Собственность, предпринимательство и гражданское право

Група в ViberГрупа в Facebook

Обществознание 9 класс - Поурочные разработки

Собственность, предпринимательство и гражданское право

Цели: ознакомить учащихся с основами предпринимательской деятельности; подвести учащихся к пониманию важности имущественных отношений в жизни современного общества; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (собственность, имущественные отношения, предпринимательство, гражданское право, договор, купля-продажа, аренда), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Труд и трудовое право». Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 28-30

КАРТОЧКА № 28

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Как отношение к труду характеризует человека?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Какую роль играет труд в жизни человека и общества?

- Как в народном творчестве отражена роль труда в жизни человека?

- Что такое трудолюбие?

- Почему общество отрицательно относится к тунеядству?

- По каким причинам возникает спор о степени важности умственного и физического труда для человека? Каково ваше мнение по этому вопросу?

- Почему важно сочетание умственного и физического труда?

3. Сделайте вывод.


КАРТОЧКА № 29

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Каким образом регулируются трудовые отношения между работником и предприятием?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- В каких документах отражено право человека на труд?

- Как вы понимаете право человека на справедливую зарплату?

- Где человек может осуществлять трудовую деятельность?

- Какими документами регулируются трудовые отношения между работником и предприятием?

- Что такое занятость?

- Кого можно отнести к занятым гражданам?

- Кого закон признает безработным?

- Что такое трудовой договор? Почему и работник и предприятие бывают заинтересованы в заключении трудового договора?

- Что такое социальное партнерство и коллективный договор?

- Почему важно соблюдать дисциплину труда?

- Какую роль играют профессиональные союзы на предприятиях?

3. Сделайте вывод.


КАРТОЧКА № 30

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Какие права и льготы имеют работающие несовершеннолетние?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Могут ли устроиться на работу несовершеннолетние?

- Какой будет продолжительность рабочего дня для лиц младше 16 и 18 лет? Почему?

- Какие льготы в продолжительности рабочего дня предоставляются несовершеннолетним на период учебы в школе?

- Существуют ли еще какие-либо льготы для работающих несовершеннолетних?

- Почему предприятия не заинтересованы в приеме на работу несовершеннолетних?

- На каких работах запрещено использовать труд несовершеннолетних?

- Что такое трудовая книжка?

3. Сделайте вывод.


2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

- Подберите определения:

(1-Д; 2-В; 3-А; 4-Е; 5-Б; 6-Г)

ВАРИАНТ В

- Составьте условия трудового договора, который устроил бы:

а) работника предприятия;

б) работодателя.

(Ребята выполняют задание.)

- Существуют ли между участниками договора противоречия? (Да.) Найдите способы разрешить их. (Чтобы их разрешить необходимо идти на взаимные разумные уступки в рамках социального партнерства.)


1. Безработный

А. Добровольное соглашение между работником и работодателем

Б. Согласование интересов работников и работодателем по вопросам регулирования трудовых отношений

В. Отношения между людьми в процессе трудовой деятельности

Г. Документ, подтверждающий трудовую деятельность

Д. Лицо, не имеющее работы и постоянного заработка, зарегистрированное в службе занятости

Е. Объединение работников предприятия, для защиты своих интересов в рамках действующего трудового законодательства

2. Трудовые отношения

3. Трудовой договор

4. Профсоюз

5. Социальное партнерство

6. Трудовая книжка


- Почему несовершеннолетнему трудно найти работу? (Несовершеннолетний имеет право на более короткий рабочий день, более продолжительный отпуск, пониженные нормы поднятия тяжестей и т. д., что невыгодно работодателю.)

ВАРИАНТ Г

Фронтальный опрос класса

- Чем трудолюбие отличается от тунеядства? (Трудолюбие - положительное моральное качество, характеризующее расположение личности к трудовой деятельности. Тунеядство - отрицательное моральное качество, характеризующее отвращение к труду.)

- Какой труд более важен, умственный или физический? (Важность умственного и физического труда для человека одинакова. Академик И.П. Павлов говорил, что чувствовал себя удовлетворенным, когда «соединял голову с руками».)

