Публичная жизнь гражданина

Група в ViberГрупа в Facebook

Обществознание 9 класс - Поурочные разработки

Публичная жизнь гражданина

Цели: подвести учащихся к пониманию взаимосвязи частной и публичной жизни гражданина; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (Всеобщая декларация прав человека, публичная жизнь, публичное право, Гражданский кодекс, публичный интерес), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Частная жизнь граждан»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 24 и 25

КАРТОЧКА № 24

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Что представляет собой частная жизнь гражданина?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Что мы понимаем под значением прилагательного «частный»?

- Какие интересы человека можно назвать частными?

- Могут ли у членов одной семьи быть частные интересы?

- Перечислите основные аспекты частной жизни.

- Как человек определяет круг лиц, с которыми он строит межличностные отношения? Что такое межличностные отношения?

- С какой группой лиц межличностные отношения складываются наиболее тесно? Почему?

- Как строятся межличностные отношения внутри семьи? Имеет ли право член семьи на частную жизнь?

- Что такое право частной собственности?

- Почему частная жизнь возможна лишь в обществе свободных граждан?

3. Сделайте вывод.


КАРТОЧКА № 25

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Какие отношения регулирует частное право?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- В каком своде законов впервые появляется деление на частное и публичное право?

- Какие изменения в семейных отношениях произошли в Древнем Риме с принятием новых законов?

- Какие права были названы «общими для всех народов Земли»?

- Что значит цивильное право?

- Когда идея деления на частное и публичное стала внедряться в законодательство России?

- Какие права определяют сферу частной жизни человека?

- В чем отличительная особенность этих прав?

- Какие отрасли права закрепляют гражданские права человека?

- Что регулирует частное право?

- Каковы признаки частноправовых отношений?

- Что значит горизонтальный характер частноправовых отношений?

- Какие идеи гражданского права закреплены в Гражданском кодексе РФ?

3. Сделайте вывод.


2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

- Подберите пары слов из двух групп.

Первая группа, 1. Декларация. 2. Конвенция. 3. Политика. 4. Террор. 5. Военный конфликт. 6. Военное преступление.

Вторая группа. 1. Искусство управления. 2. Устрашение политических противников, вплоть до физического устранения. 3. Вооруженное столкновение сторон. 4. Заявление, провозглашение. 5. Применение запрещенных средств и методов войны. 6. Международный договор по какому-либо определенному вопросу.

(1-4, 2-6, 3-1, 4-2, 5-3, 6-5.)

ВАРИАНТ В

Фронтальный опрос класса

- Что такое частная жизнь? (Это независимая от прямого государственного, а также общественного вмешательства сфера человеческой деятельности. Включает в себя: внутреннюю духовную жизнь человека, непосредственное межличностное общение, действия, касающиеся семейного и личного потребления и имущественные отношения.)

- Когда и где впервые были заложены основы частного права? (В середине V века до н. э. в «Законах XII таблиц» в Древнем Риме.)

- Как можно защитить право гражданина на частную жизнь? (С помощью частного гражданского права.)

- Какие отрасли права составляют основу частного права? (Гражданское право, торговое право.)

- Что такое горизонтальные отношения внутри общества? (Отношения, не связанные с органами государственной власти и подчинением им.)

- Может ли частное право быть связано с публичным? (Да, т. к. граждане имеют право принимать участие в государственно-общественных делах.)


3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 24 и 25, отзывы одноклассников


III. Изучение новой темы

План

1. Что такое публичная жизнь?

2. Публичное право.

Задача для учащихся: выяснить, чем публичная жизнь гражданина отличается от его частной жизни. Какие отрасли права составляют публичное право?

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 243-245) или учебник 2 (с. 55-59).

Задание для учащихся: выяснить, что такое публичная жизнь и как гражданин реализует свои возможности участия в государственно-общественных делах?


2. Беседа по прочитанному тексту

Вариант ответа:

Публичная жизнь - это жизнь гражданина в качестве участника политики. Участие человека в государственно-общественных делах осуществляется на основе его политических прав. Это: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право доступа к государственной службе, право объединяться в политические организации, право проводить общественные митинги и собрания. Публичная жизнь регулируется публичным правом. Публичное право включает конституционное, административное, финансовое, уголовное, международное публичное и другие отрасли.


