Что такое власть, или От каменного топора до всемирной паутины - МОДУЛЬ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА»

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки

Что такое власть, или От каменного топора до всемирной паутины - МОДУЛЬ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА»

Цели: ознакомить с сущностью власти, ее атрибутами, показать эволюцию власти; развивать умения анализировать текст и участвовать в дискуссии, воспитывать историзм в оценке общественных явлений.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель сообщает тему и цели урока.)

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Власть: понятие, сущность.

2. Властные инструменты: власть силы, власть страха, власть закона, власть информации.

3. Легитимность власти. Три типа легитимной власти.


II. Изучение нового материала

1. Власть: понятие, сущность

- Вспомните, что означает термин «власть»?

Итак, власть - это способность и возможность оказывать воздействие на других с целью навязывания им своей воли.

Власть - понятие социальное. Есть люди, которые обладают властью, и люди, которые не обладают ею. Какая же бывает власть?

(Учитель приводит примеры, а учащиеся определяют власть как официальную и неофициальную, формальную и неформальную, например:

а) власть заводилы уличной компании;

б) распоряжение по образовательному учреждению о начале учебных занятий;

в) требование родителей вернуться домой не позднее 21 часа;

г) любое распоряжение органов местного самоуправления. Учитель вызывает одного ученика, ставит перед ним стул.)

- Ученик не желает садиться на стул, но его необходимо заставить это сделать. Что вы можете посоветовать? (Проявить силу, т. е. насильно усадить; запугать и так заставить сесть (предлагают средства запугивания); в соответствии с требованиями устава образовательного учреждения ты обязан выполнять требования учителя; применить нестандартный способ убеждения, например, как рекламный трюк: «Этот стул только для твоего тела!»)

В распоряжении людей есть особые властные инструменты воздействия. На первый взгляд, их очень много. Ведь даже в простейшей заданной вам ситуации вы дали очень много советов, как воздействовать на упрямого ученика и все-таки заставить его выполнить требование учителя.

Все властные инструменты можно объединить в 4 типа. Рассмотрим каждый из них.


2. Властные инструменты: власть силы, власть страха, власть закона, власть информации

Власть силы - самый простой и самый древний властный инструмент.

- Когда на Земле появились первые люди? (Около 3 млн. лет назад.)

- В чем было их главное отличие от животных? (В умении изготавливать орудия труда.)

- Назовите первые орудия труда. (Дубина, палка-копалка, ручное рубило.)

Как ни странно, дубина стала символом изначальной агрессивности человека. Томас Мальтус утверждает, что именно поэтому войны являются неизбежными спутниками человеческого общества. Он считает, что в условиях войны выживают сильнейшие и погибают слабые. Это позволяет решать ряд проблем: продовольственную, улучшения генофонда и т. п.

Орудия труда дали первобытному человеку определенную власть над природой: в эпоху неолитической революции произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему.

Орудия войны дали первобытному человеку власть над другим человеком. Символом власти вождя племени был топор, сначала каменный, затем металлический, наконец, боевой. Но как символ власти топор всегда изящен, великолепно орнаментирован, украшен (об этом свидетельствуют археологические находки в могильниках). Иногда эти символы власти использовались по своему прямому назначению.

Народ создал пословицы и поговорки, подтверждающие правило: кто сильнее, тот и прав. Вспомните некоторые из них.

Следующий властный инструмент - власть страха. Страх сопровождает всю историю человеческой цивилизации. В разные времена разные страхи и способы их использования. Когда-то люди боялись грозных сил природы: грома, молнии, ударившей в дерево и т. д. Они начали обожествлять природные силы, и страх перед богами, их представителями на Земле (правителями) и служителями богов (жрецами) способен удерживать в течение длительного времени огромные массы людей в подчинении. «Не надо, чтобы любили, - главное, чтобы боялись» - таков принцип любого правителя тоталитарного государства.

Третий тип властного инструментария - власть закона. «Закон суров, но он закон». Сегодня это самый распространенный инструмент властного воздействия. Первые законы появились в глубокой древности (законы Хаммурапи в Древнем Двуречье, законы 12 таблиц в Древнем Риме), но только в Новейшую историю появляется понятие о правовом государстве, в котором должен иметь верховенство закон. Именно в рамках закона осуществляется любое властное воздействие на человека. Если мы называем себя законопослушными гражданами, значит, мы признаем над собой власть закона и не должны совершать действий, которые являются противоправными и за которые предусмотрена юридическая ответственность.

Четвертый тип властного воздействия - самый молодой.

- Как вы думаете, какое слово пропущено в следующем высказывании: «Кто владеет..., тот владеет всем»? (Информацией.)

Мы с вами являемся современниками создания и развития информационного общества. Способность быстро накапливать, копировать и передавать информацию преобразила современное общество. Еще во второй половине XX в. информация обновлялась каждые 5 лет, а в начале XXI в. этот процесс занимает до 3 лет. Формируется зависимость от информации и, следовательно, от тех людей, которые эту информацию предоставляют. Вспомните феномен торговой рекламы. Символом этого нового инструмента власти является Интернет - всемирная паутина.

(По ходу объяснения учитель записывает на доске названия типов властных инструментов.)

- Как эти типы властных инструментов соотносятся между собой? В какой период времени они возникли или доминировали?

- Можно ли утверждать, что власть силы сегодня не существует?

- Можно ли говорить о том, что в древние времена власть информации никогда не существовала в том или ином виде?


3. Легитимность власти. Три типа легитимной власти

- Прочитайте текст учебника Кравченко на с. 123-126. Составьте тезисы.

(Происходит обсуждение тезисов и комментирование таблицы о трех типах власти.)


III. Закрепление изученного материала

(Класс делится на четыре группы. Каждая группа в ходе обсуждения (до 5 минут) подбирает примеры (один из истории, другой из современности), которые иллюстрируют один из инструментов властного воздействия. Какой именно тип выпадает группе, определяется жребием. Время на высказывание - до 4 минут.)

Итак, мы убедились, что сила, страх, закон и информация всегда использовались человеком как инструменты властного воздействия. Можно утверждать, что на различных этапах развития цивилизации один из этих инструментов мог быть определяющим, доминирующим. Эпоха Первобытности - это сила. Эпоха Средневековья - страх. Новое и Новейшее время - закон. В наши дни - информация. Однако нет такой эпохи, когда существовал только один из перечисленных типов.


Домашнее задание

Выучите § 16 (учебник Кравченко), выполните практикум на с. 128. Напишите эссе по высказыванию: «Власть страха и власть закона являются результатом определенного соотношения власти силы и власти информации».