- Что такое занятость? (Это деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая им, как правило, заработки.)

- С какого возраста законодательство разрешает заниматься самостоятельной трудовой деятельностью? (С разрешения одного из родителей с 14 лет.)

- В чем важность соблюдения трудовой дисциплины? (Она обеспечивает благоприятные условия для работы, точность технологического процесса. Ее соблюдение — обязанность работника.)

- Как работник предприятия может повысить свою квалификацию? (В процессе получения дополнительного образования, дополнительных профессий.)


2. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 28-30, отзывы одноклассников


III. Изучение новой темы

План

1. Имущественные отношения.

2. Собственность.

3. Собственность и предпринимательство.

Задача для учащихся: выяснить, почему необходимо регулировать имущественные отношения? Что значит быть собственником? Может ли любой человек заниматься предпринимательством?

1. Рассказ учителя об имущественных отношениях (в объеме учебника)

Задание для учащихся; выяснить роль имущественных отношений в жизни общества. (Имущественные отношения - это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества; в основе таких отношений лежит право на собственность (частную, государственную, муниципальную, общественных организаций).) Заполнить схему, приведенную ниже.



2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 254—257) или учебник 2 (с. 97-101).

Задание для учащихся: объяснить, что такое право собственности. Кому может принадлежать собственность? Как становятся собственником?


3. Беседа по прочитанному тексту

Вариант ответа:

Право собственности - совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность имущества отдельным лицам или коллективам и основанные на этом полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Владение - фактическое обладание вещью. Пользование - извлечение из имущества полезных свойств. Распоряжение - возможность изменения принадлежности, состояния, назначения имущества. «...В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (Конституция РФ, ст. 8).

Собственниками или субъектами права собственности в нашей стране могут быть граждане, юридические лица, государство и органы местного самоуправления (см. схему ниже).



Собственником можно стать:

• изготовив самостоятельно вещь с соблюдением закона;

• в результате использования имущества, полученных плодов, продукции, доходов;

• получив по наследству в соответствии с завещанием или законом имущества умершего;

• покупая имущество или получая его в подарок;

• в законном порядке приобретая право собственности на имущество, не имеющее собственника;

• став членом потребительского кооператива и выплатив полностью свой пай-взнос.


4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и дополнительным материалом

Учебник 1 (с. 257-259) или учебник 2 (с. 102-104).

Задание для учащихся: определите, какими качествами предпринимателя обладает продавец в стихотворении С. В. Михалкова. Соблюдал ли продавец права потребителя? Какую цель ставит перед собой предприниматель?

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровенка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

- Хозяин, продашь нам корову свою?

- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

- Не много ли просишь, старик, за нее?

- Да где наживаться! Вернуть бы свое!

- Уж больно твоя коровенка худа!

- Болеет, проклятая. Прямо беда!

- А много ль корова дает молока?

- Да мы молока не видали пока...

Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика:

- Папаша, рука у тебя нелегка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком:

- Корову продашь?

- Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!

- Да так ли! Уж выглядит больно худой!

- Не очень жирна, но хороший удой.

- А много ль корова дает молока?

- Не выдоишь за день - устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

- Зачем я, Буренка, тебя продаю? -

Корову свою не продам никому -

Такая скотина нужна самому! [37]


Дополнительный материал

Глава I. Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

Согласно постановлению Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1037 с 1 июля 1998 г. запрещается продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке.

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;

цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) правилам, установленным пунктом 4 статьи 7 настоящего Закона;

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителя».


5. Беседа по проделанной работе


IV. Закрепление изученного на уроке

- Что такое предпринимательство?

- Как можно стать собственником?

- Какой закон защищает интересы покупателя?

- Какие виды собственности вы знаете?

- Почему в нашей стране появились разные формы собственности?


V. Подведение итогов урока

- Почему необходимо регулировать имущественные отношения?

- Что значит быть собственником?

- Может ли любой человек заниматься предпринимательством?


