Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность - ЧЕЛОВЕК

Група в ViberГрупа в Facebook

Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ

Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность - ЧЕЛОВЕК

На экзамене проверяются дидактические единицы: понятие деятельности и ее структура. Субъекты деятельности. Деятельность и поведение животных. Основные формы деятельности: общение, игра, учение, труд. Классификация деятельности. Мышление и его особенности. Основные мыслительные операции.

Словарь основных терминов (понятий) с комментариями

Деятельность — форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды, на получение нового продукта или результата. Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Для животных характерно приспособление к окружающей среде и использование того, что им дает природа, не изменяя ее. Человек отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающей средой, как деятельность. И поведение животных, и деятельность человека целесообразны, но целеполагание присуще только человеку. Деятельность человека чрезвычайно многообразна по направленности, содержанию, средствам достижения: практическая и духовная, созидательная и разрушительная, творческая и репродуктивная (направленная на воспроизводство уже известного опыта) и т. д. Основными видами деятельности являются учение, игра и труд.

В структуре деятельности выделяют субъект и объект деятельности. Субъект — тот, кто осуществляет деятельность (отдельный индивид, группа людей, организации, государство). Объект деятельности — это то, на что направлена деятельность (другой человек, природа, сферы общественной жизни). В широком смысле слова содержание деятельности можно определить как процесс взаимодействия между субъектом и объектом. Условием человеческой активности является наличие цели и действия, осуществляемые в соответствии с этой целью.

Цель — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели. Немецкий социолог М. Вебер выделяет следующие виды действий:

— целенаправленное — рациональное. В соответствии с поставленной целью, выбором средств и побочных результатов его действия;

— ценностно-рациональное — в соответствии с убеждениями субъекта;

— аффективное — эмоциональное, сиюминутное;

— традиционное — основано на длительной привычке.

Средства — приемы, способы действий — орудия, предметы, деньги, приспособления для осуществления деятельности. Чем шире набор средств, тем выше вероятность достижения цели.

Результат — конечный результат деятельности. Он может быть положительным (совпавшим с поставленной целью) и отрицательным (не соответствующим поставленной цели). Причины последнего могут быть как внешними (изменение условий в худшую сторону), так и внутренними (постановкой недостижимой цели, неверным выбором средств, неполнотой действий, неумением и т. п.). Но и отрицательный результат приносит пользу, обогащая человека опытом.

Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, эмоциями. Общение — атрибутивное качество человека, в процессе которого происходит его социализация. Вне общения стать социальным существом человек не может. Не следует путать общение с информационной коммуникацией, носящей однонаправленный характер (без обратной связи) при сохранении обособления его участников (например, обращение в Интернет). Наряду с деятельностью общение является важной составляющей человеческого бытия.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях. В детские годы является важным фактором становления человека. Функции игры значительны: воссоздание и усвоение общественного опыта, познание и усвоение предметной деятельности, развитие интеллекта, эмоций, нравственности. Человек играет в игры на протяжении всей своей жизни, меняются лишь место, роль игры и сам ее характер.

Учеба (учение) — это специально организованная, активная деятельность. Самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.

Труд — 1) любая осознанная деятельность; 2) один из видов деятельности: активная целесообразная деятельность (а не «Сизифов труд»).

Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Мышление имеет биологическую основу (головной мозг человека) и средство выражения — язык.

Мышление обладает:

— личностным характером, т. е. индивидуально для каждого или субъективно;

— связано с эмоционально-волевой стороной личности, т. е. проявляется в форме побуждений, мотивов, реакции на поступки и явления; в отношении, которое человек испытывает в той или иной ситуации.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.