ПОТРЕБЛЕНИЕ - Экономика

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год

ПОТРЕБЛЕНИЕ - Экономика

Тема связана с материалом 7 класса об обязательных и произвольных расходах граждан, а также с предыдущими уроками, посвящёнными потребностям человека, семейному бюджету и вопросу совокупного дохода. Более подробное изучение темы предусмотрено в старшей школе.

Задачи урока

1. Раскрыть сущность потребления и охарактеризовать его связь с другими сферами экономической жизни общества и отдельных граждан.

2. Дать начальное представление о страховых услугах и экономических основах прав потребителя.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях; самоконтроль и самооценивание; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение слушать и вступать в диалог, учитывать разные мнения.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, учебник, рабочая тетрадь, схема «Потребление», карточки с определениями понятий «потребление», «сбережения», «суверенитет потребителя».

План изучения нового материала

1. Потребление как сфера экономической жизни.

2. Личное и семейное потребление.

3. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.

4. Экономические основы прав потребителя.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с проверки домашнего задания.

В качестве опорных при изучении темы выступают знания о потребностях человека и расходах граждан. В начале урока целесообразно организовать беседу по вопросам рубрики «Вспомним».

1. Учитель знакомит учащихся с понятием «потребление». Наряду с информацией в учебнике следует привлечь визуальный материал и обратиться к личному социальному опыту учащихся.

Определение понятия может быть дано учителем на основе вводного абзаца с последующим обращением к схеме:

Учащимся предлагаются следующие вопросы: почему на схеме присутствует производство? Как связаны производство и потребление? Что называют производственным, а что — личным потреблением?

2. Следующий вопрос плана является основным при изучении темы. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом раздела и отвечают на блок вопросов:

1) Что влияет на личное и семейное потребление?

2) Какие вам известны виды потребностей? О каких из них идёт речь в первых двух абзацах раздела «Семейное потребление»? (Учитель может попросить, опираясь на текст учебника, привести примеры потребностей, а затем отнести их к соответствующему виду. В хорошо подготовленном классе можно попросить привести два своих, не названных в тексте, примера и отнести каждый из них к конкретному виду потребностей.)

3) Как потребление связано с размером дохода? (Термин «сбережения» требует пояснения. Это средства, накопленные для будущего потребления и помогающие приобрести дорогостоящие товары или услуги. Примеры таких товаров и услуг учащиеся могут по просьбе учителя привести самостоятельно.)

4) Как на семейное потребление влияет состав и возраст членов семьи?

5) Чем расходы восемнадцатилетних людей отличаются от расходов шестидесятилетних?

6) Как связано семейное потребление со вкусами, привычками, интересами, культурным уровнем членов семьи?

Далее учащиеся выполняют задание: сравните семью, в которой у родителей есть высшее образование и дети учатся в вузах, с семьёй, в которой и родители, и дети являются представителями рабочих профессий. В чём будет выражаться специфика расходов в первом и во втором случае?

Затем следует попросить учащихся пояснить, чем различаются обязательные и произвольные расходы. Свои ответы школьники конкретизируют с помощью примеров. В случае затруднения возможно обращение к абзацу параграфа, начинающемуся словами «Вы уже знаете, что все расходы...».

Альтернативный вариант: учитель предлагает ряд примеров семейных расходов, а учащиеся дают блицответы, относя каждый из примеров к обязательным или произвольным расходам. Примерный список расходов: одежда, обувь, лекарства, транспорт, путешествия, развлечения, продукты, квартплата, оплата налогов, плата за коммунальные услуги, посещение платной дискотеки.

В результате важно обратить внимание на то, что в число обязательных входят расходы на питание, одежду, лекарства, транспорт, жильё, коммунальные услуги, налоги, платежи по договорам. Расходы на удовлетворение духовных (или культурных) потребностей относятся к произвольным. Такое деление носит условный характер, но экономистам оно необходимо для установления закономерностей экономического развития. Одну из таких закономерностей следует осветить на уроке.

В хорошо подготовленном классе с этой целью можно организовать выполнение следующего задания. Учитель предлагает учащимся утверждение из текста учебника (с. 210), которое можно записать на доске: «Чем большую часть средств население тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния в той или иной стране». Учащиеся отвечают на вопрос: чем можно объяснить эту установленную экономистами закономерность? Во время обсуждения ответов важно подчеркнуть, что при высоком уровне благосостояния значительна доля произвольных расходов.

В классах с менее сильным составом учитель объясняет данную закономерность сам с помощью обращения к отдельным примерам, которые смогут предложить учащиеся.

