Права человека и гражданина

Група в ViberГрупа в Facebook

Обществознание 9 класс - Поурочные разработки

Права человека и гражданина

Цели: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Права человека и гражданина»; продолжить формирование умений работать с тестовыми заданиям, заданиями повышенной сложности; способствовать подготовке учащихся к экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ.

Оборудование: карточки с тестами и заданиями для всех учащихся класса.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (общение, межличностные конфликты, конфликтная ситуация, стратегия поведения), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Право на образование»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 53-55

КАРТОЧКА № 53

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Почему общество нуждается в образованных гражданах?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Какой смысл имеет слово «образование»?

- Что дает человеку образовательный процесс?

- Почему воспитание должно быть составной частью образования?

- Как связаны между собой образование и прогресс в развитии страны?

- Что является главной целью государства?

- Почему образование является для общественной власти «долгом справедливости»?

3. Сделайте вывод.


КАРТОЧКА № 54

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Что означает право на образование?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Почему в большинстве государств мира сфера образования признана приоритетной?

- В чем проявляется гуманизация образования на современном этапе?

- Где осуществляется начальный этап образования?

- Какие типы общеобразовательных учреждений существуют в нашей стране?

- Почему в старших классах вводится профильное обучение?

- Какие альтернативы школьному образованию существуют в мире?

- Почему в современном мире человек практически постоянно занимается самообразованием?

- Каковы причины, порождающие необходимость получения профессионального образования?

- Какую структуру имеет образование в нашей стране?

- Где можно получить профессиональное образование?

- Какие гарантии в получении образования дает государство?

- Какие проблемы стоят перед системой образования в нашей стране?

3. Сделайте вывод.


КАРТОЧКА № 55

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Как осуществляется право на доступ к культурным ценностям?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Как связаны право на образование и право на доступ к культурным ценностям?

- Какие обязанности граждан в отношении культурных ценностей устанавливает российское законодательство?

- Почему восприятие внешнего проявления культуры легче, чем внутреннего?

- Что такое историческая память народа?

- Где происходит приобщение к культурным ценностям?

- Какую роль в приобщении к культурным ценностям играет семейное воспитание?

- Почему стремление к саморазвитию и самообразованию развивает уровень культуры гражданина?

3. Сделайте вывод.


2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

- Что общего?

- Гимназия, лицей, частная школа. (Образовательные учреждения.)

- Культура, наука, образование. (Социальная сфера жизни общества.)

ВАРИАНТ В

- Расположите в правильной последовательности: школа, ПТУ, детский сад, вуз, техникум. (Детский сад - школа - ПТУ - техникум - вуз.)


3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 53-55, отзывы одноклассников


III. Выполнение проверочной работы по вариантам

Вариант 1

Первая часть. Тест

1. Что из перечисленного не служит помехой заключению брака?

а) близкая степень родства;

б) недееспособность;

в) большая разница в возрастем

г) отсутствие одного из молодоженов во время регистрации.

2. Досрочная сдача экзаменов за курс средней школы:

а) гуманизация;

б) экстернат;

в) профилизация;

г) эксперимент.

3. Право на свободу совести, предполагает отношение человека к...

а) морали;

б) нравственности;

в) образованию;

г) религии.

4. Какая организация была создана при активном участии Анри Дюнана?

а) Международный Красный Крест;

б) Орден Милосердия;

в) ООН;

г) НАТО.

5. Что из перечисленного относится к частной жизни человека?

а) участие в выборах в качестве избирателя;

б) участие в выборах в качестве кандидата;

в) покупка недвижимости на аукционер

г) выступление на митинге в поддержку КПРФ.

6. Неравноправие сторон подразумевает:

а) вертикальные отношения;

б) горизонтальные отношения;

в) прямые отношения;

г) дружеские отношения.

7. К занятым трудовое законодательство относит: 1. Работающего по найму в частном предприятии. 2. Избранного на оплачиваемую должность в органах местного самоуправления.

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верно 1 и 2;

г) нет верного ответа.

8. Каковы условия приема несовершеннолетних на работу?

