Рекомендации по оцениванию ответов - ПРИЛОЖЕНИЯ

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки

Рекомендации по оцениванию ответов - ПРИЛОЖЕНИЯ

В соответствии с образовательным законодательством каждое учебное учреждение самостоятельно разрабатывает критерии оценивания устных и письменных ответов своих учащихся. Однако с 2006 г. Министерство образования и науки Российской Федерации публикует не только примерный комплект билетов по обществознанию, но и рекомендует критерии оценивания сформированное общепредметной и предметной компетенций. Чтобы выпускники уверенно чувствовали себя на экзамене, необходимо привести к единообразию нормы оценивания и использовать их в процессе обучения.

Напоминаем, что уже второй год экзаменационный билет включает в себя три задания. Первые два вопроса направлены на проверку знаний, умения их логично излагать, перестраивать, аргументировать, а также умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников. Третий вопрос способствует выявлению творческого потенциала учащихся, умения применять полученные знания для решения задач, познавательных и практических.

Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что учащийся:

• логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;

• правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;

• верно в соответствии с вопросом характеризует на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;

• обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально- экономических и социальных наук;

• проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;

• на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.

Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что учащийся в процессе беседы с учителем или классом самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения (на экзамене в процессе беседы экзаменатора и экзаменуемого).

Оценка «4» ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем в процессе уточнения ответа самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.

Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые умения.


Рекомендации по оцениванию решения познавательных и практических задач

В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения:

• анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, диаграмма и т. п.);

• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;

• различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;

• предвидеть последствия определенных социальных действий.

Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.

Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов учителя (на экзамене - с помощью наводящих вопросов экзаменатора).

Предложенные рекомендации по оцениванию ответов не носят исчерпывающего характера и не описывают все возможные случаи, а являются лишь общим ориентиром.