3. Работа с дополнительным материалом и текстом учебника

Учебник 1 (с. 245-246) или учебник 2 (с. 55-59).

Задание для учащихся: какие публично-правовые отношения отражены в дополнительном материале? Приведите примеры:

• неравноправия сторон;

• вертикальных взаимоотношений;

• сочетания публичного и частного права.


Дополнительный материал

Дворец. Классная комната Королевы. Широкая доска в резной золотой раме. Парта из розового дерева. На бархатной подушке сидит и пишет длинным золотым пером четырнадцатилетняя Королева. Перед ней седобородый Профессор арифметики и чистописания, похожий на старинного астролога. Он в мантии, в докторском причудливом колпаке с кистью.

Королева. Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!

Профессор. Вы совершенно правы, ваше величество. Это весьма неприятное занятие. Недаром древние поэты обходились без письменных приборов, почему произведения их отнесены наукой к разряду устного творчества. Однако же осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой еще четыре строчки.

Королева. Ладно уж, диктуйте.

Профессор.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

Королева. Я напишу только «Травка зеленеет». (Пишет.) Травка зе-ле...

Входит Канцлер.

Канцлер (низко кланяясь). Доброе утро, ваше величество. Осмелюсь почтительнейше просить вас подписать один рескрипт и три указа.

Королева. Еще писать! Хорошо. Но уж тогда я не буду дописывать «зенелеет». Дайте сюда ваши бумажки! (Подписывает бумаги одну за другой.)

Канцлер. Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать...

Королева. Опять начертать!

Канцлер. Только вашу высочайшую резолюцию на этом ходатайстве.

Королева (нетерпеливо). Что же я должна написать?

Канцлер. Одно из двух, ваше величество: либо «казнить», либо «помиловать».

Королева (про себя). По-ми-ло-вать... Каз-нить... Лучше напишу «казнить» - это короче.

Канцлер берет бумаги, кланяется и уходит.

Профессор (тяжело вздыхая). Нечего сказать, короче!

Королева. О чем это вы?

Профессор. Ах, ваше величество, что вы написали!

Королева. Вы, конечно, опять заметили какую-нибудь ошибку. Надо писать «кознить», что ли?

Профессор. Нет, вы правильно написали это слово - и все-таки сделали очень грубую ошибку.

Королева. Какую же?

Профессор. Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись!

Королева. Еще чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время.

Профессор. И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, ваше величество!

Королева. Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала и под конец, наверно, сошла бы с ума или придумала Бог знает что... Но, к счастью, я вас не слушаюсь... Ну, что у вас там дальше? Спрашивайте скорее, а то я целый век не выйду из классной!..

Профессор. Осмелюсь спросить, ваше величество: сколько будет семью восемь?

Королева. Не помню что-то... Это меня никогда не интересовало... А вас?

Профессор. Разумеется, интересовало, ваше величество!

Королева. Вот удивительно!.. Ну, прощайте, наш урок окончен. Сегодня, перед Новым годом, у меня очень много дел.

Профессор. Как угодно вашему величеству!.. (Грустно и покорно собирает книги.)

Королева (ставит локти на стол и рассеянно следит за ним). Право же, хорошо быть королевой, а не простой школьницей. Все меня слушаются, даже мой учитель. Скажите, а что бы вы сделали с другой ученицей, если бы она отказалась ответить вам, сколько будет семью восемь?

Профессор. Не смею сказать, ваше величество!

Королева. Ничего, я разрешаю.

Профессор (робко). Поставил бы в угол...

Королева. Ха-ха-ха! (Указывая на углы.) В тот или в этот?

Профессор. Это все равно, ваше величество.

Королева. Я бы предпочла этот - он как-то уютнее. (Становится в угол.) А если она и после этого не захотела бы сказать, сколько будет семью восемь?

Профессор. Я бы... Прошу прощения у вашего величества... я бы оставил ее без обеда.

