Гражданин - человек свободный и ответственный

Група в ViberГрупа в Facebook

Обществознание 9 класс - Поурочные разработки

Гражданин - человек свободный и ответственный

Цели: подвести учащихся к пониманию важности звания гражданина; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за звание гражданина Российской Федерации, пониманию ответственности, которое дает это звание.

Оборудование: карточки с дополнительным материалом.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (гражданин, государство, право, права человека, конституция, ответственность, декларация, правозащитник, диссидент, демократия, тоталитаризм, Комитет по правам человека), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Гражданин. Право. Государство»

1. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

- Вставьте пропущенные слова и словосочетания.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, ... (прямое действие) и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в ... (Российской Федерации), не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать ... (Конституцию) Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному ... (опубликованию). Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила ... (международного договора).

ВАРИАНТ В

Фронтальный опрос класса

- Что такое гражданство? (Принадлежность человека к государству.)

- Как можно стать гражданином Российской Федерации? (1. По рождению. 2. В результате приема в гражданство Российской Федерации. 3. В результате восстановления в гражданстве Российской Федерации. 4. По иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации.)

- Каковы обязанности гражданина России? (Защита Отечества; уплата налогов; бережное отношение к природе, памятникам истории и культуры и др.)

- Какие признаки правового государства закреплены Конституцией России? (Правовое государство основывается на демократической государственности, характеризуется связанностью государственной власти правом, законом, ее ответственностью перед населением, подчинением интересам и приоритетам гражданского общества и отдельной личности.)

- Какие права человека называются частными и публичными? (Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес: международное право, конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и др. Частное право - собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы: гражданское право, регулирующее имущественные, связанные с ними неимущественные отношения, а также торговое право (в тех странах, где действует торговое право).)


III. Изучение новой темы

План

1. Гражданин - человек, имеющий права.

2. Открытие эпохи прав человека.

3. Великий гражданин России.

Задача для учащихся: выяснить, что значит быть свободным, какое звание самое почетное среди людей?

1. Работа учащихся с дополнительным материалом и текстом учебника

Учебник 1 (с. 224) или учебник 2 (с. 49).

Задание для учащихся: какими частными и публичными правами обладали граждане Афин? Заполните таблицу.


Дополнительный материал

«Золотой век» в Афинах был временем расцвета демократии, т. е. власти народа. В это время все лично свободные граждане получили право участвовать в управлении государством. Главным государственным учреждением было народное собрание в котором могли участвовать все афинские граждане. Народное собрание созывалось обычно раза три в месяц, а в исключительных случаях еще чаще.

Народное собрание происходило на склоне холма Пникс, а в более раннее время на рыночной площади - агоре. Граждане проходили к месту собрания, обнесенному со всех сторон красной веревкой, и рассаживались на скамьях. На Пниксе размещалось около пяти тысяч человек. Здесь можно было увидеть именитых и богатых граждан в красиво задрапированных плащах - гиматиях, много было и трудового люда, который являлся сюда, оторвавшись от своей повседневной работы, не успев иногда переменить одежду. Крестьяне, пришедшие из сельской местности, были в войлочных шляпах, хламидах (плащах) и с посохами в руках.

Народное собрание выбирало должностных лиц, решало вопросы о войне, мире и договорах с другими государствами, обсуждало и утверждало законы, а также рассматривало другие важнейшие вопросы государственной жизни.

Но народное собрание не было постоянно действующим органом власти. Для повседневного руководства жизнью государства и выполнения решений народного собрания начиная с 510 г. до н. э. существовал «совет пятисот». Члены совета выбирались жребием по 50 человек от каждого из 10 избирательных округов - фил.

На каждый день, когда происходило собрание, избирался его председатель - эпистат, который принимал послов, хранил государственную печать и ключи от государственной казны. Никто не мог быть избран эпистатом дважды.

