Задания - Урок 4 - ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Група в ViberГрупа в Facebook

Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ

Задания - Урок 4 - ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

1. Продуктом народной культуры является

1) изба

2) телевышка

3) дворец

4) многоквартирный дом

2. К средствам массовой информации не относится

1) периодическая печать

2) радио

3) художественная литература

4) телевидение

3. Что из нижеперечисленного не является субкультурой

1) хиппи

2) хирурги

3) хакеры

4) золотая молодежь

4. Спецификой массовой культуры является

1) зрелищность

2) доступность

3) оригинальность

4) узнаваемость

5. Верны ли следующие суждения?

А. Элитарная культура враждебна массовой.

Б. Элитарная культура повышает уровень массовой культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения?

А. Наука — это система знаний.

Б. Наука — это производство знаний.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, называется

1) образованием

2) искусством

3) наукой

4) творчеством

8. Гуманизация образования — это

1) уменьшение учебной нагрузки

2) возможность получить образование в другой стране

3) внимание к индивидуальным потребностям личности

4) свободное посещение занятий

9. К мировым религиям не относится

1) христианство

2) буддизм

3) иудаизм

4) ислам

10. Искусство в широком смысле слова — это

1) высокий уровень мастерства

2) эстетическое отражение действительности

3) объективное отражение действительности

4) отношение человека к миру

11. Мировоззрение формируется под влиянием

A. Личного опыта.

Б. Окружающей культурной среды.

B. Образования и воспитания.

Г. Психологических особенностей личности.

1) верно А и Г

2) верно А В Г

3) верно В и Г

4) верно А Б В Г

12. Способность личности к моральному самоконтролю называется

1) совестью

2) убеждением

3) талантом

4) этикетом

13. Осознание личностью своей значимости называется

1) честью

2) достоинством

3) уважением

4) признанием

14. Нормы морали охраняются

1) государством

2) обществом

3) церковью

4) политическими партиями

15. Реклама является обязательной и неотъемлемой частью культуры

1) национальной

2) элитарной

3) массовой

4) народной

16. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение разработок по использованию ультразвука для сверления и резки металлов?

1) культурно-мировоззренческую

2) производственную

3) социальную

4) нравственную

17. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений.

Б. Цель науки — теоретическое отражение действительности в форме теоретических знаний.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. Верны ли следующие суждения о классификации культуры?

А. Формы культуры определяют ее носители.

Б. Формы культуры определяет природно-географический фактор.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

19. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?

А. В процессе образования человек овладевает социальным опытом, происходит его социализация.

Б. Образование непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

20. К средствам массовой информации относится

1) литература

2) телевидение

3) театр

4) киноискусство

21. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре

1) массовой

2) народной

3) экранной

4) художественной

22. Проблему повышения социально-нравственной ответственности ученого в наши дни определяет

1) борьба за авторские права

2) появление новых научных открытий

2) стремление к научной истине

4) неоднозначность последствий научных открытий

23. Гуманизация образования означает

1) увеличение количества образовательных учреждений

2) разнообразие учебных заведений

3) увеличение количества преподаваемых дисциплин в школе

4) повышение качества преподавания

24. Верны ли следующие суждения о знаниях, получаемых в школе?

А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям.

Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

25. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?

А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.

Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздействием СМИ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

26. Верны ли следующие суждения о СМИ?

А. СМИ способствуют формированию общественного мнения.

Б. Содержание информации, распространяемой СМИ, отражает запросы определенной аудитории.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

27. Верны ли следующие суждения о самообразовании?

А. Самообразование необходимо для заочной формы обучения.

Б. Самообразованием необходимо заниматься для повышения индивидуального уровня культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

28. Какое из следующих понятий соответствует определению: «Самостоятельная работа по приобретению знаний о природе, обществе, человеке»?

1) самоанализ

2) самообразование

3) самореализация

4) самодеятельность

29. Фундаментом духовной жизни общества является

1) познание

2) искусство

3) наука

4) культура


Часть 2

1. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Способность человека отдавать предпочтение высоким (художественным, научным, религиозным) интересам перед корыстными, материальными, приземленными стремлениями — это ...».

Ответ: ______________­_________________ .

2. Вставьте пропущенное слово: «... — это особая форма общественного сознания и практически духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей, т. е. ценностей прекрасного».

Ответ: ______________­_________________ .

3. Вставьте пропущенное слово: «Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации — это ...».

Ответ: ______________­_________________ .

4. Закончите фразу: «Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, — это ...».

Ответ: ______________­_________________ .

5. Что из перечисленного ниже характерно исключительно для элитарной культуры? Запишите цифры в порядке возрастания.

1) общедоступность

2) сложность и противоречивость

3) расчет на узкий круг знатоков

4) анонимность

5) выражение изысканных вкусов привилегированной части общества

Ответ: ______________­__________________ .

6. Найдите в приведенном ниже списке произведения народной культуры и запишите цифры в порядке возрастания.

