загрузка...

Обществознание - Поурочные разработки - 9 класс - 2014 год

Тематическое поурочное планирование (35 ч)

Основное содержание темы

Характеристика основных видов деятельности ученика

Урок 1. Вводный урок (1 ч)

Что мы уже знаем и умеем.

Чем мы будем заниматься в новом учебном году.

Как добиваться успехов в работе в классе и дома

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.

Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

Тема 1. Политика (9 ч)

Урок 2. Политика и власть (1ч)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества.

Основные направления политики

Характеризовать власть и политику как социальные явления

Урок 3. Государство (1ч)

Государство, его отличительные признаки.

Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Формы государства

Раскрывать признаки суверенитета.

Различать формы правления и государственного устройства

Урок 4. Политические режимы (1ч)

Политический режим. Демократия и тоталитаризм.

Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире

Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства

Урок 5. Правовое государство (1 ч)

Правовое государство. Разделение властей.

Условия становления правового государства в РФ

Раскрывать принципы правового государства. Характеризовать разделение властей

Урок 6. Гражданское общество и государство (1ч)

Гражданское общество. Местное самоуправление.

Пути формирования гражданского общества в РФ

Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление

Урок 7. Участие граждан в политической жизни (1ч)

Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность.

Участие в выборах.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма

Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей.

Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности.

Приводить примеры гражданственности

Урок 8. Политические партии и движения (1ч)

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах

Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности

Уроки 9—10. Практикум по теме «Политика» (2 ч)

 

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия.

Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей. Анализировать реальные социальные ситуации. Выбирать адекватные способы деятельности.

Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности

Тема 2. Право (18 ч)

Урок 11. Роль права в жизни общества и государства (1ч)

Право, его роль в жизни человека, общества, государства.

Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт.

Виды нормативных актов. Система законодательства

Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства

Урок 12. Правоотношения и субъекты права (1ч)

Сущность и особенности правоотношений, различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица, юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события

Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений».

Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений.

Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий. Называть основания возникновения правоотношений

Урок 13. Правонарушения и юридическая ответственность (1 ч)

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений.

Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности

Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности

Урок 14. Правоохранительные органы (1 ч)

Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат

Называть основные правоохранительные органы РФ.

Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы.

Приводить примеры деятельности правоохранительных органов

Уроки 15—16. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя (2 ч)

Этапы развития конституции. Закон высшей юридической силы.

Главные задачи конституции. Конституционный строй. Основы государства.

Основы статуса человека и гражданина.

Основные принципы конституционного строя

Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу.

Называть главные задачи конституции.

Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина

Уроки 17—18. Права и свободы человека и гражданина (2 ч)

Понятие прав, свобод и обязанностей.

Всеобщая декларация прав человека — идеал права.

Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ

Объяснять смысл понятия «права человека».

Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом.

Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав)

Урок 19. Гражданские правоотношения (1 ч)

Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений.

Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних.

Защита прав потребителя

Характеризовать особенности гражданских правовых отношений.

Называть виды и приводить примеры гражданских договоров.

Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних.

Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ.

Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей

Урок 20. Право на труд. Трудовые правоотношения (1ч)

Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях

Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями.

Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях

Урок 21. Семейные правоотношения (1ч)

Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ.

Сущность и особенность семейных правоотношений.

Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей

Объяснять условия заключения и расторжения брака.

Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей.

Находить и извлекать информацию о семейных правоотношениях из адаптированных источников различного типа

Урок 22. Административные правоотношения (1ч)

Административные правоотношения.

Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Административные правонарушения. Виды административных наказаний

Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений.

Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний

Урок 23. Уголовно-правовые отношения (1ч)

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления.

Пределы допустимой самообороны.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений.

Указывать объекты уголовно-правовых отношений.

Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда.

Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних

Урок 24. Социальные права (1ч)

Социальная политика государства. Право на жилище.

Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона

Называть основные социальные права человека. Раскрывать понятие «социальное государство».

На конкретных примерах рассмотреть основные направления социальной политики нашего государства

Урок 25. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов (1ч)

Международное гуманитарное право.

Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов.

Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов

Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения.

Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены.

Объяснять значение международного гуманитарного права. Раскрывать смысл понятия «военное преступление»

Урок 26. Правовое регулирование отношений в сфере образования (1 ч)

Законодательство в сфере образования.

Получение образования — и право, и обязанность

Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе.

Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование

Уроки 27—28. Практикум по теме «Право» (2 ч)

 

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Определять собственное отношение к реалиям социально-правовой деятельности.

Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Урок 29. Заключительный урок (1ч)

 

Провести диагностику результатов обучения в 9 классе.

Подвести итоги учебной работы за год

Резерв (6 ч)





загрузка...

загрузка...