Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура - Теоретический материал (экспресс-курс) - Духовная жизнь общества

Обществознание - Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура - Теоретический материал (экспресс-курс) - Духовная жизнь общества

Когда речь идет о многообразии культур, то оно пони мается по-разному, например, как разнообразие по национальному признаку (немецкая, английская, африканская и т. д.) или можно выделить культуру национальную и мировую, светскую и духовную, городскую и сельскую и т. д. Определяют традиционную и инновационную культуру, которая охватывает локальные культуры, существовавшие в истории человечества.


Традиционный тип культуры

Инновационный тип культуры

Неукоснительное следование воспринятым от предшествующих поколений образцам поведения. Индивид живет по заданным канонам и полностью зависим от них.

Все, что нарушает «заветы отцов и дедов», вызывает настороженность и опаску. Отсюда — ксенофобия (неприязнь и нетерпимость ко всему чужому, пришедшему из другой культуры) и осуждение любых попыток творчества, направленного на обновление традиционных норм жизни и деятельности

Не озабочена бережным сохранением идущих от прошлого традиций и легко допускает разного рода отступления от них. Это ведет к ослаблению нормативности культуры, размыванию шкалы жизненных ценностей.

В результате расшатывается мораль, происходит падение нравственности. Личность обретает автономию и свободу. Либеральное отношение общества к нестандартным формам мышления и поведения создает условия для развития различных видов творчества. Перемены в обществе не пугают, а скорее, наоборот, радуют людей


Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (подкультуру, миникультуру) и контркультуру.



Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества


Позитивное

Негативное

• Утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире

• Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы

• Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социальных групп), что соответствует нашему времени

• Отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке

• Имеет свои вершины — литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству

• Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека»

• Ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей

• Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере

• Насаждает мифы в сознании людей («миф Золушки», «миф простого парня» и т. д.)

• Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности

• Используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определенные представления и предпочтения


Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех ее параметров.


Составляющие и признаки субкультуры


image45


Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.