Королева. Без обеда? А если она ждет к обеду гостей, например, послов какой-нибудь державы или иностранного принца?

Профессор. Да ведь я же говорю не о королеве, ваше величество, а о простой школьнице!

Королева (притягивая в угол кресло и садясь в него). Бедная простая школьница! Вы, оказывается, очень жестокий старик. А вы знаете, что я могу вас казнить? И даже сегодня, если захочу!

Профессор (роняя книги). Ваше величество!..

Королева. Да-да, могу. Почему бы нет?

Профессор. Но чем же я прогневал ваше величество?

Королева. Ну, как вам сказать. Вы очень своенравный человек. Что бы я ни сказала, вы говорите: неверно. Что бы ни написала, вы говорите: не так. А я люблю, когда со мной соглашаются!

Профессор. Ваше величество, клянусь жизнью, я больше не буду с вами спорить, если это вам не угодно!

Королева. Клянетесь жизнью? Ну хорошо. Тогда давайте продолжать наш урок. Спросите у меня что-нибудь. (Садится за парту.)

Профессор. Сколько будет шестью шесть, ваше величество?

Королева (смотрит на него, наклонив голову набок). Одиннадцать.

Профессор (грустно). Совершенно верно, ваше величество. А сколько будет восемью восемь?

Королева. Три.

Профессор. Правильно, ваше величество. А сколько будет...

Королева. Сколько да сколько! Какой вы любопытный человек. Спрашивает, спрашивает... Лучше сами расскажите мне что-нибудь интересное.

Профессор. Рассказать что-нибудь интересное, ваше величество? О чем же? В каком роде?

Королева. Ну, не знаю. Что-нибудь новогоднее... Ведь сегодня канун Нового года.

Профессор. Ваш покорный слуга. Год, ваше величество, состоит из двенадцати месяцев!

Королева. Вот как? В самом деле?

Профессор. Совершенно точно, ваше величество. Месяцы называются: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль...

Королева. Вон их сколько! И вы знаете все по именам? Какая у вас замечательная память!

Профессор. Благодарю вас, ваше величество! Август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь.

Королева. Подумать только!

Профессор. Месяцы идут один за другим. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И никогда еще не бывало, чтобы февраль наступил раньше января, а сентябрь - раньше августа.

Королева. А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель?

Профессор. Это невозможно, ваше величество.

Королева. Вы - опять?

Профессор (умоляюще). Это не я возражаю вашему величеству. Это наука и природа!

Королева. Скажите пожалуйста! А если я издам такой закон и поставлю большую печать?

Профессор (беспомощно разводит руками). Боюсь, что и это не поможет. Но вряд ли вашему величеству понадобятся такие перемены в календаре. Ведь каждый месяц приносит нам свои подарки забавы. Декабрь, январь и февраль - катанье на коньках, новогоднюю

елку, масленичные балаганы, в марте начинается снеготаяние, а в апреле из-под снега выглядывают первые подснежники...

Королева. Вот я и хочу, чтобы уже был апрель. Я очень люблю подснежники. Я их никогда не видала.

Профессор. До апреля осталось совсем немного, ваше величество. Всего каких-нибудь три месяца, или девяносто дней...

Королева. Девяносто! Я не могу ждать и трех дней. Завтра новогодний прием, и я хочу, чтобы у меня на столе были эти - как вы их там назвали? - подснежники.

Профессор. Ваше величество, но законы природы!..

Королева (перебивая его). Я издам новый закон природы! (Хлопает в ладоши.) Эй, кто там? Пошлите ко мне канцлера. (Профессору.) А вы садитесь за мою парту и пишите. Теперь я вам буду диктовать. (Задумывается.) Ну, «Травка зенелеет, солнышко блестит». Да-да, так и пишите. (Задумывается.) Ну! «Травка зенелеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски...» Что бы им такое пообещать? Погодите, это писать не надо!.. Ну вот, придумала. Пишите. «Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском новогоднем катании». Ну, написали? Как вы медленно пишете!

Профессор. «...на седой лисе... ». Я давно уже не писал диктанта, ваше величество.

