Свобода совести

Група в ViberГрупа в Facebook

Обществознание 9 класс - Поурочные разработки

Свобода совести

Цели: подвести учащихся к пониманию взаимосвязи общества и человека; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (свобода совести, религиозные верования, Библия, заповедь), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Духовная жизнь»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточке № 34 и 35

КАРТОЧКА № 34

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Почему общество нуждается в свободных, духовно богатых личностях?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Почему право на свободу убеждений является одним из исходных прав человека?

- Что такое убеждение? Почему оно побуждает человека к действию?

- Почему очень важно свободное формирование убеждений человека?

- С какими правами человека тесно связано его право на свободу убеждений?

- При каких условиях общество и государство ограничивают свободу мысли, слова, убеждения?

- Что значит быть духовно богатым человеком?

- Как происходит формирование духовного богатства личности?

- Как связаны умственное развитие и нравственность в становлении личности?

3. Сделайте вывод.


КАРТОЧКА № 35

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Как утверждается и развивается достоинство личности в межличностном общении?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Что такое человеческое достоинство?

- Какую роль в становлении достоинства личности играет нравственность?

- Как связано чувство собственного достоинства с духовным богатством человека?

- Может ли чувство собственного достоинства развиваться без общения с другими людьми?

- Почему важно уважать мнение других людей?

- Могут ли люди иметь одинаковые взгляды на окружающий их мир?

- Какие принципы спора предлагает Д. Карнеги?

3. Сделайте вывод.


2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

Работа с тестом

1. По закону к занятым относятся: 1) работающие по найму или занятые индивидуальной трудовой деятельностью; 2) лица избранные или утвержденные на оплачиваемую должность.

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верно 1 и 2;

г) нет правильного ответа.

2. Безработными закон признает; 1) лиц, не имеющих работы, состоящих на учете в службе занятости; 2) не работающих в связи с прохождением повышения квалификации.

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верно 1 и 2;

г) нет правильного ответа.

3. Документ, подтверждающий трудовую деятельность:

а) контракт;

б) трудовой договор;

в) заявление о приеме на работу;

г) трудовая книжка.

4. Организации, владеющие собственностью и ведущие хозяйственную деятельность, имеющие название, устав и печать:

а) юридическое лицо;

б) физическое лицо;

в) гражданское лицо;

г) администрация.

5. Что входит в понятие «право собственности»?

а) возможность продажи имущества;

б) извлечение прибыли;

в) сдача имущества в аренду;

г) все выше перечисленное.

6. Главная цель предпринимательства:

а) производство товаров и услуг;

б) расширение производства;

в) получение прибыли;

г) реклама предприятия.

7. Формами предпринимательской деятельности являются: 1) индивидуальное предприятие, кооператив; 2) благотворительный фонд, выставка картин для всех желающих.

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верно 1 и 2;

г) нет правильного ответа.

ВАРИАНТ В

Выполнение задания по дополнительной литературе

- Какие принципы исповедует главный герой?

- Можно ли назвать его духовно богатым человеком?

Взятка

Иван Никанорович Ляпунов гордился своим предком Ляпуном. В 1546 году подьячий, будучи главой посольской миссии в Бахчисарае, отказался платить «посошную» подать мурзам хана Сахиб-Гирея. Перед входом во дворец московских послов традиционно встречала крымская знать и бросала под ноги посохи, требуя за проход приличную мзду. Дело было не только и не столько во взятке: уплативший за проход таким образом признавал свое приниженное положение данника, на чем настаивали крымские ханы, ведшие происхождение от Чингисхана. Несчастного Ляпуна раздели догола и водили по базару с зашитыми ноздрями и ушными раковинами, срамя его перед бахчисарайцами, но герой не сдался и уехал, не повидав хана и не подписав очередного договора. По приезде в Москву он был поставлен дьяком в Старгород, где и положил начало славному роду Ляпуновых.