Каждый афинский гражданин мог предложить новый закон. Но это не означало, что его было просто провести в жизнь. Проект закона тщательно рассматривался в гелиее (суде присяжных, которые избирались по жребию на один год), при этом выяснялось, не противоречит ли он прежним законам, не является ли он вредным для республики. Если признавалось последнее, то автора его штрафовали и могли подвергнуть другим наказаниям.

После обсуждения законопроекта в совете пятисот и на народном собрании происходило голосование. И если законопроект получал большинство голосов народного собрания, он становился законом.

При обсуждении дел, в которых сталкивались интересы различных групп, народные собрания проходили бурно и порой не обходились без потасовок. Так было при решении вопроса о Пелопоннесской войне. Мастера-оружейники, поставщики военного снаряжения, стояли за войну, ожидая от нее больших доходов. Земледельцы же знали, что война принесет им разорение, и протестовали против нее.

«Мотыжник плюнул в рожу оружейнику, а ковач плугом в ребро двинул мастера копейного» - так изображает разгоревшееся на народном собрании столкновение древнегреческий писатель Аристофан.

Если в Спарте на народном собрании принималось то решение, за которое громче всего кричали, то в Афинах вопросы решались голосованием - поднятием рук или опусканием камешков в урну.

Ежегодно одно из народных собраний было посвящено остракизму (от слова «остракон» - черепок для голосования, который опускали в урну). На этом собрании каждый мог писать на черепке имя того, кого он считал опасным для Афинской республики, человека, который, по его мнению, стремится к захвату власти - тирании. Черепки опускались в урну и затем подсчитывались. Тот, чье имя повторялось на большинстве черепков, признавался опасным и изгонялся из Афин сроком на десять лет.

Кроме участия в народном собрании простые люди могли избираться на различные государственные должности. Вождем афинской демократии в это время был Перикл. В течение 15 лет (445-430 гг. до н. э.) его избирали первым стратегом государства. При Перикле ввели оплату некоторых государственных должностей, для того чтобы ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне и другие малообеспеченные люди, будучи избраны, могли отрываться от своей работы без особого ущерба для себя. Человека, который уклонялся от общественных дел, афиняне не уважали и считали пустым. [20, с. 74-76]


2. Беседа по прочитанному тексту. Проверка заполнения таблицы

Пример заполнения таблицы:


Частные права

Публичные права

Право голоса.

Право иметь собственность

Право участвовать в народном собрании.

Право выбирать и быть избранным.

Право управлять государством


Вопросы для беседы:

- Какие обязанности были у граждан в Афинском государстве и Римской республике?

- Что общего в правах римлян и афинян? Существуют ли между ними отличия? Почему?

- Кто мог стать гражданином в Афинах и Риме?

- Как изменилось значение звания гражданин в средние века? Почему?


3. Работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 224-225) или учебник 2 (с. 41-45).

Задание для учащихся: какие идеи о правах человека получили развитие в период буржуазных революций? Что такое естественное право? (Главная идея о правах человека в период буржуазных революций - обеспечение естественных прав человека. По теории естественного происхождения прав человека, права никем не дарованы, а имеют естественное происхождение. Естественные права - это свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Свобода состоит в праве человека делать все, что не вредит другому человеку.)


4. Рассказ учителя об А. Д. Сахарове, его взглядах и деятельности по защите прав человека в нашей стране (в объеме учебника и дополнительного материала)

Задание для учащихся; какие черты советского общества критиковал А. Д. Сахаров? (А. Д. Сахаров критиковал тоталитарную систему в СССР (нарушение прав человека, отсутствие свободы убеждений, свободы печати, свободы информации, свободы передвижения, свободы выбора места работы и места жительства).) Какие изменения он считал необходимыми? (Он считал, что стране необходимы реформы, а не революция. «Надо первой заботой государства и общества сделать интересы человека».)


IV. Закрепление изученного на уроке

- Какие первые документы были посвящены правам человека?

- Какие цели они ставили перед государством?

- Что они понимали под свободой человека?

- Можно ли говорить о вседозволенности в этих документах?

- Какие черты гражданина остались типичными и в наши дни?

