Предисловие

Обществознание - Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ

Предисловие

Данная книга — учебное пособие для быстрой и эффективной подготовки школьников и абитуриентов к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по общество знанию, которое по своему содержанию соответствует государственному стандарту обществоведческого образования. Пособие призвано оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по двум содержательным блокам курса обществознания: «Общество» (раздел I) и «Духовная жизнь общества» (раздел II).

Каждый раздел пособия включает теоретический материал, представленный в форме экспресс-курса, и вариативные тренировочные задания для самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность учебного пособия.

В процессе подготовки к ЕГЭ по обществ о знанию очень важно преобразовать содержание материала в более доступное для восприятия, выявить самые существенные признаки социальных объектов и явлений, раскрыть сущность обществоведческих понятий разной степени сложности, что станет условием успешной сдачи ЕГЭ. Инструментом осуществления этой задачи выступают структурно-логические схемы и таблицы, которые позволяют в компактной форме раскрыть суть самых значимых вопросов обществоведческого курса, а также помогают лучше понять и глубже усвоить материал.

Каждый раздел пособия включает вариативные тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Эти задания соответствуют контрольно-измерительным материалам (КИМам), на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ по обществознанию.


Структура экзаменационной работы по обществознанию


Структурные компоненты работы

Тип задания

Общая характеристика типов заданий и форм представления ответов

Максимальный балл за выполнение

Примерное время

выполнения

(мин)

Часть 1

С выбором ответа (задания части А)

Задания имеют две разновидности:

1) задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа к нему, из которых требуется выбрать один-единственный правильный;

2) задания, предлагающие для анализа два суждения (А; Б) и требующие выбора одной из 4 предложенных оценок: верно только первое суждение; верно только второе суждение; верны оба суждения; оба суждения неверны.

Ответ дается экзаменуемым в виде знака «х» («крестик»), который ставится в клеточке с номером выбранного ответа на именном бланке ответов № 1


1


1


1—2

(3)

3—4

Часть 2

С кратким ответом (задания части В)

Задания требуют:

— назвать понятие, соответствующее предлагаемому определению;

— определить пропущенное в фрагменте текста слово или словосочетание;

— заполнить пробелы в предлагаемой схеме или таблице;

— установить соответствие позиций, представленных в двух перечнях (столбцах, колонках);

— классифицировать объекты, представленные в неупорядоченном перечне;

— отобрать необходимые позиции из предлагаемого списка.

Ответ самостоятельно формулируется и дается экзаменуемым в виде слова (например, экономика), словосочетания (например, гражданское общество), набора букв (например, АБАБ) или цифр (например, 2413), записанных без пробелов в клеточках именного бланка ответов № 1


1

1

1

2


2

2


3

3

3

3—4


5

3

Часть 3

С развернутым ответом (задания части С)1

Задания имеют следующие разновидности:

1) задания к тексту (используется оригинальный философский, научный, правовой, политический, публицистический и т. п. текст, тематически связанный с изученным содержанием):

— проверяющие адекватность восприятия его содержания и умение находить в нем необходимую информацию;

— связанные с интерпретацией текста (определение основной идеи, формулирование заголовка и т. п.);

— направленные на характеристику текста и его отдельных положений;

— требующие привлечения дополнительных знаний при интерпретации содержания текста;

— требующие умения использовать полученные из текста знания в другой ситуации;

— предполагающие формулировку оценочных суждений и собственную аргументацию;

2) задания:

— на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса;

— требующие раскрытия какого-либо теоретического положения (понятия) на конкретном примере;

— содержащие условие в виде ситуации или высказывания и вопросы (предписание) к нему.

Ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме на бланке ответов № 2

3) альтернативное задание, требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний философов, ученых, писателей, общественных деятелей.

Эссе (фр. essai — опыт, проба, попытка, набросок, очерк) — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

Эссе пишется на бланке ответов № 2


10















2

3


3




4


35















5—8

8


15




30



1 Задания этой части работы наделены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.


Тренировочные задания нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:

— распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

— сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

— соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;

— оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

— анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма); распознавать понятия и их составляющие; соотносить видовое понятие с родовым и исключать лишнее;

— устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

— применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, о социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

— различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

— называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

— перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;

— раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций; применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических); формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Выполнение тренировочных заданий позволит проверить ваши знания, умения, способности, что даст возможность более объективно оценить уровень своей обществоведческой подготовки по содержательным блокам «Общество» и «Духовная жизнь общества».

В конце пособия представлены ответы на все предложенные задания1. Сверяйте ваш вариант ответа с эталоном. При несовпадении вашего ответа с ответом, данным в пособии, повторно обратитесь к содержанию задания и постарайтесь понять, в чем состоит ваша ошибка.

Желаем успеха!