В период становления демократии Иван Никанорович Ляпунов даже проработал два года заместителем мэра Старгорода, но в систему не вписался, ибо не признавал взяток, и ушел на прежнюю работу в старгородский университет, где, заведуя кафедрой, читал курс отечественной истории.

Сегодня предстояло прочесть лекцию об отношениях Руси с Ордой, но неожиданный вопрос заставил его перестроить рассказ - студентка спросила, откуда появилась на Руси взятка. Ляпунов сам не заметил, как завелся. Он начал с Византии, где государство было разбито на районы-диоцезы. В каждом диоцезе был свой судья и свой епископ. Судья отвечал за разрешение гражданских тяжб, епископ - за дела духовные, связанные с нарушением норм морали и религии. При этом ни первый, ни второй не получали большой и фиксированной платы от государства, как, например, судьи на Западе, а довольствовались посильным подаянием от истцов, рядя по правде, что и породило взятку. Размер добровольной платы никто не устанавливал, коррупция быстро стала нормой и в госаппарате. Государство постепенно утратило силу и стало легкой поживой для кровожадных турок.

На Западе, жившем по законам римского права, взятка считалась позором и жестоко преследовалась. Византийские нормы попали на Русь вместе с православием: князь, например, рядящий граждан, получал «в кормление» земли, равноценные маленькому окладу, сколько же он брал сверху за разрешение спора, не оговаривалось, на это традиционно закрывали глаза.

- Вы хотите сказать, что взятка у нас в крови и неистребима? - спросила студентка.

- Я считаю, что взятки давать нехорошо, с ними следует бороться, - ответил Ляпунов и закрыл тему.

После лекции в кабинет зашел Костя Ступин, его аспирант, потомственный рыбак из Поозерья.

- Иван Никанорович, папа рыбки прислал, - парень смущенно протянул коробку с копчеными судаками.

- Взятку предлагаешь?

- Ходил с отцом в Озеро, сам коптил - попробуйте, вкусные, я ж от души!

Отказать парню значило его обидеть, Ляпунов махнул рукой и взял судаков.

Он собирался навестить мать - та жила в деревне, в двадцати километрах от города. Мать любила рыбу, судаки оказались кстати. Он ехал в сгущающихся сумерках, забыв пристегнуться, не включив ближний свет, думал о том, что рыбу, наверное, не следовало брать. Из кустов у Христофоровского кладбища выскочил оборотень в сержантских погонах, махнул палкой - Ляпунов подал к обочине. Оборотень был худенький, как ребенок, голый череп с жидкими волосами, костяшки пальцев, правда, заканчивались острыми, как бритвы, когтями.

- Без ближнего, не пристегнувшись, да на повороте заехали на двойную осевую. Ого, рыбка! - пропищал радостно скелет, нагло заглядывал через плечо в салон.

- Денег не дам, - грозно сказал Ляпунов. Скелет вдруг на глазах рассыпался, превратившись в трех голоштанных пацанят.

- Дяденька, голодные, помоги, - запели они хором.

Смотреть на их изможденные лица без слез было невозможно.

- Черт с вами, берите! - Ляпунов бросил в окошко две рыбины.

Малышня тут же утащила их в кусты.

Дома в деревне он пожаловался матери на распоясавшихся гаишников.

- Вечно людей срамишь, а люди разные, не все жируют. У Кати Пименовой на том конце деревни муж - сержант-гаишник, худющий, чисто скелет, и на работе пропадает, и по дому все делает, и троих детишек завели, и не пьет, а живут бедно. Власть тебя доконала, Ваня, и что лез, спрашивается, правды искал?

Возражать матери он не стал, махнул водки, закусил огурцом, вышел во двор. Подморозило, небо было все в звездах. Он вдруг представил себе, как предок шел по бахчисарайскому базару, голый, с зашитыми ушами и ноздрями, а толпа кричала ему вслед непонятные ругательства. Водка разлилась по телу, согрела его. Ляпунов смахнул вдруг накатившуюся слезу, повернулся и пошел домой, спать. [3]


3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 34 и 35, отзывы одноклассников


III. Изучение новой темы

План

1. Что такое религиозное верование?