Домашнее задание

1. Прочитать § 40 учебника 1 (с. 253-259) или § 12-13 учебника 2.

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

- Каким образом гражданское право регулирует имущественные отношения?

- Как человек может распоряжаться своей собственностью?

- Почему общество не может обойтись без предпринимательства?

3. Выполните в тетради задание 4 на с. 260 учебника 1 или практикум на с. 102, 105 учебника 2.


Дополнительный материал

Как заставить вас сказать «да»

Более полувека назад, в годы Второй мировой войны, психологи серьезно заинтересовались вопросом: как заставить человека сказать «да»? Тогда это нужно было для пропаганды среди войск и населения противника, для ведения психологической войны. С тех пор многочисленные социологи и психологи изучают способы, которыми один человек может влиять на взгляды и действия другого. Но цели большинства этих исследований в наше сравнительно мирное время совсем другие: заставить вас купить тот или иной товар.

Для этого используются шесть способов, шесть побудительных факторов, свойственных человеку Их рассматривает в своей статье психолог Аризонского университета (США)

Благодарность. Практически у всех народов чувство благодарности считается одним из важнейших. Предполагают, что это чувство укрепилось в поведении человека посредством естественного отбора - прочнее и успешнее оказывались те семьи и первобытные сообщества, членам которых было свойственно это чувство. Поэтому, когда мы получаем какой-то подарок, пусть мелкий, пусть даже ненужный, нам хочется дать что-то взамен.

Одно из американских благотворительных обществ разослало по частным адресам письма с просьбой о денежном пожертвовании, взяв адреса из телефонного справочника. Откликнулись 18% адресатов. Когда в такие же письма был вложен мелкий подарок - карманный календарик, пожертвования прислали 35% адресатов.

Этим приемом пользуются не только благотворители. Фирмы, выпускающие косметику, сигареты, канцелярские товары, различные пищевые продукты, нередко устраивают в магазинах, а то и прямо на улице бесплатную раздачу или дегустацию образцов своей продукции. После этого многие покупатели чувствуют себя обязанными купить товар.

Фармацевтические фирмы ежегодно тратят миллионы долларов на поддержание медицинских исследований и десятки тысяч - на мелкие сувениры отдельным врачам - авторучка, календарик, сумка с логотипом фирмы... Расход невелик, но подарок может повлиять как на результаты исследований, так и на то, какие именно лекарства выписывает врач своим пациентам. В 1998 г. «Медицинский журнал Новой Англии» (США) провел анализ, показавший, что из исследователей, проверявших безопасность нового сердечного лекарства и получивших какую-то материальную поддержку от производителя данного лекарства, только 37% позволили себе критические замечания. С другой стороны, все 100% тех, кто не нашел в новом лекарстве никаких недостатков, либо пользовались грантами фирмы на исследования, либо работали в одном из отделений фирмы, либо фирма оплачивала им какие-то деловые поездки.

Подарок, вызывающий благодарность, не обязательно должен быть материальным, это может быть какая-то услуга. Или даже не услуга, а уступка. Автор статьи провел следующий эксперимент. Случайных прохожих останавливали на улице и просили помочь учительнице провести экскурсию школьников в зоопарк. Согласились только 17% (кстати, интересно, много ли нашлось бы желающих помочь учительнице у нас?). Тогда психологи стали начинать с гораздо более «наглой» просьбы: остановив прохожего, его спрашивали, не согласился бы он бесплатно поработать в школе, присматривая за детьми, 2 года по 2 часа в неделю? Все отказывались. Тогда экспериментатор задавал второй вопрос: «Хорошо, а не могли бы вы прямо сейчас пойти с группой школьников в зоопарк?». Тут согласились 50%.