1. Работа в течение испытательного срока.

2. Предоставление возможности заработать в сверхурочное время.

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верно 1 и 2;

г) нет верного ответа.

9. По Гражданскому кодексу собственник не имеет права: 1. Зарабатывать с помощью личной бытовой техники. 2. Работать на собственном автомобиле.

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верно 1 и 2;

г) нет верного ответа.

10. Кто является собственником урожая?

а) вырастивший урожай на арендуемом участке;

б) помогающий собирать урожай на участке соседа;

в) собирающий урожай на чужом участке;

г) собирающий урожай на колхозном поле.

Вторая часть

Дайте определение понятиям.

1. Конвенция - ... (международный договор обязательств, которые соблюдаются подписавшими ее государствами).

2. Частное право -... (отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений {корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях).

3. Собственность -... (принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам).

4. Референдум -... (всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения).


Вариант 2

Первая часть. Тест

1. Что из перечисленного не является личным правом супругов?

а) выбор места жительства;

б) выбор фамилии;

в) выбор места работы;

г) выбор доли имущества в соответствии с личными доходами.

2. Поворот образования к потребностям, интересам и склонностям личности:

а) гуманизация;

б) экстернат;

в) профилизация;

г) эксперимент.

3. Социальная политика государства включает в себя:

а) свободу совести;

б) право на выезд из страны;

в) право на государственную пенсию;

г) право на обращение к властям.

4. Международный Красный Крест был создан при активном участии:

а) А. Дюнана;

б) Матери Терезы;

в) А. Швейцера;

г) А. Сахарова.

5. Что из перечисленного относится к публичной жизни человека?

а) общение с друзьями;

б) просмотр передач на телеканале «Культура»;

в) решение гражданина стать профессиональным военным;

г) регулярное посещение церкви.

6. Горизонтальные отношения характерны для:

а) частного права;

б) публичного права;

в) уголовного права;

г) административного права.

7. К безработным трудовое законодательство относит: 1. Зарегистрированного в службе занятости и периодически узнающего об имеющихся вакансиях. 2. Человека самостоятельно активно ищущего работу.

а) верно только 7;

б) верно только 2;

в) верно 1 и 2;

г) нет верного ответа.

8. Трудовой договор между работником и работодателем не предусматривает: 1. Срок заключения договора. 2. Условия труда работника на предприятии.

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верно 1 и 2;

г) нет верного ответа.

9. Что является предметом договорных отношений? 1. Имущественные отношения между супругами. 2. Купля-продажа товара в магазине.

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верно 1 и 2;

г) нет верного ответа.

10. Кто из перечисленных является предпринимателем?

а) вложивший деньги в ценные бумаги;

б) производящий в домашних условиях мебель для себя и родственников;

в) открывший собственную парикмахерскую;

г) продавец соседнего супермакета.

Вторая часть

Дайте определение понятиям.

1. Декларация - ... (в международном праве торжественный акт, формулирующий согласованные сторонами общие принципы и цели, не имеющий обязательной силы).

2. Публичное право - ... (совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес).

3. Трудовой договор - ... (соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить определенные условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка).

4. Ассоциация — ... (добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов).

Третья часть (для обоих вариантов)

- Что лишнее и почему?

1. Свобода, собственность, образование, безопасность. (Образование, т. к. остальное относится к естественным правам.)

2. Владение, распоряжение, пользование, обеспечение. (Обеспечение, т. к. все остальное это право собственности.)

- Что объединяет эти понятия и почему?

1. Декларация прав человека, Пакт о гражданских и политических правах, Пакт об экономических, социальных, культурных правах. (Документы, составляющие Международную хартию прав человека.)

2. Конвенция о законах и обычаях ведения сухопутной войны, Конвенция об улучшении участи раненных на поле боя, Конвенция о защите жертв войны. (Документы, входящие в международное гуманитарное право.)


Домашнее задание

1. Прочитать выводы к главе на с. 312-315 учебника 1.

2. Ответить на вопросы на с. 316 учебника 1.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.