Королева. Ага, сами не пишете, а меня заставляете! Хитрый какой!.. Ну, да уж ладно. Давайте перо - я начертаю свое высочайшее имя! (Быстро ставит закорючку и машет листком, чтобы чернила скорее высохли.)

В это время в дверях появляется Канцлер.

Королева. Ставьте печать - сюда и сюда! И позаботьтесь о том, чтобы все в городе знали мой приказ.

Канцлер (быстро читает глазами). К этому - печать? Воля ваша, королева!..

Королева. Да-да, воля моя, и вы должны ее исполнить!.. [35, с. 17-18]


IV. Закрепление изученного на уроке

- Что такое публичная жизнь?

- Какие отрасли права включены в публичное право?

- Почему частное право предусматривает горизонтальные взаимоотношения, а публичное право - вертикальные?

- Какими политическими правами обладает гражданин России?

- Как взаимосвязаны частное и публичное право?


V. Подведение итогов урока

- Чем публичная жизнь гражданина отличается от его частной жизни?

- Какие отрасли права составляют публичное право?


Домашнее задание

1. Прочитать § 38 учебника 1 (с. 180-182) или § 7 учебника 2 (с. 55-59).

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

- Что такое публичная жизнь?

- Какие положения включает в себя публичное право?

3. Выполнить в тетради задание 5 учебника 1 на с. 247 или практикум на с. 60 учебник 2.


Дополнительный материал

В огромном количестве книг и статей о Диане, появившихся еще при ее жизни и особенно за десять лет после смерти, столько сказано всего разного, что ошеломленному читателю так и неясно, какая она была - shy or sly? Застенчивая или хитрая? Страстная или расчетливая? Косноязычная или остроумная? «Хорошенькая дурочка» (как выразился Карл Лагерфельд) или умная волевая женщина? «Королева сердец» или менеджер по продвижению бренда «Диана»?

В таких случаях самое надежное - обратиться к первоисточникам. В одном интервью Диана рассказала о решающем событии своей жизни, которое никаким событием не было. После полутора месяцев, проведенных молодоженами Чарльзом и Дианой в Австралии и Новой Зеландии, где она впервые много общалась с незнакомыми людьми в своем новом качестве принцессы, Диана осознала, чего хочет в жизни, какова ее роль. Позже она сформулировала предельно просто: «Сидеть на больничной кровати и держать руку больного». Непохоже на хитрость.

Непохоже на расчетливость: «Главная болезнь нашего времени - недостаток любви».

Непохоже на менеджера: «С годами понимаешь, что на тебя смотрят, как на товар, который хорошо продается».

Непохоже на косноязычие: «В нашем браке нас было трое, а это немножко многолюдно».

Непохоже на дурочку: «Говорят, лучше быть бедным и счастливым, чем богатым и несчастным, но как насчет компромисса - быть зажиточным и довольным?»

Диана Спенсер, ставшая принцессой Уэльской, не всегда была такой.

Хорошо помню, как, живший тогда в Нью-Йорке, я поставил будильник на 5 утра 29 июля 1981 г., чтобы посмотреть, как в пышном свадебном кортеже она торжественно вкатывается в свою судьбу. Так же отчетливо помню, как в гостинице в Крконошских горах увидел и услышал 31 августа 1997 г с телеэкрана нечто невероятное о ней, что сначала отнес к своему слабому знанию чешского. Помню и острое впечатление: от изукрашенной лондонской кареты до искореженного парижского автомобиля прошло не просто шестнадцать лет - прошел путь поразительных перемен. На глазах у всех, у любого желающего, разворачивалась эта метаморфоза: преображение юного существа, пугливо красневшего при виде живого мужчины, в образ, устойчиво поселившийся в эротических мечтах мужского населения планеты. И главное - превращение неуклюжей девочки, не знавшей, куда деть руки, ноги, глаза и всю себя, в одну из самых деятельных, упрямых, целеустремленных женщин той же планеты.