Верность своему слову. Владельцу известного ресторана в Чикаго очень досаждали неаккуратные клиенты: заказав столик, многие потом не являлись в ресторан. Изменив 2 слова и интонацию во фразе, с которой обращалась к будущему посетителю служащая, принимавшая заказы, ресторатор добился того, что вместо 30% «пропадать» стали всего 10. Эти 2 слова позволили приемщице заказов получать от клиента нечто вроде обещания, которое потом неудобно было не выполнить. Раньше она говорила: «Пожалуйста, позвоните нам, если ваши планы изменятся». Теперь - «Не могли бы вы позвонить нам, если ваши планы изменятся?». Тут она делала краткую паузу, и клиент, естественно, отвечал: «да, я позвоню». И тем самым брал на себя более четкое обязательство. Другой пример - кампания по сбору благотворительных пожертвований в пользу инвалидов, проведенная в Израиле. По совету психологов, за 2 недели до сбора пожертвований по домам прошли люди, предлагавшие местным жителям подписать петицию в защиту инвалидов. Когда через 2 недели в эти же дома пришли сборщики пожертвований, сбор почти удвоился по сравнению с теми районами, где такой психологической подготовки не было. Тем, кто подписал петицию, было неудобно теперь самим не помочь инвалидам - своими деньгами.

Подражание. Зимним утром 1969 г. некий человек остановился на оживленном перекрестке в центре Нью-Йорка. 60 секунд он вглядывался в небо. Таковы были условия эксперимента, проводившегося психологами городского университета Нью-Йорка, чтобы посмотреть, как будут реагировать прохожие. Большинство просто обходили зеваку, некоторые толкали его, и только 4% останавливались, чтобы тоже уставиться в небо. Тогда условия опыта немного изменили: на перекрестке поставили не одного, а пятерых «провокаторов». Теперь примеру пятерых зевак следовали 18% прохожих. Когда же число «подсадных уток» увеличили до 15, стали останавливаться 40% прохожих, и за 1 минуту на перекрестке возникла настоящая пробка. После чего психологи извинились перед собравшимися, и те с пристыженными улыбками разошлись по своим делам.

Как показало одно из исследований, если сборщики пожертвований, ходящие по домам, показывают в каждом доме ведомость на сдачу денег, в которой уже расписались соседи, то «урожай» резко возрастает. Эффект подражания широко используется в рекламе: телевизионные клипы часто показывают, как целые толпы штурмуют магазин, чтобы купить рекламируемый продукт, как друзья ссорятся за пачку жвачки... Менее известны случаи, когда эффект подражания работает в обратную сторону, чего никак не ожидали заказчики рекламы. Так, в кампаниях борьбы с курением, алкоголем, наркотиками обычно подчеркивается, что эти виды социального зла широко распространены и продолжают распространяться. В телевизионной социальной рекламе показывают курящих подростков или наркоманов, нюхающих кокаин, демонстрируют графики роста потребления алкоголя... Все это верно, и рассказывают об этом с лучшими намерениями, но эффект получается неожиданный: социологические исследования показали, что после таких кампаний нежелательные формы поведения распространяются шире.

Симпатия. Людям легче говорить «да» тому, кто им нравится. Некоторые фирмы не продают свой товар в магазинах и не рекламируют в печати или по телевидению, а распространяют по цепочкам друзей и знакомых. Примеры - известный у нас гербалайф, стальная посуда «Цептер». Американская фирма «Тапперуэйр», выпускающая пластмассовые банки для пищевых продуктов, продает свои изделия через специально нанимаемых агентов - домохозяек. Такая домохозяйка собирает подруг у себя дома специально, чтобы показать им чудесные наборы хозяйственных банок, недорогие, практичные, удобные, красивые и легко моющиеся, а пустые банки вкладываются друг в друга, как матрешки, и совсем не занимают места... И подруги покупают посуду. Здесь как раз используется тот факт, что вы скорее скажете «да» своей подруге, чем незнакомому продавцу. Подсчитано, что каждые 2,7 секунды где-то в мире начинается такая торговая сессия на дому. Причем 75% этих домашних продаж фирмы происходит вне США - страны, скорее, индивидуалистской.