2. В чем состоят притягательная сила и гуманистический смысл религии?

3. Право на свободу совести и ее гарантии.

Задача для учащихся: выяснить, означает ли право на свободу совести возможность действовать согласно своим представлениям о добре и зле. Не ущемляется ли право на свободу совести в связи с отделением церкви от государства и школы от церкви? Не означает ли свобода совести «свободу бессовестности»?

1. Самостоятельная работа учащихся по тексту учебника

Учебник 1 § 42 (с. 267-268) или учебник 2 § 20 (с. 153-162) и § 3 учебника для 5 класса (Вигасин А. А. История Древнего мира) и дополнительному материалу.

Задание для учащихся (возможно по степени готовности): А. Почему возникла религия? Б. Какие причины происхождения религии указаны в статье «Истоки веры»? В. Какую роль в обществе играют вера и религия? Г. Как религия влияет на мировоззрение людей в Индии?


Дополнительный материал

Истоки веры

Многие философы и ученые размышляли над вопросами о сущности веры и ее истоках. Одним из первых таких мыслителей был, пожалуй, Сократ. Он иронизировал над легковерными афинянами и показывал необоснованность большинства повседневных верований. По мнению философа, немало верований объясняется лишь недостатком знания, а знание необходимо человеку, чтобы поступать добродетельно. Неудивительно, что Сократа обвинили в «неуважении к богам». Ведь в то время, как писал римский историк I в. Тацит, было «почтительнее верить в богов, нежели о них знать». Критиковали религиозную веру ученик Сократа - Платон - и некоторые другие античные философы (Тит Лукреций Кар даже отрицал ее).

В Средние века христианские богословы считали веру ответом человека на Откровение Бога. Схоласты детально разбирали возможности соотнесения веры с человеческим разумом. Начиная с эпохи Возрождения вопрос о происхождении веры философы часто рассматривали рационалистически. Например, Фрэнсис Бэкон, продолжая линию, идущую от Сократа, дал развернутую типологию верований - человеческих заблуждений («идолов разума»). Значение веры, а точнее, «убеждений-верований» наиболее ярко обрисовал Дэвид Юм. Он писал: «Первоначальная религия человечества порождается главным образом тревожным страхом за будущее». Юм вообще предпочитал говорить не о религиозной вере, а о привычке обыденного сознания верить в установленный порядок, о так называемой естественной религии - вере в сверхприродную причину всего сущего. В философии Иммануила Канта вера рассматривалась как позиция разума, принимающего то, что логически не доказуемо, но необходимо для обоснования морального императива (присущее нам от рождения моральное установление, с которым должно сверять свои поступки). Фридрих Шлейермахер понимал веру как эмоциональное переживание, а Гегель - как отношение к Абсолюту (хотя и несовершенное по сравнению с философским постижением истины). В XX в. было предложено множество объяснений происхождения веры - и религиозных, и рационалистических.

Многие точки зрения на феномен веры основывались на психологическом подходе. Согласно Зигмунду Фрейду, вера берет начало в глубинах человеческого бессознательного, являясь ответом на тревогу, возникающую уже с момента рождения. Человек бессознательно боится нарушить запреты родителей (что приводит к формированию комплексов - психических защитных механизмов), а вера «избавляет от комплекса родителей, от которого зависит чувство вины как человека, так и всего человечества, и ликвидирует этот комплекс».

Карл Густав Юнг считал, что вера придает жизни смысл, помогая установить связь с образами коллективного бессознательного - архетипами (первообразами культуры; встречаясь с ними, любой человек их «узнает»). По Юнгу, вера, религиозный и мистический опыт - один из путей достижения «самости» - наиболее важного архетипа (сердцевины личности), вокруг которого объединены и гармонизированы все другие элементы. А архетип Бога (Духа) - это лишь проекция психической реальности на внешний мир, т. е. вера в Бога представляет собой разновидность веры в себя.