Взросление - непонятный процесс. Нет такой науки, которая указала бы - вот они, те точки, где происходит превращение девочки в девушку, девушки в женщину. Понятно, речь не о гинекологии. Нет учебника, в котором можно прочесть, какие нужны обстоятельства для таких изменений. По сути, только в конце XVIII в. благодаря революционным концепциям Песталоцци стало приходить осознание того, что дети - другие. До тех пор они были взрослыми малого размера. Стоит вглядеться в картину Брейгеля «Детские игры», чтобы убедиться в этом. Но и через два с лишним века после Песталоцци неясно, когда и как совершается переход из одного состояния в другое.

Диана взрослела наглядно, но постепенно. Пресса охотно ставит вешки на ее пути. Возобновление в 1986 г. связи Чарльза с Камиллой Паркер-Боулз, давней любовницей и нынешней женой. Первые публикации в 92-м о внебрачных связях Дианы. Объявление в парламенте о раздельной жизни все еще супружеской пары в декабре 92-го. Выход книги «Влюбленная принцесса» в 94-м - о романе Дианы с офицером Джеймсом Хьюиттом. Телеинтервью принцессы в 95-м, когда она призналась в измене мужу. Письмо королевы Чарльзу и Диане в декабре 95-го с настоятельным предложением развода. Лето 96-го - развод.

Все верно. Но какими бы драматичными ни были личные переживания, не они так решительно изменили Диану Спенсер. И даже не ее отношения с британской монархией. Не стоит преувеличивать удар, который сотряс эту многовековую институцию: такая оценка сиюминутна. В XX в. были толчки и посейсмичнее. Например, в декабре 1936 г., когда король Эдуард VIII объявил по радио о том, что отрекается от престола «ради женщины, которую я люблю», и женился на дважды разведенной американке Уоллис Симпсон. Только перед его смертью в 72-м Елизавета от имени королевской семьи простила дядю. Британскую монархию меняют не принцесса Диана и даже не король Эдуард, а время. Английский королевский дом держится как раз на диво крепко. В Копенгагене я раза два ел в лучшей бутербродной мира (177 видов), беседуя с хозяйкой заведения Идой Давидсон - она приятельница королевы Маргрете, их дети учились в одном классе. Это уже полный демократический распад. Виндзорская династия без такого пока обходится.

Диане не давали взрослеть: не для того ее взяли в семью. Она однажды сказала, что для Чарльза и его родни всегда оставалась 18-летней невестой. А в одиночку ей бы не удалось повзрослеть. Взрослой ее сделала западная цивилизация.

Звучит патетически, но выразиться по-другому было бы неверно. Это цивилизационные нормы современности требуют от общественного человека (public figure) мировоззренческой зрелости и участия в социальной жизни - иначе он остается дитем: неразумным, капризным, даже милым и иногда обожаемым всеми, но ребенком. Можно сказать и иначе: только становясьpublic figure, выходя за пределы личных и профессиональных интересов, можно сделаться зрелым и взрослым.

Для Дианы становление было тем, что она назвала «сидеть на больничной кровати и держать руку больного». Можно себе представить, какой сеанс массового исцеляющего гипноза происходил в этих палатах при появлении титулованной красавицы. Трезво отдавая себе отчет, что если она не такая, как другие, то, значит, ответственность больше, Диана и протягивала руку, занимаясь противодействием самым страшным болезням - раку, СПИДу, проказе. Фактически возглавила всемирную борьбу с противопехотными минами.

А по пути к этой роли выдержала напор внимания - страшнейшее испытание для общественного лица. Достоинство public figure измеряется способностью выстоять перед хищным интересом и лавиной пошлости на всем пути преображений: в ее случае от Золушки до леди Ди.

Никогда она не была Золушкой: в конце концов дочь лорда из фамилии, знатностью не уступающей монархам, и сын королевы - никак не мезальянс. Но чтобы сломать сказочный стереотип, ей пришлось вернуться в прежнее состояние: из принцессы сделаться леди Ди. И в этом качестве жить так, как она считала правильным - за что ей благодарны миллионы, без преувеличения миллионы тех, кому она помогла. В 1997 г. движение за запрет противопехотных мин получило Нобелевскую премию мира - об этом объявили 10 октября, в сороковины Дианы Спенсер. [11]






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.