Проведение урока-диспута - ПРИЛОЖЕНИЯ

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки

Проведение урока-диспута - ПРИЛОЖЕНИЯ

Диспут (от лат. dispute - рассуждаю) - коллективное обсуждение нравственных, политических, научных, экономических, искусствоведческих и других проблем, которые не имеют однозначного, общепринятого ответа. В процессе обсуждения участники высказывают различные суждения, точки зрения и оценки.

Уроки-диспуты не следует проводить часто: ученики к ним привыкают, и это снижает их интерес и мотивацию. Иногда учащиеся в силу «живости» ума и довольно обширного информационного поля могут высказывать свои суждения без тщательной проработки учебного материала, отсюда легкость в получении хороших и отличных оценок. В то же время отдельные структурные элементы, отдельные приемы урока-диспута можно использовать на традиционных уроках.

Обычно на урок-диспут выносится какая-либо проблемная ситуация.

При проведении диспута необходимо соблюдать определенные правила:

• каждый учащийся - активный участник спора, при этом он оперирует простыми, ясными и точными понятиями;

• говорите что думаете; думайте, что говорите. Ведите аргументацию корректно по отношению к участникам диспута: открыто и сразу признайте правоту, если ваш оппонент прав; сначала ответьте на его аргументы, а затем приводите свои собственные; стремитесь избегать простого перечисления фактов и аргументов, лучше покажите их преимущества;

• не перебивайте, помните один из советов Д. Карнеги: «Большинство людей, когда они стремятся склонить кого-либо к своей точке зрения, слишком много говорят сами. Дайте возможность выговориться другому человеку... Если вы с ним не согласны, у вас может возникнуть желание перебить его. Не делайте этого. Это опасно. Он не обратит на вас внимания, пока не исчерпает весь запас переполняющих его идей. Поэтому выслушайте его терпеливо и непредвзято. Проявите искренность. Дайте ему возможность обстоятельно изложить свои мысли»;

• относитесь к оппонентам с уважением, даже если вы не согласны с их мнением; соизмеряйте темп и насыщенность вашей аргументации с особенностями ее восприятия вашим оппонентом или аудиторией, высмеивать чужое мнение недопустимо;

• спорьте искренне, не искажайте слов и мыслей своих оппонентов;

• главное - факты, логика, доказательства;

• не обижайтесь, если ваше мнение осталось без поддержки. Если высказаны две противоположные точки зрения, не следует спешить с выводом, что «истина посередине». Еще немецкий поэт И. Гете заметил, что посередине остается проблема;

• подведите итоги, сделайте вывод.

Ведущим диспута должен быть учитель, который направляет дискуссию, помогает делать выводы, заостряет проблемы. Иногда ведущим может быть специально подготовленный ученик.

Существуют специальные методы аргументации, с которыми учитель обязательно знакомит участников диспута.

1. Метод перелицовки. Постепенное подведение участников диспута к противоположным выводам (первоначальному мнению) путем поэтапного прослеживания процедуры решения проблемы вместе с участниками диспута.

2. Метод салями. Постепенное подведение к полному согласию участников диспута путем получения от них согласия сначала в главном, а затем в необходимых для полного согласия частностях.

3. Метод расчленения. Разделение аргументов на сомнительные и ошибочные с последующим доказательством несостоятельности общей позиции.

4. Метод положительных ответов. Выступающий строит свое выступление так, чтобы его оппоненты на первые вопросы отвечали «да». В последующем они намного проще будут соглашаться и по более существенным вопросам.

5. Метод классической риторики. Соглашаясь с оппонентами, внезапно опровергнуть все их доказательства с помощью одного- двух более значимых аргументов. Этот метод особенно хорош, если в ходе диспута начинает проявляться агрессивность участников диспута.

6. Метод замедления темпа. Умышленное замедление речи и про- говаривание вслух наиболее слабых мест в аргументации участников диспута.

7. Метод двусторонней аргументации. Указываются как сильные, так и слабые места того, что предлагается. Такой метод лучше всего применять в диспутах в интеллектуально подготовленном классе.


Этапы проведения диспута

1. Вводное информирование. Ведущий информирует о проблеме, целях и самой ситуации, породившей проблему.

2. Аргументация сторон.

3. Оппонирование. Каждая из групп, имеющая свою точку зрения, высказывает и аргументирует свою позицию, высказывает критические суждения, сомнения.

4. Активное противоборство сторон. Поиск дополнительных аргументов и контраргументов, сопоставление альтернатив. Лучше всего это сделать сначала в ходе группового обсуждения, с выводами которого выступает представитель группы.

5. Поиск компромиссных вариантов решения проблемы. Каждая группа признает приемлемые уступки в решении проблемы. После этого анализируются и сопоставляются все возможные варианты решения проблемы.

6. Поиск приемлемого решения и обобщение результатов.

Иногда в ходе диспута в силу различных причин может проявиться агрессия участников. Учителю достаточно бывает мимолетного взгляда, чтобы отметить характерные признаки обострения ситуации. Он обязан с помощью определенных средств разрядить обстановку. Иногда для этого достаточно чувства юмора и создания комической ситуации.