Всеобщая декларация прав человека

Група в ViberГрупа в Facebook

Обществознание 9 класс - Поурочные разработки

Всеобщая декларация прав человека

Цели: ознакомить учащихся с содержанием Всеобщей декларации прав человека, условиями ее принятия, ее влияния на принятие правовых документов в разных странах; обеспечить усвоение учащимися понимание прав человека, отличие прав первого и второго поколений, частного и публичного права; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.

Оборудование: текст Декларации прав человека.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (право, права человека, декларация, конвенция, ООН, гражданин), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Гражданин - человек свободный и ответственный»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 17-19

КАРТОЧКА № 17

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Что значило быть гражданином в Древней Греции и Древнем Риме?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Кого считали гражданином в Афинах?

- Какими правами обладали граждане Афин? Какие у них были обязанности?

- Кто считался гражданином в Древнем Риме?

- Чем отличались публичные и частные права граждан?

- Какую ответственность перед государством и обществом нес гражданин Рима?

- Почему изменилось значение статуса гражданина в эпоху феодального общества?

3. Сделайте вывод.


КАРТОЧКА № 18

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Как развивались идеи прав человека в период становления буржуазных обществ в Европе и Америке?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Какие документы, закрепляющие права человека, были созданы в XVII-XVIII вв.?

- Какие основные идеи содержат эти документы?

- Почему они были созданы именно в США и Франции?

- Какую главную мысль несли в себе эти документы?

- Что такое естественное право?

- Какие цели должно ставить перед собой государство?

- Как понимают авторы документов, что такое свобода?

- Каковы причины кризисов внутри государства?

3. Сделайте вывод.


КАРТОЧКА № 19

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Почему во всем мире А. Д. Сахарова называют Великим гражданином?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Какие научные открытия были совершены А. Д. Сахаровым?

- За что Сахарову была присвоена Нобелевская премия мира?

- Что можно сказать о его личных качествах?

- Что понимал Сахаров под понятиями патриотизм, ответственность, гражданин?

- Какие цели преследовал А. Д. Сахаров, участвуя в правозащитном движении?

- Против каких черт советского государства он активно выступал?

- Что предлагал и к чему призывал в своих статьях и выступлениях Сахаров?

- Как советское государство относилось к его призывам?

- Может ли судьба Сахарова послужить примером для современной молодежи?

3. Сделайте вывод.


2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

- Заполните пропуски.

Первая писанная... (конституция) была создана в... (1787) г. в... (США). Она стала результатом... (буржуазных) революций XVII- XVIII вв. На 2 года раньше провозглашения первой... (конституции) в... (США) была провозглашена... (Декларация прав человека), а через три года во... (Франции) провозгласили... (Декларацию прав человека и гражданина), обобщившую передовые идеи и достижения в... (юридической) и... (политической) мысли. Главная идея этих документов - обеспечить защиту... (жизни и свобод человека) путем провозглашения его... (естественных) прав.

ВАРИАНТ В

- Письменно ответьте на вопросы:

- Какова роль права в жизни человека, общества, государства? (Право регулирует отношения между людьми. Оно выступает в виде правил поведения, которые либо непосредственно созданы и установлены государством, либо санкционированы им. В обоих случаях за этими правилами поведения стоит государственное принуждение.)

- В каких документах в нашей стране закреплены права и обязанности граждан России? (В Конституции РФ, кодексах и законах.)

- Когда впервые стало использоваться звание гражданина? (Звание гражданина впервые стало использоваться в Древней Греции (Афины) и Древнем Риме.)

ВАРИАНТ Г

Фронтальный опрос класса

- Что значит быть гражданином? (Иметь гражданство, т. е. принадлежность к какому-либо государству.)

- Как можно стать гражданином Российской Федерации? (1. По рождению. 2. В результате приема в гражданство Российской Федерации. 3. В результате восстановления в гражданстве Российской Федерации. 4. По иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации.)

- Каковы права и обязанности гражданина России? (Обязанности: защищать Отечество; платить налоги; беречь природу, памятники истории и культуры и др. Права: на жизнь, на личную неприкосновенность; на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и др.)

- Почему в средние века звание гражданина утратило свою важность? (На первый план в средние века вышло знатное происхождение, а не принадлежность человека к государству, с равенством прав граждан.)