Немецко-американский психолог Эрих Фромм прямо называл веру главной установкой личности, чертой характера, пронизывающей жизнь человека. «Возможна ли жизнь человека без веры? Может ли грудной младенец не «верить материнской груди»? Можем ли мы не верить в своих близких, в тех, кто нам дорог, кого мы любим, как любим себя? Можем ли мы жить без веры в правильность норм нашей жизни? Нет, без веры человек делается бесплодным, беспомощным. Без веры человека охватывает ужас и панический страх». Но вера не всегда связана с религией. Фромм выделял иррациональную веру - фанатическую убежденность, исходящую из подчинения чьему-либо личному интересу или безличному авторитету, и рациональную веру - твердую убежденность, основанную на плодотворной интеллектуальной и эмоциональной деятельности. К первой относится, например, слепая убежденность миллионов людей в правоте диктаторов и вождей (Гитлер, Муссолини, Сталин), ко второй - вера в разум таких ученых, как Коперник, Кеплер, Галилей, Ньютон. Если от иррациональной веры надо избавляться, то вера рациональная способствует раскрытию глубинного человеческого потенциала.

В XX столетии на феномен веры обратили внимание и социологи, ведь вера играет огромную роль в жизни не только отдельной личности, но и всего общества. Немецкий социолог Макс Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905 гг.) показал, как религиозная вера протестантов-пуритан повлияла на развитие капиталистического общества. По его мнению, капитализм был бы невозможен без кальвинистской трудовой этики и рациональной жизненной дисциплины, основанных на вере в предопределение. Согласно учению Жана Кальвина, Бог заранее предопределил участь каждого человека; богатство людей в земной жизни указывает на их избранность и дает уверенность в спасении. Таким образом, религиозное вероучение стало причиной важных политических и экономических изменений западной цивилизации.

Некоторые социологи - Эмиль Дюркгейм, Бронислав Каспер Малиновский и др. - пришли к выводу, что не вера определяет развитие общества, а, напротив, социальные условия приводят к появлению тех или иных верований.

Во время полевых исследований на Тробрианских островах в Соломоновом море Малиновский отметил, что перед выходом рыбаков в океан местные жители совершают сложные магические ритуалы, а ловля рыбы в лагуне не сопровождается какими-либо церемониями. Согласно объяснению ученого, опасность плавания в океане породила веру в необходимость определенных ритуальных действий, которые могут защитить человека. Но как бы исследователи ни трактовали социальную роль веры, она неотъемлемый элемент любого человеческого общества. [61]


В каждом индийском доме вы найдете уголок или нишу в стене, в которой помещены картины с изображением какого-то бога или их вылепленные фигурки. Это место всегда красиво украшено, по утрам перед ним ставят глиняный кувшин с водой, зажигаются ароматические палочки, чтобы очистить воздух от злых духов. К этому месту подходят только босиком.

У нас любимым богом является Шива. Естественно, мама и папа рассказывали нам о нем множество легенд. Мы ежедневно молились ему. Всякий раз, проходя мимо святого места, складывали ладони перед грудью, напоминая богу о нашем уважении к нему. А у Шивы, между прочим, над головой и на шее всегда изображены кобры, даже когда он в позе танцора. Да и танцует-то он на теле поверженного им демона. Шива - бог-разрушитель и в то же время покровитель искусства. После того случая, о котором я рассказал, мне часто казалось, что это одна на кобр Шивы хотела наказать меня.

Все индусы с рождения воспитываются на легендах Махабхараты. Это то же, что Библия для христиан, но в три с половиной раза больше ее и, кстати, в восемь раз больше знаменитой Илиады и Одиссеи. В Махабхарате две тысячи девять частей. Писалась она разными авторами около шестисот лет. Многие ее легенды так же хорошо известны нашим детям, как у вас знают сказки ваших народов, Андерсена или Киплинга. Но для вас это сказки, а у нас многие до конца жизни верят в то, что все так и было.