Для закрепления материала может быть предложено следующее задание:

По данным официальной статистики, в 2013 г. по Российской Федерации денежные доходы в среднем на душу населения составили 28 157,2 руб., а потребительские расходы — 19 238 руб.

Какая часть доходов не была потрачена на потребление? Выскажите предположения, на что эта часть доходов могла пойти.

При возможности выхода в Интернет учитель может предложить учащимся найти данные о величине денежных доходов и потребительских расходов в среднем на душу населения за любой месяц текущего года, вычислить часть доходов, которая не была потрачена на потребление, сравнить её с данными 2013 г. и сформулировать вывод.

В воспитательных целях следует, опираясь на текст учебника, остановиться на вопросе о специфике потребления школьников и обратиться к заданию 4 рубрики «Проверим себя». Можно также попросить учащихся предложить свои идеи о возможности внести собственный вклад в увеличение доходов семьи. Анализируя ответы, важно обратить внимание на связь доходов и потребления: увеличение доходов семьи напрямую связано с тем, является ли семейное потребление рациональным.

Далее уместно обратиться к личному опыту учащихся и предложить вопрос: как сделать собственное потребление рациональным? Обсуждение должно подвести к выводу о необходимости соизмерять доходы своей семьи и её возможности потребления не только со своими запросами; помнить, что стоимость всех потребительских расходов семьи ограничена размером её дохода; стараться видеть потребности других членов своей семьи и выделять из них первоочередные, неотложные; видеть, какие потребности можно удовлетворить за счёт собственных сбережений — денег, полученных в подарок или выделенных из семейного бюджета (возможно, в порядке очереди или после того, как в него были внесены самостоятельно заработанные средства); время от времени проводить оценку своего отношения к предметам потребления: продуктам, одежде, школьным принадлежностям и др.

Завершить изучение этого вопроса можно с помощью следующей задачи:

Летом семья В. вырастила много овощей и собрала хороший урожай фруктов. Дочка-восьмиклассница помогла маме сделать заготовки на зиму. Можно ли утверждать, что семья В. таким образом уменьшила свои расходы? Имеет ли место в данной ситуации личный вклад восьмиклассницы в доходы семьи? Поясните свои ответы.

3. Приступая к изучению третьего раздела, можно спросить учащихся, что им известно о различных видах страхования в нашей стране. Далее, излагая материал, важно обеспечить его связь с предыдущим материалом. В частности, задать вопрос: какие выплаты по договорам страхования относятся к обязательным, а какие — к произвольным? Ответ на этот вопрос предлагается найти в учебнике.

Затем учителю целесообразно рассказать о видах добровольного и обязательного страхования, подчеркнув, что страхование направлено на защиту имущественных интересов граждан.

Далее, обращаясь к полученным на уроке знаниям, целесообразно попросить учащихся объяснить, как связаны величина доходов граждан и спрос на страховые услуги.

Закреплению изученного послужит постановка ряда вопросов: каков уровень благосостояния граждан в тех странах мира, где существует развитый рынок страховых услуг? О чём говорит расширение рынка страховых услуг в России?

4. При освещении вопроса об экономических основах прав потребителя учителю важно понимать, что применительно к изучаемой теме должен быть раскрыт не столько правовой аспект (содержание закона РФ «О защите прав потребителей»), сколько экономический контекст, определяющий необходимость данного закона и обуславливающий его влияние на поведение основных участников экономики.

Одним из наиболее существенных в этой связи является вопрос о суверенитете потребителя. Чтобы это понятие стало доступным учащимся, целесообразно обратить внимание на известное им значение более общего термина — «суверенитет», основной смысл которого заключается в независимости и свободе выбора. Сильные учащиеся могут вспомнить, что им известно о суверенитете государства (государственном, или политическом, суверенитете). После установления значения слова «суверенитет» можно, проведя аналогию, изложить содержание понятия «суверенитет потребителя», подчеркнув, что суверенитет потребителя проявляется в свободе его экономического поведения (в частности, поисках способов получения и увеличения доходов, выборе товара или услуги для своего потребления).

К закону «О защите прав потребителей» целесообразно обратиться как к примеру правового регулирования государством экономических отношений между потребителем с одной стороны и производителем или продавцом — с другой. Иными словами, закон иллюстрирует связь таких сфер экономической жизни, как производство, обмен и потребление.

