Личность и мораль. Повторительно-обобщающий урок

Група в ViberГрупа в Facebook

Обществознание 9 класс - Поурочные разработки

Личность и мораль. Повторительно-обобщающий урок

Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу.

Оборудование: варианты проверочной работы для каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока


II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Нравственная культура»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 72-74.

КАРТОЧКА № 72

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Можно ли подчинять смысл жизни своей выгоде?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Согласны ли вы с мнением, что в современном обществе мораль утратила свое значение?

- Как воспринимаются понятия добра и зла в современном мире?

- Как часто человек, оценивая свои поступки, опирается на их выгоду для себя?

- Скажется ли на человеке нежелание соблюдать общечеловеческие нормы морали?

- Можно ли утверждать, что каждый злой поступок будет обязательно наказан?

- Почему люди стремятся сохранить общечеловеческие ценности в любых условиях?

- Как отличить защиту человеком своих интересов от желания удовлетворить свои корыстные интересы?

3. Сделайте вывод.


КАРТОЧКА № 73

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Почему мы дорожим дружбой?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Несет ли человек ответственность за свою судьбу и свои поступки?

- Какую роль в стремлениях человека играют жизненные обстоятельства?

- Почему человек всегда стоит перед выбором - как удобно или как надо?

- Как формируется характер человека?

- Почему зная нормы морали, человек часто нарушает их?

- Почему, нельзя нормы морали сделать законодательными?

- Всегда ли большинство в состоянии наказать тех, кто нарушает моральные нормы?

- Почему люди совершают преступления?

3. Сделайте вывод.


КАРТОЧКА № 74

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Как человек реализует себя?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Что заставляло подданных Нерона смотреть театральные представления с его участием?

- Как общество оценивает человека?

- Почему важно сравнивать самооценку с оценкой общества?

- Что легче, быть или казаться?

- Можно ли добиться морального совершенства?

- Какими качествами должен обладать порядочный человек?

3. Сделайте вывод.


2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

Фронтальный опрос

- Что такое мораль? (Нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность.)

- Всегда ли понятие «мораль» совпадает с понятием «нравственность»?

- Можно ли зло оправдать добрыми намерениями?

- Как определить добрый поступок или злой? (Соответствует ли поступок «золотому правилу морали».)

- В чем нравственная сила любви? (Настоящая любовь делает нас лучше, способствует развитию в человеке его лучших качеств.)

- Почему рядом с любовью всегда существует ревность? (Ревность существует как обратная сторона любви. Она может быть вызвана боязнью потерять любимого человека.)

- Что значит быть мужественным? (Способность брать на себя ответственность за близких тебе людей, позаботиться, поддержать и защитить их.)

- Как вы понимаете - долг общественный и долг моральный? (Общественный долг - объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять. Моральный долг - сознательное предъявление требований к самому себе.)


3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 72-74, отзывы одноклассников


III. Выполнение проверочной работы по вариантам

Вариант 1

1. Быть личностью, значит...

а) быть лично ответственным;

б) быть «господином самому себе»;

в) иметь твердые принципы;

г) все выше перечисленное.

2. Согласно древнему мифу Зевс предложил наделить стыдом и правдой: 1. Людей избирательно, как талантом, одному стыд, другому, правда. 2. Всех людей, иначе не будет на Земле ни городов, ни государств.

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верно 1 и 2;

г) нет верного ответа.

3. Кто не контролирует наш моральный выбор?

а) общественное мнение;

б) государственные законы;

в) совесть;

г) мнение окружающих.

4. Что является моральным идеалом человечества? 1. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». 2. Вечные вопросы философии.

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верно и 1 и 2;

г) нет верного ответа.

5. Для выполнения морального долга человеку нужно: 1. Действовать осознанно, добровольно. 2. Иметь мужество преодолеть себя.

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верно 1 и 2;

г) нет верного ответа.

6. Какое из понятий не соответствует понятию добро?

а) гуманизм;

б) нравственность;

в) ревность;

г) любовь.

7. Счастливыми всегда являются браки заключенные: 1. По свободному выбору 2. Заключенные по любви.

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верно 1 и 2;

г) нет верного ответа.

8. По мнению К. Маркса судить о мужчине как о человеке можно по его отношению:

а) к женщине;

б) профессиональным обязанностям;

в) друзьям детства;

г) все выше перечисленное

9. Что из перечисленного относится к нравственной культуре?

а) знание моральных ценностей;

б) стремление получить профессию;

в) заключение брака;

г) участие в управлении государством.

10. Что из перечисленного характеризует роль морали в нашем обществе? 1. Помогает нам оценивать окружающую действительность и самого себя. 2. Влияет на нас через общественное мнение и через воздействие совести.

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верно 1 и 2;

г) нет верного ответа.

Объясните:

1. Моральный выбор -... (решение которое оценивает общественное мнение).

2. «Категорический императив морали» - ... (поступай так, чтобы твои действия могли стать образцом для всех, всеобщим моральным законом).

3. Моральная основа брака -... (любовь, уважение, симпатия к будущему супругу).

4. Добро -... (все, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества).


Вариант 2

1. Под автономностью человека подразумевают:

а) независимость;

б) инициативность;

в) решительность;

г) все выше перечисленное.

2. Стыд и правда должны: 1. Объединять людей, направлять на путь добра. 2. Относится к общечеловеческим ценностям.

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верно 1 и 2;

г) нет верного ответа.

3. Что является высшей моральной ценностью?

а) любовь к ближнему, к человеку;

б) философские законы;

в) религиозные заповеди;

г) знания, накопленные человечеством.

4. «Золотое правило морали» утверждает принцип: 1. «Не делай другому того, чего себе не желаешь». 2. «Категорического императива морали».

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верно 1 и 2;

г) нет верного ответа.

5. Мораль регулирует деятельность людей через: 1. Различные организации. 2. Нормативные документы и официальных лиц.

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верно 1 и 2;

г) нет верного ответа.

6. Какое из понятий не соответствует понятию зло?

а) аморальность;

б) деградация личности;

в) безнравственность;

г) флегматизм.

7. Что является моральной основой брака? 1. Семейный долг. 2. Принцип «стерпится - слюбится».

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верно 1 и 2:

г) нет верного ответа.

8. Любовь способна возвысить мораль там, где:

а) нет места ревности;

б) есть гармония совпадения и гармония контраста;

в) она основана на благодарности;

г) высокий уровень образования.

9. Что из перечисленного относится к нравственной культуре?

а) стремление стать политиком;

б) выдающиеся способности;

в) умение поступать морально',

г) материальная обеспеченность.

10. Какие из перечисленных принципов характеризуют нравственность? 1. Философы считают, что она бывает доброй и злой. 2. Забота человека не только о себе, но и о других людях.

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верно 1 и 2;

г) нет верного ответа.

Объясните:

1. Моральный долг - ... (сознательное предъявление требований к самому себе).

2. «Золотое правило морали» - ... (не делай другому того, чего себе не желаешь).

3. Нравственная культура - ... (знания о моральных ценностях, умение критически оценивать свои помыслы и поступки).

4. Совесть - ... (личное глубокое осознание своего долга и ответственности).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.