Возьмите вы Упанишады, которые были написаны за несколько веков до Махабхараты. Упанишады - это диалоги между учителем и учеником. Само название диалогов переводится: «Сядь рядом со мной». Они очень мудрые. В одном из диалогов учитель просит ученика достать с дерева плод баньяна, разрезать его, вынуть семя и расщепить его.

- Смотри, - говорит он ученику, - ты ничего в нем не видишь. Но из существа этого семени в действительности рождается огромный баньян. Невидимое, неуловимое вещество является духом всей вселенной. Это и есть реальность.

Я не мог не улыбаться древней мудрости и сразу же возразил:

- Мистер Варма, но вы же инженер и знаете об атомах и других более мелких частицах.

Варма поднял руку, останавливая меня:

- Не убеждайте, конечно, я все это знаю, но я рассказываю вам, что лежит в основе воспитания индусов, чтобы вы поняли, почему мы такие, как есть.

- Виноват, - извиняюсь я.

- Ничего, ничего, я понимаю. Дело в том, что вопрос познания истины - главное в индуизме. Отсюда исходят все их обычаи в жизни. Упанишады говорят: «Реальность - это бог, чтобы познать бога, нужно им стать, то есть слиться с богом. А для этого есть три пути: приобретение знания, выполнение всю жизнь только хороших деяний или посвящение себя целиком служению богу».

В других религиях человек связан какими-то отношениями с обществом, а индуизм рекомендует уходить в себя и самому своим путем познавать истину. Поэтому каждый может верить в своего бога, какой ему больше нравится.

Бога смерти Яму однажды спросили, что происходит с человеком, когда он умирает. Тот ответил, что путешествие его состоит из нескольких этапов. Сначала он учится управлять своими чувствами, затем понимать воспринимаемые чувствами объекты - иллюзии, руководить мыслями, очищая их от мирской суеты, и, наконец, постигает природу духа внутри человека. Для этого нужно тренироваться уходить в себя, как этому учит йога, стремиться к абсолютному миру и спокойствию с одной только мыслью - достичь единения с богом.

- Вот оно что, понятно, - сказал я. - Теперь я знаю, почему индусы так спокойны и даже порой безразличны ко всему происходящему вокруг... [10, с. 132-133]


2. Беседа по проделанной работе


3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (учебник 1 (с. 269—271)) или рассказ учителя (в объеме учебника)

Задание для учащихся: может ли свобода совести означать «свободу бессовестности»? Нужно ли изучать религиозные дисциплины в школе? Почему?

Беседа по поставленным вопросам.


IV. Закрепление изученного на уроке

- Как возникли религиозные верования?

- Какие общемировые религии вы знаете?

- Почему религия несет глубокое гуманистическое значение?

- Представители каких духовных конфессий живут в нашем городе?

- Почему многие ученые не отрицают существования религиозного начала?


V. Подведение итогов урока

- Означает ли право на свободу совести возможность действовать согласно своим представлениям о добре и зле?

- Не ущемляется ли право на свободу совести в связи с отделением церкви от государства и школы от церкви?

- Не означает ли свобода совести «свободу бессовестности»?


Домашнее задание

1. Прочитать § 42 учебника 1 (с. 267-271) или § 20 учебника 2 (с. 153-162).

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

- Что такое религия?

- Почему в современном обществе сохраняются религиозные ценности?

- Почему право на свободу совести закреплено в международных документах о правах человека?

3. Выполнить в тетради задание 2 на с. 272 учебника 1 или практикум на с. 163 учебника 2.


