Научное познание - ПОЗНАНИЕ

Група в ViberГрупа в Facebook

Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ

Научное познание - ПОЗНАНИЕ

На экзамене проверяются дидактические единицы: научное знание, его структура и особенности. Уровни научного познания. Методы научного познания.

Словарь основных терминов (понятий) с комментариями

Научное познание — основная форма человеческого познания, направленная на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе.

Научное знание отличается от обыденного:

— стремлением к максимальной объективности;

— особым научным языком в описании объектов изучения;

— специфическими методами обоснования истинности полученных знаний;

— доказательностью и системностью.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (описательный с целью получения научного факта) и теоретический (объяснительный, когда полученное знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, раскрывающих сущность познаваемых объектов).

Научный факт — отражение объективного факта в сознании человека и описание его посредством научного языка.

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Может быть теоретической и практической. Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов и процессов, требующих адекватной научной теории для ее разрешения.

Метод (греч.) — путь исследования. Понимается как орудие, средство познания. Научный метод отличается строгостью и объективностью.

Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются наблюдение, эмпирическое описание, эксперимент.

В процессе теоретического научного познания используются методы мыслительного эксперимента, гипотезы, формулирования научной теории, метод единства исторического и логического и др.

К универсальным методам научного познания относят анализ и синтез, дедукцию и индукцию, аналогию, моделирование, абстрагирование.

Наблюдение — целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого постигаются внешние свойства и признаки изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление.

Эмпирическое описание — итог наблюдения, в процессе которого полученные сведения фиксируются.

Эксперимент — такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом. Мыслительный эксперимент — особый вид эксперимента, при котором условия носят воображаемый, а не реальный характер. Мыслительный эксперимент занимает пограничное положение между эмпирическими и теоретическими методами научного познания.

Единство исторического и логического — этот метод отражает связь двух теоретических методов, выражающуюся в том, что описание исторического процесса во всем его многообразии и на различных этапах развития требует одновременно воспроизведения объекта в его существенных связях.

Гипотеза (от греч. hypothesis — основа, предположение) — выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних научных учений. На проверке гипотез основано построение научных теорий.

Научная теория (от греч. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — логически непротиворечивое описание явлений и предметов окружающего мира, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Анализ — процесс мысленного' или фактического разложения целого на составные части.

Синтез — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

Индукция — доказательство или выведение утверждения (следствия), в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям.

Дедукция — доказательство или выведение утверждения (суждения) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики и носящее достоверный характер.

Аналогия — выявление сходства нетождественных объектов в некоторых качествах, сторонах, отношениях, и выведение на этой основе нового утверждения.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.