- Что такое естественное право?


V. Подведение итогов урока

- Что значит быть свободным?

- Какой смысл несет звание гражданина?


Домашнее задание

1. Прочитать § 35 учебника 1 (с. 222-228) или § 5, 6 учебника 2.

2. Подготовить устные ответы на вопросы

- Что значило быть гражданином в Древней Греции и Древнем Риме?

- Как развивались идеи прав человека в период становления буржуазных обществ в Европе и Америке?

- Почему во всем мире А.Д. Сахарова называют Великим гражданином?

3. В тетради выполни задание 2 на с. 228 учебника 1 или практикум 1, 2 на с. 45-46 учебника 2.


Дополнительный материал

Сахаров, Андрей Дмитриевич (1921-1989), советский физик и правозащитник, лауреат Нобелевской премии мира (1975).

Родился в Москве 21 мая 1921 г. В 1938 г. поступил на физический факультет МГУ, который окончил с отличием в 1942 г. В годы Второй мировой войны работал инженером на большом военном заводе в Ульяновске. Сделал несколько изобретений, написал ряд статей по теоретической физике и отослал их в Москву на рецензию. И хотя эти первые работы не были опубликованы, они, по словам самого Сахарова, дали ему «то чувство уверенности в своих силах, которое так необходимо каждому ученому». В 1945 г. Сахаров поступил в аспирантуру Физического института им. П. Н. Лебедева в Москве, где его научным руководителем стал И. Е. Тамм. В ноябре 1947 г. защитил диссертацию. В 1948 г. был включен в группу ученых, работавших над созданием ядерного оружия. Первое испытание советской водородной бомбы, «отцом» которой считается Сахаров, состоялось в 1953 г. Начиная с 1950 г. Сахаров вместе с Таммом занимался проблемами управляемого термоядерного синтеза. Ими был предложен принцип магнитной термоизоляции плазмы. В 1952 г. по инициативе Сахарова были начаты экспериментальные работы по созданию взрывомагнитных генераторов - устройств, в которых энергия взрыва химической или ядерной реакции преобразуется в энергию магнитного поля. В 1964 г. в ходе этих работ удалось получить рекордно большое магнитное поле - 25 млн. Гс. В 1953 г. Сахаров был избран действительным членом АН СССР.

Работая над созданием термоядерного оружия, Сахаров осознавал его огромную опасность. Он убедил Н. С. Хрущева вступить в переговоры о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах, завершившиеся подписанием Московского договора в 1963 . В 1967 г. участвовал в работе Комитета по защите Байкала. В статье «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», опубликованной на Западе в 1968 г., Сахаров обращал внимание на опасность ядерной войны и выступал за развитие демократических обществ в СССР и США. После опубликования этой статьи был отстранен от работ по секретной тематике и в 1969 г. вернулся в Физический институт, где занимался теорией элементарных частиц, теорией гравитации, космологией. В 1970 г. Сахаров стал одним из учредителей Московского комитета по правам человека. Он выступал за право на эмиграцию, отмену смертной казни, против принудительного лечения политических оппонентов режима в психиатрических больницах, высказывался по проблемам загрязнения окружающей среды.

В декабре 1979 г. Сахаров публично выступил против ввода советских войск в Афганистан. Был лишен всех правительственных наград СССР (ордена Ленина, звания трижды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий). 22 января 1980 г. был выслан в Горький, пробыл в изоляции от внешнего мира 7 лет, дважды объявлял голодовку в знак протеста против действий властей по отношению к его родным. В декабре 1986 г. Сахаров был возвращен в Москву по распоряжению М. С. Горбачева.

В марте 1989 г. Сахаров был избран народным депутатом СССР от Академии наук. Стал одним из лидеров группы наиболее радикально настроенных депутатов, выступавших за быструю экономическую и политическую децентрализацию в стране и отмену привилегированного положения Коммунистической партии. Умер Сахаров в Москве 14 декабря 1989 г.

По материалам сайта Горизонт.ру.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.