Дополнительный материал

Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу) (1910-1997)

Основательница и настоятельница католического Ордена милосердия (Индия, 1950). В различных странах основывала школы, медицинские пункты, приюты для бедняков. Лауреат Нобелевской премии мира (1979)

«Господи Боже, да исполнимся мы достоинства служить братьям нашим, людям всего мира, живущим и умирающим в голоде и нищете.

Дай же им, Господи, хлеб их насущный из наших рук, и любовь Свою из наших душ, дай им радость и мир». Этой молитвой Мать Тереза вместе со своими «миссионерками милосердия» начинала каждый день.

Подвижничество, благотворительность, жертвование всегда вызывали в обществе боязливое уважение, продиктованное непониманием - если жизнь единственна и неповторима, то как же можно всю ее посвятить другим, да еще и незнакомым людям. На самом деле, никому до сих пор не удавалось сравнить степень «счастливости» тех, кто каждый день трясется от страха за свое будущее благополучие или сытость собственного чада, и тех, кто, «живя как птичка божия», не имеет материальных благ и распределяет свои заботы между чужими людьми. Тревожась не об одном человеке, а о многих, подвижник оставляет свое сердце здоровым, ум ясным, а жизнь вполне осмысленной. Ему нет нужды просыпаться ночью от ужаса за судьбу покинувшего дом выросшего ребенка или искать необычные замки для сундуков с барахлом. «Детей» у него - «тьмы и тьмы», а богатства и вовсе нету. И беспокоиться не о чем. И если захочется вам вспомнить хоть одну счастливую женщину, то не ошибетесь, назвав Мать Терезу.

Ее принцип жизни был прост: каждый человек воплощает в себе Иисуса, а раз так, - то всякий имеет право на милосердие и любовь. Те, кто эту любовь получал от окружающих с лихвой, нашу героиню не интересовали, она обратила свой взор на тех, кто по собственной слабости оказался выброшенным обществом. Лейтмотивом ее учения и подвижничества были слова Христа: «Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне». Служение обездоленным Мать Тереза воспринимала как служение Иисусу. Одно дело, зажав от отвращения нос, обмывать бродягу с помойки, другое - вообразить, что твой подопечный - не простой пьяница, а Избранник высшей силы, которому нужно подарить тепло. Сразу забудешь о неприятных запахах, а жизнь обретет ясный смысл. «И вот мы прикасаемся к Его телу, - учила Мать Тереза своих подопечных миссионерок, - Вот голодный Христос, и мы его кормим; вот раздетый Христос, и мы его одеваем; вот бездомный Христос, и мы даем ему кров...» Словом, если любое, даже самое тягостное дело освятить любовью, оно из бремени превращается в радостную цель существования.

Желание «разобраться» с абсурдностью мира, в котором бренные люди стремятся лишь к ублажению собственной плоти, появилось у девочки Агнес в весьма юном возрасте. К 12 годам дочь бакалейщика из албанского города Скопье уже знала, что она каким-то образом должна посвятить свою жизнь Богу. Правда, сам путь служения - стать монахиней - вызывал у Агнес страстный протест. Ей претило затворничество от людей за высокими стенами обители, а забота о спасении собственной души в тихих монастырских кельях казалась столь же эгоистичной, как и неусыпное бдение по охране собственного богатства. В 18 лет покинула теплый, уютный, доброжелательный родительский дом и вступила в миссионерский орден «Лоретских сестер». С тех пор ее обителью становились уголки, где боль и страдания людей превышали привычный земной градус.

Прожив некоторое время в Дублине, она приступила к послушничеству в Индии - стране, известной своей невероятной нищетой и бедностью. Поначалу Мать Тереза почти 20 лет с 1929 г. преподавала географию в Калькуттском институте св. Марии. За это время она многого добилась «по официальной части» - стала директором института, возглавила индийский орден «дочерей св. Анны» и даже воссоединила его с «Лоретскими сестрами». Однако вся эта размеренная, пусть и аскетическая, без излишеств, жизнь казалась ей неполной, ненастоящей. И однажды, в 1948 г., директор, завершив успешно очередной учебный год, вместо заслуженного отпуска решила радикально изменить свой образ существования. По легенде, рассказываемой учениками Матери Терезы, наша героиня услыхала «призыв» оставить свою должность и последовать за Иисусом в трущобы, чтобы служить ему через беднейших, и приняла этот «призыв» без колебаний. Впрочем, другого, «нечудесного», объяснения внезапного вступления на дорогу подвижничества трудно ожидать от верных апостолов Матери Терезы.

