура — результат преобразовательной деятельности человека и общества. Культура есть мера человеческого в человеке и др.

3

В качестве функций образования в обществе могут быть указаны: Формирование социально-профессиональной структуры (экономическая функция). Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества (социальная функция). Развитие интеллектуального, творческого потенциала личности (культурная функция) и др.

С6

1

В качестве примеров, иллюстрирующих единство морали и права, могут быть приведены: В системе социальных норм мораль и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм морали и права единый объект регулирования — общественные отношения. Как нормы морали, так и нормы права исходят от общества. Нормы морали и права выделились из мононорм первобытного общества. Нормы морали и права имеют сходную структуру и др.

2

В качестве проявлений социальной функции науки могут быть названы: Социальное прогнозирование. Социальное развитие и управление.

В качестве примеров осуществления социальной функции науки могут быть названы: Экономисты анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынков, полученные данные учитываются при разработке бюджета страны на следующий год правительством. Экологи стремятся определить масштабы глобальных изменений природных процессов и перспективы человеческого общества. Демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы и др.

3

В качестве примеров социальной значимости массовой культуры для современного общества могут быть приведены: Массовая культура обеспечивает социализацию огромных масс людей в условиях словесной, динамичной среды современного общества. Массовая культура способствует включению масс в систему потребления, тем самым обеспечивая функционирование массового производства. Массовая культура, основываясь на простых, стереотипных представлениях, выполняет важные жизненные функции для разных социальных слоев общества и др.


С7

1

Массовая культура — это канал манипулирования массами и стабилизатор, тормоз, придающий современному обществу необходимую устойчивость на крутых исторических поворотах. Именно в рамках массовой культуры передаются нравственные ценности, национальные традиции, происходит знакомство с подлинными вершинами культуры, пусть в адаптированном виде.


2

Данное произведение относится к элитарной культуре.

В качестве признаков элитарной культуры могут быть указаны: Некоммерческий характер. Высокая содержательная и эстетическая сложность. Доступность ограниченному кругу специалистов и знатоков и др.


3

Общее в требованиях деспотий и тоталитарных режимов состоит в том, что они принудительно навязывают человеку внешнюю волю (государства, партии, группы лиц, других людей). Между тем ценности, как и культура, не могут быть внешними и принудительными: они — дело внутренней свободы человеческого самоопределения.

С8


Мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:

— соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);

— содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть ее?);

— включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?!:

— содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой, (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;

— характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой.

• Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным».

• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять ото утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит ее содержание и сущность.

• Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:


Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

• В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.


К достоинствам эссе можно отнести:

— наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);

— включение имен его предшественников, последователей или научных противников ;

— описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;

— наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

— присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.