Задания - Урок 6 - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Група в ViberГрупа в Facebook

Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ

Задания - Урок 6 - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1. К социальным группам, выделяемым по конфессиональному признаку, относятся

1) католики

2) рабочие

3) французы

4) москвичи

2. По социально-классовому признаку выделяют такую социальную общность, как

1) немцы

2) москвичи

3) горожане

4) рабочие

3. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как москвичи?

1) территориальный

2) демографический

3) этнический

4) религиозный

4. К «социальным лифтам» не относят

1) армию

2) церковь

3) образование

4) конфликты

5. Маргиналами называют

1) наиболее богатых членов общества

2) наиболее бедных членов общества

3) деклассированные элементы

4) пограничные слои и группы

6. Поведение, не соответствующее требованиям социальных норм, иначе называется

1) аморальным

2) девиантным

3) безнравственным

4) противоправным

7. Племена и народности — это

1) исторические типы общества

2) социальные страты

3) этнические общности

4) социальные группы

8. Какой статус относится к предписанному статусу?

1) водитель

2) студент

3) депутат

4) мужчина

9. Глубинная причина всех социальных конфликтов — это

1) несовпадение мнений по поводу современной моды

2) различные воззрения социальных групп

3) зависть людей друг к другу

4) несовпадение экономических, политических и духовных интересов и возможностей

10. Преодолению национальных противоречий способствует

1) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальности

2) перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра

3) переход к рыночным методам ведения хозяйства

4) государственная поддержка малого бизнеса

11. Межнациональное сотрудничество способствует

А. Развитию национальной культуры.

Б. Преодолению национальной ограниченности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

12. Верно ли суждение?

А. Страты выделяют по одному существенному признаку.

Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности?

А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.

Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?

А. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифференциация населения.

Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

15. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака?

1) дети

2) пожилые люди

3) мужчины

4) молодежь

16. Принадлежность к семье Р. предоставляет ее членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером?

1) экономическая

2) социально-статусная

3) социального контроля

4) эмоционально-психологическая

17. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения согласно общепринятым социальным нормам — это

1) самоконтроль

2) самообразование

3) социализация

4) самореализация

18. Верны ли следующие суждения?

А. Нравственные нормы возникли позже правовых.

Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах, моральных нормах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

19. К показателям предписанного статуса личности относится

1) карьера

2) возраст

3) квалификация

4) образование

20. К малым группам, в отличие от больших, можно отнести

1) владельцев малых предприятий

2) директоров предприятий региона

3) бригаду рабочих на крупном предприятии

4) рабочих страны

21. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?

1) политический

2) территориальный

3) профессиональный

4) социально-классовый

22. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом.

Б. Принятие социальной роли носит личностную окраску.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам, называются

1) социальной мобильностью

2) социальным статусом

3) социальным неравенством

4) социальными отношениями

24. К вертикальной социальной мобильности относится

1) переход с одной работы на равноценную другую

2) переход на пенсию

3) увольнение с работы по сокращению штатов с сохранением содержания

4) назначение бывшего министра генеральным директором предприятия

25. Степень признания обществом достоинств личности конкретного человека — это

1) престиж

2) статус

3) авторитет

4) роль

26. В США 12% богатейших семей владеют 62% общего количества промышленных акций. Это — проявление

1) социального неравенства

2) социальной мобильности

3) социального кризиса

4) социализации


Часть 2

1. Определите понятие: «Изменение человеком или группой своего социального положения в обществе называется...».

Ответ: ______________­_________________ .

2. Вставьте пропущенное слово: «На основе усиления межплеменных связей складываются народности, а из родственных и не родственных друг другу народностей в результате развития экономических связей возникли...».

Ответ: ______________­_________________ .

3. Какому понятию соответствует следующее определение: «Правила, требования общества к человеку, в которых более или менее точно определены объем, характер, а также границы возможного в его поведении»?

Ответ: ______________­_________________ .

4. Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, определениям, приведенным во втором.

ПОНЯТИЕ

А. Горизонтальная мобильность

Б. Социальная дифференциация

В. Социальный статус

Г. Вертикальная мобильность

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

1. Перемещение из одной страты в другую

2. Положение человека в обществе

3. Разделение общества на группы, занимающие разное положение

4. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне

Запишите под соответствующим номером предложенную букву вариантов ответа.


А

Б

В

Г






5. Установите соответствие между сферой проявления социальной дифференциации, приведенной в первом столбце, и ее содержательной характеристикой, приведенной во втором.

СФЕРА ПРОЯВЛЕНИЯ

А. Экономическая

Б. Политическая

В. Профессиональная

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Род деятельности, занятия

2. Доход, его величина, деньги

3. Объем власти


Запишите под соответствующим номером предложенную букву вариантов ответа.


А

Б

В





6. В приведенном ниже списке выберите характеристики традиционной (патриархальной) семьи. Ответ запишите в порядке возрастания цифр.

1) отец семейства занимает главенствующее положение

2) взрослые дети живут отдельно от родителей

3) главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни

4) представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство

5) женщина находится в подчинении у мужчины

6) отношения между супругами строятся на взаимном уважении и равенстве

Ответ: ______________­_________________ .

7. Вставьте пропущенное слово.

«Социальная ... — это группа людей, выделяемая на основе дохода, власти, престижа, образования и отличающаяся от других по своему стилю жизни и менталитету».

Ответ:______________­_________________ .

8. Установите соответствие между нормативной системой, приведенной в первом столбце, и конкретным примером, приведенным во втором.

НОРМАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

А. Право

Б. Мораль

В. Политические нормы

Г. Религиозные нормы

Д. Обычаи, традиции

Е. Эстетические нормы

Ж. Организационные нормы

ПРИМЕРЫ

1. Уважение к старшим

2. Право граждан на участие в голосовании с 18 лет

3. Соблюдение церковных обрядов

4. Единство места и времени действия в пьесе

5. Почетное место за столом предоставляется имениннику

6. Назначение главой правительства лидера партии, победившей на выборах

7. Продолжительность рабочего дня

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж









Часть 3

1. Какие социальные санкции существуют?

2. Прочитайте высказывание и выполните задания.

«Общество как таковое не существует. Есть лишь индивидуальности — мужчины и женщины, и еще — семьи».

М. Тэтчер

1) Какую проблему затрагивает М. Тэтчер?

2) Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

3) Что включает в себя социально-демографическая структура общества?

4) Что такое семья, какую роль в обществе она играет?

3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Молодежь как социальная группа

«Молодежь — это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются, прежде всего, на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи ... используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя, и в этом смысле — потерянным поколением.

Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они этого не делают, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодежи в обществе».

И. М. Ильинский. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи

1) Как раскрывает автор отношение к молодежи в традиционных и динамичных обществах?

2) В чем видит автор основную социальную функцию молодежи?

3) Какие особенности молодежи как особой социальной группы позволяют ей играть эту роль?

4) Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская молодежь.

4. В Конституции Российской Федерации (ст. 7) записано: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий жизни, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

1) Как определяет Конституция РФ главную цель политики социального государства?

2) Что вкладываете вы в понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие»?

3) Какие направления социально-экономической политики могут обеспечить главную цель социального государства? Назовите не менее трех.

4) Назовите два фактора, препятствующих реализации этого направления, и приведите к ним примеры из жизни современного российского общества.

5. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изложите в виде сочинения-эссе свои мысли.

1) «Семья — очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение» (А. С. Макаренко).

2) «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории» (Р. Дарендорф).

3) «Неравенство лежит в самой природе; оно является неизбежным следствием свободы» (Ж. Ренан).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.