Проведенное лет 30 назад в Канаде исследование показало, что на выборах местного самоуправления чаще побеждают симпатичные, фотогеничные личности. Причем избиратели, если их спросить, играет ли роль внешность кандидата, упорно настаивают, что не придают значения таким внешним, поверхностным признакам, а смотрят только на программы и деловой опыт кандидатов. Отсюда же широкое использование в рекламе фотомоделей и известных актеров, которые многим нравятся.

Авторитет. Вообще-то американцев довольно сложно подвигнуть на переход улицы при красном свете. Но количество идущих на красный свет вслед за «лидером» увеличивается на 35%, если этот помощник экспериментатора одет не во что попало, а в формальный деловой костюм — черную или темную «тройку», при галстуке и золотых запонках. Эти признаки «авторитетности», высокого общественного статуса заставляют многих пешеходов следовать за одетым так человеком, даже если он явно нарушает правила уличного движения. Соответствующий эксперимент проводился в Техасе в 1955 г. У нас принято идти через улицу, не очень то глядя на светофоры, не говоря уж об одежде окружающих. Нам ближе другой пример: в рекламе зубной пасты появляется актер в белом халате и заявляет, что эта паста «рекомендуется всеми стоматологами». Разумный, хотя и не совсем честный рекламный ход.

Дефицитность. Работая во Флоридском университете, психолог Стефен Вест обратил внимание, что в один прекрасный день студенты стали значительно лучше отзываться о качестве блюд в одном из кафетериев студенческого городка. Еще накануне они предпочитали другие точки общепита. Оказалось, что в кафетерии произошел пожар и заведение пришлось закрыть на несколько недель для ремонта. После ремонта пища «стала вкуснее». Этот случай лишний раз доказывает, что мы больше ценим то, что нам недоступно.

Поэтому правильно поступают рекламисты, вставляя в свои тексты фразы вроде «предложение действительно только в течение недели» или «запасы товара ограничены». Если в каком-то продукте используется редкое и труднодоступное природное сырье, скажем плавники акулы, растения из Тибета или космическая пыль, о нем обязательно упоминают в рекламе, соответствует ли это действительности или нет.

Студент, делавший диплом у автора статьи, одновременно с обучением на факультете психологии владел фирмой по импорту говядины в США. В качестве эксперимента он попросил своих сотрудников, обзванивающих супермаркеты с предложением поставок мяса, добавлять известие о том, что из-за засухи в Австралии импорт мяса с этого континента скоро сократится (что было чистой правдой). В результате закупки говядины выросли более чем вдвое по сравнению с теми магазинами, которых об этом не предупредили. Тогда при звонках в третью группу магазинов менеджеры фирмы стали добавлять, что это конфиденциальная информация, полученная от сотрудника национальной метеослужбы Австралии. Эти магазины закупили говядины на 600% больше, чем те, которым просто предлагали мясо из Австралии.

Перечисленные 6 факторов имеют разную значимость в рамках разных культур. К служащим национальных отделений крупного банка обращались с просьбой помочь своему коллеге в выполнении некоторой служебной задачи. Американцы, решая - помочь или нет, задавали себе вопрос: «Обязан ли я чем-то этому коллеге, помогал ли он мне в моих трудностях?» (благодарность). Китайцам было важно, является ли просящий помощи начальником или какие у него отношения с начальством (авторитетность). Испанцы основывали свое решение главным образом на симпатии к тому или иному сотруднику. Для немцев важнее всего оказалась верность своим обязанностям: если их удавалось убедить, что по служебным инструкциям они просто обязаны помочь данному сотруднику, то они помогали.

Итак, рекламные агентства используют шесть особенностей человеческого восприятия и поведения, чтобы заставить нас сказать «да». Все эти черты нашей психологии вообще-то полезны, иначе они не закрепились бы естественным отбором. И в их рекламном использовании нет ничего аморального. При одном условии: если рекламируемый товар действительно хорош.

Обречены ли мы на манипулирование со стороны тех, кто знает и умеет применять эти принципы? Нет. Теперь, когда вы знакомы с основами рекламного убеждения, вы можете самостоятельно находить в рекламе или пропаганде шесть характерных приемов и действовать на основе не эмоций, а рациональных соображений. [60]






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.