Она написала письмо лично папе Пию XII. Святой отец не стал сдерживать подвижнический пыл своей корреспондентки и разрешил покинуть монастырь. Однако окончание официальной карьеры открыло для Матери Терезы собственную дорогу к постижению Бога. Некоторые медицинские навыки, которым она наскоро обучилась у своих «лоретских сестер», страстная решимость помогать самым падшим и 5 рупий в кармане - с этим «капиталом» Мать Тереза через 4 месяца возвратилась в Калькутту. Своим пристанищем она выбрала заброшенный дом в городских трущобах и стала собирать сюда уличных детей. Постепенно школа благотворительницы приобретала известность. Слухи о том, что маленькая женщина без всяких средств к существованию, без всякой материальной поддержки решилась приютить десятки оставленных мальчишек и девчонок, поражали городскую общественность. Такая самоотверженность у кого-то вызывала злобу, у кого-то восхищение, а у кого-то и желание прийти подпитать собственные иссякшие силы. Наполненный бедами и страданиями дом Матери Терезы становился пристанищем не только материально обездоленных, но и духовным «санаторием» разочаровавшихся и потерявших жизненные ориентиры людей. Здесь они могли возвратить веру в добро и справедливость, здесь они становились кому-то необходимыми. Сюда стекались благотворители со всего мира, каждый, кто хотел отмолить собственные грехи, мог быть уверен - его денежки пойдут самым страждущим, самым неимущим.

Однако подвижничество Матери Терезы не замкнулось лишь на уличных детях и организации школ. Женщина взяла на себя самую страшную, пожалуй, миссию - помогать умирающим уходить «в мир иной». Калькутта - город, на улицах которого умирают сотни бедняков, это конгломерат невероятной нищеты и болезней. Первая женщина, подобранная Матерью Терезой прямо на залитой помоями мостовой, была объедена крысами и муравьями, но еще жива. Этот полутруп никто не хотел принимать даже в самую скромную больницу. К чему? Бродяжке уже не поможешь, а дожидаться, пока она помрет - слишком дорого, да и лучше лечить других, которые пребывают не в столь плачевном состоянии. Однако Мать Тереза не отступила и заявила, что она не бросит несчастную, пока та не умрет. Так было положено начало «Дому для умирающих бедняков», который открылся в 1965 г.

Она попросила муниципалитет выделить ей место, куда можно было свозить умирающих. Ей дали пустой храм, посвященный индусской богине Кали, символизирующей Вселенскую Мать, подательницу жизни и смерти. Однако наша героиня оказалась женщиной без христианских предубеждений, интересы благотворительности она ставила превыше всяких религиозных амбиций, и в 24 часа бывший индусский храм наполнился пациентами, большинство из которых находились при смерти.