Изучение отдельных положений закона рекомендуется организовать творчески-поисковым методом, направляя учащихся от конкретных ситуаций, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни, к установлению правовых основ их разрешения. Учитель обращает внимание школьников на материал рубрики «Ситуация». Одному из учащихся предлагается прочитать его вслух. После знакомства с ситуацией полезно определить, какие участники экономических отношений в ней действовали и какой сферы экономической жизни ситуация непосредственно коснулась. Далее важно вычленить правовой аспект — найти в описании ситуации положение, носящее характер правовой нормы. Затем можно обратиться к рубрике «Документ» и перечислить иные аспекты, определяющие права потребителей.

Для более продуктивного изучения этого раздела учитель может подготовить две-три ситуации, взятые из СМИ или реальной жизни, отражающие особенности региона проживания учащихся, проведение ими свободного времени и т. п. К примеру, может быть предложен следующий текст, поступивший в одну из местных газет:

«Мы поехали в автобусный тур. Наши вещи, которые находились в багажном отделении автобуса, испачкались моторным маслом, поскольку водитель хранил его в этом же отделении. В результате у нас не было возможности переодеться. Водитель отказывается признавать свою вину, так как туристическая фирма наняла его только на этот рейс. Автобус принадлежит фирме. Что можно сделать?»

После того как учащиеся предложат свои варианты решения проблемной ситуации, учитель должен объяснить следующее. В соответствии с п. 1 ст. 7 закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки был безопасен для здоровья потребителя, а также не причинял вред его имуществу. Согласно ст. 14 этого же закона вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков выполненной работы (услуги), подлежит возмещению в полном объёме. Значит, необходимо предъявить туристической фирме письменную претензию с требованием компенсировать нанесённый имуществу ущерб. Туристическая фирма обязана в десятидневный срок рассмотреть претензию и удовлетворить требования в добровольном порядке. В случае если она отказывается от удовлетворения претензий или никак на них не реагирует, спор должен рассматриваться в судебном порядке. Важно отметить при этом, что в соответствии со ст. 17 можно предъявить иск в суд по своему месту жительства, по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, по месту заключения или исполнения договора. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав. Кроме того, в соответствии со ст. 15 потребитель вправе потребовать компенсацию морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В завершение урока при наличии времени полезно обратиться к высказыванию из рубрики «Говорят мудрые». Учащимся предлагается высказать свои соображения относительно того, с какими идеями урока связана предложенная цитата.

Домашнее задание: § 25 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома».

Для желающих:

1) дополнение к заданию 4 рубрики «Проверим себя»: предложить свои идеи о возможности внести собственный вклад в увеличение доходов семьи;

2) поинтересоваться у родителей, заключены ли ими какие-либо страховые договоры и приобретены ли какие- либо страховые полисы, и, если таковые имеются, познакомиться с ними и подготовить небольшое выступление о своей семье как потребителе страховых услуг;

3) опережающее задание к следующему уроку: узнать у родителей, знакомых, какими банковскими услугами они пользуются, или посетить ближайшее отделение банка с целью получения информации (источники её получения — информационные стенды, рекламные буклеты, сотрудники банка) о банковских услугах, предоставляемых населению.

Урок проектной работы

Работа над проектами предполагает обращение к реальным ситуациям социальной жизни.

Темы проектов следует сообщить не позже чем за месяц до проведения урока. У учащихся должно быть время на изучение вопроса, поиск и сбор данных, оформление результатов: подготовку компьютерной презентации, видеоролика, коллажа и т. п.

Примерные темы:

1. Обязательные и произвольные расходы моей семьи.

2. Только ли потребитель? (О возможности учащихся влиять на уровень доходов семьи.)

3. Закон «О защите прав потребителей» в действии: обыкновенная история.

4. Как сделать собственное потребление рациональным.

На уроке важно организовать небольшое обсуждение результатов проектной работы по выбранной теме с целью формулирования выводов.

Домашнее задание: § 25 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома».

Литература для учителя

Автономов В. С. Введение в экономику: учеб. Для 10—11 кл. / В. С. Автономов. — М., 2004. — Гл. 6.

Липсиц И. В. Экономика: учеб. для 9 кл. / И. В. Липсиц. — М., 2004. — Кн. 1. — § 43.

Озерова 0.17. Экономика для колледжей: базовый курс: учеб. / О. П. Озерова. — Ростов н/Д, 2005. — Гл. 6. — § 1.

Экономика: учеб. для 10—11 кл. гуманит. профиля / под ред. А. Я. Линькова. — М., 2003. — Гл. 8 (8.5).

Экономика: учеб. для вузов / под ред. Е. Н. Лобачёвой. — М., 2003. — Гл. 20 (20.3).