- Кого можно считать великими гражданами нашей страны? (Великими гражданами нашей страны можно считать Александра Невского, Дмитрия Донского, А. Д. Сахарова, Д. Лихачева и др.)

- Что такое публичное право? (Это совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес: международное право, конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и др.)

- Что такое частное право? (Это отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях: гражданское право, торговое право.)


3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 17-19, отзывы одноклассников


III. Изучение новой темы

План

1. Общечеловеческие правовые документы.

2. Идеал современного права.

3. Права человека - мера его свободы.

Задача для учащихся: выяснить, почему Декларация - всеобщий образец возможностей. В чем смысл свободы от вмешательства в частную жизнь человека?

1. Практическая работа по тексту Всеобщей декларации прав человека

Задание для учащихся: какие разновидности прав человека определены в Декларации? Приведите примеры прав человека по этим группам.


Дополнительный материал

Всеобщая декларация прав человека

Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г.

ПРЕАМБУЛА

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 14

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 15

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 16

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 17

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Статья 25

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 30

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.


2. Варианты выполнения работы

Вариант 1. Права человека делятся на гражданские, политические, культурные, экономические, социальные. Примером может служить:

Гражданские права - ст. 17. 1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. 2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Политические права - ст. 21. 1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. 2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

Культурные права - ст. 27. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

Социальные права - ст. 25. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Экономические права - ст. 23. 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. 2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. 3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи...

Вывод: декларация является образцом возможностей для человека, на который должны ориентироваться общество и государство.


Вариант 2. Права человека делятся на 3 группы: «ограждающие» права, права предполагающие «свободную активность самого человека», права, обязывающие государство и общество «заботиться о человеке».

Первая группа - ст. 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Ст. 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Вторая группа - ст. 20. 1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. 2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию. Ст. 21. 1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. 2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

Третья группа - ст. 23. 3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. Ст. 25. 1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Вывод: согласно ст. 29, «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», следовательно, он должен знать, что настоящая свобода возможна только тогда, когда каждый человек будет уважать права другого человека.


IV. Закрепление изученного на уроке

- Когда была принята Декларация прав человека?

- Почему основные положения Декларации включены в Конституции многих стран мира?

- На какие группы можно разбить права человека?

- Почему ученые дают разную классификацию прав человека?


V. Подведение итогов урока

- Выяснить, почему Декларация - всеобщий образец возможностей.

- В чем смысл свободы от вмешательства в частную жизнь человека?


Домашнее задание

1. Прочитать § 36 учебника 1 (с. 229-232) или § 9 учебника 2.

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

- Какие международные документы о правах человека созданы человечеством?

- Какие права человека провозглашены во Всеобщей декларации прав человека?

3. В тетради выполнить задание 3 на с. 233 учебника 1.


Дополнительный материал

Международное гуманитарное право-отрасль международного права, нормы которой регулируют сотрудничество по гуманитарным вопросам (наука, культура, образование, обмен информацией, контакты между людьми), имеют две подотрасли: гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов.

Предметами регулирования являются осуществление, обеспечение и защита прав человека.

Источники международного гуманитарного права - многочисленные многосторонние универсальные договоры, конвенции по правам человека, которые могут иметь как обязательный, так и рекомендательный характер.

Главные международно-правовые акты о правах человека делятся на:

1. Международную хартию прав человека:

• Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;

• Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

2. Акты о борьбе с массовыми нарушениями прав человека:

• Конвенция относительно рабства 1926 г. (с изменениями корпоративного права от 1953 г.);

• Конвенция о принудительном или обязательном труде 1930 г.;

• Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г.;

• Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.;

• Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;

• Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;

• Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 г.;

• Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.

3. Акты о защите прав отдельных категорий индивидов:

• Устав Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев 1950 г.;

• Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол к ней 1966 г.;

• Конвенция о политических правах женщин 1952 г.;

• Конвенция о статусе апатридов 1954 г.;

• Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г;

• Декларация прав ребенка 1959 г.;

• Декларация о территориальном убежище 1967 г.;

• Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.;

• Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.;

• Конвенция о правах ребенка 1989 г.

Международное гуманитарное право определяется как совокупность международно-правовых принципов и норм, которые регулируют вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. Нормы Международного гуманитарного права регламентируют сотрудничество государств в гуманитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов и устанавливают ответственность за нарушение прав и свобод человека. [17]






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.