1) школьные анекдоты

2) исторический роман

3) песня о Стеньке Разине

4) песни-колядки

5) бразильский телесериал

Ответ: ______________­_________________ .

7. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.

ПРЕДМЕТЫ ИЗУЧЕНИЯ

А. Властные отношения в обществе

Б. Поведение человека, его индивидуальные особенности

В. Производство, распределение, обмен и потребление жизненных благ и услуг

НАУКА

1. Психология

2. Экономика

3. Политология

Запишите под соответствующим номером предложенную букву вариантов ответа.


А

Б

В





8. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Создание художественного образа

Б. Выдвижение гипотез

В. Эксперимент

Г. Формирование чувства прекрасного

Д. Новые, достоверные знания

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Наука

2. Искусство


Запишите под соответствующим номером предложенную букву вариантов ответа.


А

Б

В

Г

Д







9. Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре? Ответ запишите в порядке возрастания цифр.

1) мюзикл

2) кино

3) пляски

4) анекдоты

5) сказки

6) поговорки

7) законы

Ответ: ______________­_________________ .

10. Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре? Ответ запишите в порядке возрастания цифр.

1) фортепианный концерт

2) философское эссе

3) детективный роман

4) героическая былина

5) эпос

6) телевидение

7) радиотрансляция эстрадного концерта

Ответ: ______________­_________________ .

11. К моральным нормам относятся

1) уважение к другим народам

2) верховенство закона

3) преданность и любовь к Отечеству

4) бережное отношение к природе

5) талант

6) любовь к искусству

7) честное исполнение долга

Ответ: ______________­_________________ .


Часть 3

1. Перечислите основные виды (формы) искусства.

2. Какими путями идет накопление культурных ценностей? Раскройте их содержание.

3. Назовите любые три типа общеобразовательных учреждений.

4. «Наука — сила, она раскрывает отношение вещей, их законы и взаимодействие» (А. И. Герцен).

1) Какую функцию науки выделяет Герцен?

2) Какие функции науки знаете вы? Перечислите их.

3) Как изменилась роль науки в современном обществе?

4) Приведите два примера возрастания роли науки в обществе.

5. «Новая религия, как новое видение мира и человека, как новое откровение и новое постижение, всегда зарождается в глубинах человеческой личности. И именно через такую личность, поднявшуюся над другими, и проникает в народные массы влияние нового учения» (М. Светлов).

1) Дайте определение религии.

2) Какие компоненты включает в себя религия?

3) Что, на ваш взгляд, вкладывает в понятие «новая религия» автор высказывания?

4) Назовите мировые религии. Перечислите основные признаки мировых религий (не менее, трех).

6. Наука — один из главных источников, «питающих» мировоззрение. Прочитайте следующие высказывания и ответьте на вопросы к ним.

«Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед» (Аристотель).

Кто из наук решил извлечь доход,

Тот и себя обманет, и народ.

Унизившись, чтобы снискать чины,

Свои познанья он лишит цены.

А. Навои

«В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса» (А. Эйнштейн).

1) О каких этических ценностях науки идет речь в каждом из трех высказываний? Назовите их последовательно, опираясь на высказывания.

2) Докажите на двух примерах, что мысли Аристотеля и Навои не потеряли актуальности в наши дни.

3) Следует ли из высказывания А. Эйнштейна, что красота и истина связаны между собой? Ответ обоснуйте.

7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Понятие культуры

«...Термин «культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма. И действительно, русская культура значительно отличается от английской, немецкой, французской и других культур. Каждой культуре присущи индивидуальные черты, которые проявляются в культурных контактах.

Однако пожалуй, в каждой культуре содержатся элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями. Культурные универсалии — это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются. Американский социолог Джордж Мердок в 1959 году описал такие универсалии. Он отнес к ним значимость различий между людьми по возрасту, использование нательных украшений, спорт, космологию, гадание, танцы, декоративное искусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 универсалий).

Существует два крайних подхода к рассмотрению культурных универсалий:

1) релятивизм, в основе которого лежит принцип: «Каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм»;

2) этноцентризм, основанный на принципе: «Моя культура — лучшая, а остальные — хуже ...»

Касьянов В. В.

1) Что может означать термин «культура» в понимании автора? Приведите цитату из текста.

2) Что такое «культурные универсалии»? Какие культурные универсалии называет автор? Не противоречит ли это первому утверждению автора?

3) Сформулируйте главное отличие в рассмотрении культурных универсалий в приведенных в тексте подходах.

4) Приведите конкретный оценочный пример одного из подходов.

8. Выберите одно из высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. В сочинении-эссе вы должны использовать понятия курса обществознания, приводить конкретные примеры из общественной жизни и собственного опыта. Свою позицию необходимо аргументировать.

1. «Тот, кто не приобрел культурных навыков, — груб» (И. Кант).

2. «Жизнь коротка — искусство вечно» (античный афоризм).

3. «Искусство без мысли, что человек без души — труп» (В. Г. Белинский).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.