Опыт подвижничества Матери Терезы можно назвать уникальным для XX века, единственным в своем роде. Современные благотворители, обласканные в лучах славы, предпочитают ссужать разнообразные фонды и общества определенными суммами денег, полагая, что материальная помощь - самое необходимое для бедняг, потерявших социальные ориентиры. Мать Тереза возвратила к жизни подлинно христианское понимание благотворительности - «сотворение блага» не деньгами, не излишками от богатства, а затратами собственной души. Она никогда не стремилась продлить жизнь умирающих, ее единственная цель заключалась в том, чтобы окружить страждущего любовью и заботой, чтобы человек понял - он нужен кому-то. «Эффективность» работы своих «сестер» Мать Тереза проверяла весьма своеобразным способом. Если человек отходил в мир иной умиротворенным и радостным, принявшим свою судьбу без ропота и сопротивления, значит, миссия «Дома для умирающих» считалась выполненной. Каждого, даже самого последнего, уродливого, мало похожего на разумное существо, беднягу нужно принимать таким, какой он есть, и любить его таким, не стремясь исправить, - такова подлинная любовь Бога. Так считала Мать Тереза. «Как-то раз к нам принесли одного человека. Он вопил и стонал; он не хотел умирать. Его позвоночник был сломан в трех местах, все его тело было покрыто жуткими ранами. Его мучения были ужасны. Но он не хотел видеть сестер. Он не хотел умирать. Ему давали огромные дозы морфина и любви; ему рассказывали о страданиях Того, Кто любил его больше всех на свете. Постепенно он начал слушать и принимать любовь. В последний раз он отказался от морфина, потому что захотел объединиться с Тем, Кто его спас».

Масштабы милосердия Матери Терезы впечатляют. Если ее понимание благотворительности возвращает нас во времена средневековья, то размеры ее помощи представляются поистине космически глобальными. Одновременно в одной только Калькутте в реабилитационном центре для прокаженных лечились и обучались разнообразным надомным работам 10 000 человек. А скольким больным она помогала своими мобильными клиниками, которые разъезжали по всей Индии. Проказа - страшный недуг, который лишает людей человеческого облика, ставит их в положение изгоев. Даже родные и близкие стараются поскорее избавиться от таких больных. Именно поэтому Мать Тереза требовала от «сестер», чтобы к прокаженному они входили улыбаясь, чтобы человек почувствовал себя прежде всего человеком, необходимым кому-то.

Заслуга нашей героини состоит не только в личном подвиге, но и в том, что она сумела обратить в свою веру целую плеяду молодых женщин. Обучение тех, кто решил посвятить себя делу милосердия, длилось 9 лет. Впрочем, это и понятно. Трудно без специальной подготовки сохранять душевное равновесие среди бесконечного потока грязи, страданий, жестокости, да еще при этом и не уставать любить те осколки человечности, что с трудом удавалось разглядеть в этих отбросах. Обеты сестер Мать Тереза оформила в специальном списке:

«Телесное и духовное здоровье.

Способность получать знания.

Здравомыслие во всей его полноте.

Бодрость духа.

Бедность, невинность и покорность.

Покорность - это свобода».

Силу своим деяниям Мать Тереза черпала в удивительном ощущении окружающего мира: жизнь сама по себе - чудесный дар и использовать ее в собственных целях бессмысленно и обидно. Нужно повиноваться жизни - слушать то, что тебе дают слышать, смотреть на то, что тебе показывают, понимать то, что думает другой, принимать то, что есть у него. Повиноваться — значит отбросить всякое Эго, всякие личные интересы, которые обязательно грозят превратиться в мелкие, даже если сегодня они кажутся необычайно важными.

Каждое утро Мать Тереза начинала с нескольких часов медитации, затем слушала мессу. Для нее эти процедуры были сродни обычному каждодневному гигиеническому правилу. Кто-то начинает день с чистки зубов, а Мать Тереза не могла выйти к людям, не почистив предварительно свою душу от личных амбиций и людской злобы, что наслаивалась в атмосфере. Зато, когда она со своими верными «сестрами» появлялась на улице, радость сочилась из их глаз и изливалась на жуткие, грязные улицы, на мерзкие, враждебные, пьяные рожи.

Сегодня орден Матери Терезы разросся по всему миру, ее сестры милосердия работают в Венесуэле, Риме, Танзании, Австралии, Иордании, на Маврикии, в Йемене, Перу, Нью-Йорке.

Уже у умирающей Матери Терезы спросили: «Были ли в вашей жизни выходные или праздники?»

«Да! - ответила она. - У меня каждый день - праздник!» [46, с. 485-490]






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.