Систематизация и контроль знаний и умений - Урок 2 - МОДУЛЬ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА»

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки

Систематизация и контроль знаний и умений - Урок 2 - МОДУЛЬ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА»

Цели: проверить усвоение основных понятий модуля; развивать навыки аналитического мышления.

Тип урока: урок контроля знаний.

ВАРИАНТ 1

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель объясняет правила тестирования. Напоминает, что на вступительных экзаменах в вузы на одно тестовое задание выделяется около минуты, поэтому в тестах 45 вопросов и нужно уложиться в определенные временные рамки. Поскольку впервые проводится такой контроль, предлагаются тесты первого уровня сложности - тесты с выбором ответа. Листочки должны быть подписаны, необходимо указывать только номер задания и букву, под которой находится единственный правильный ответ.


II. Контроль знаний

- Выполним тестовые задания.

Тест

1. Закон спроса гласит, что...

а) по высоким ценам продавцы будут предлагать больше товаров, чем по низким;

б) по низким ценам покупатели будут покупать больше, чем по высоким;

в) изменение цен мало повлияет на изменение спроса на товар;

г) покупатели будут покупать больше товаров по высоким ценам, если товар будет необычного дизайна.

2. В экономике термин «спрос» означает...

а) количество купленных товаров;

б) количество проданных товаров;

в) количество товаров, предлагаемых на продажу по определенной цене;

г) количество товаров, которое необходимо продать, чтобы получить прибыль.

3. В рыночной экономике уменьшение предложения приведет к увеличению...

а) цен;

б) налогов;

в) объема капиталовложений;

г) объема сбережений.

4. В какие расходы включаются деньги, потраченные на сырье, энергию и зарплату рабочих?

а) накладные расходы;

б) постоянные расходы;

в) общие расходы;

г) переменные расходы.

5. Главная цель антимонопольного законодательства состоит в...

а) стабилизации цен;

б) обеспечении подготовки рабочих;

в) уменьшении конкуренции;

г) поддержке конкуренции.

6. Если множество компаний конкурируют в производстве одного и того же товара, то, скорее всего...

а) качество продукта улучшится;

б) потребители будут продолжать покупать товары тех же фирм, у которых они покупали и раньше;

в) стоимость товара возрастет, так как из-за конкуренции возрастут расходы компании;

г) новая фирма легко захватит рынок этого товара.

7. Что произойдет со спросом на товар, если его цена вырастет?

а) величина спроса не изменится;

б) спрос возрастет;

в) спрос будет больше, чем предложение;

г) величина спроса уменьшится.

8. Даже при постоянной цене спрос на товар может упасть. С чем это может быть связано?

а) с достижением равновесия;

б) с эластичностью;

в) с влиянием эффекта заменителя;

г) с изменением предложения.

9. Если новые фирмы будут выходить на рынок товаров, приносящих большую прибыль, то это приведет к...

а) смещению кривой спроса вправо;

б) смещению кривой предложения вправо;

в) смещению кривой спроса влево;

г) смещению кривой предложения влево.

10. Показатели производительности можно увеличить, если...

а) сделать обязательным рассмотрение всех трудовых споров в третейском суде;

б) улучшить подготовку набираемого персонала;

в) использовать другие методы бухгалтерского учета, что приведет к «увеличению» объемов прибыли;

г) стимулировать слияние корпораций, производящих одинаковые товары.

11. Что обычно относят к переменным расходам?

а) месячную ренту (арендную плату);

б) процентные платежи по кредитам;

в) оплату электроэнергии;

г) оклады управляющих.

12. Хотя монополии законодательно запрещены, их существование может быть разрешено в случае...

а) если пищевой промышленности страны грозит банкротство из-за появления на внутреннем рынке большого количества импортных товаров;

б) если очевидно, что конкуренция может нанести вред интересам общества;

в) если корпорация не может получить приемлемый объем прибыли в данной отрасли промышленности;

г) если уровень безработицы возрастает до такой степени, что становится препятствием для развития всей экономики.

13. Что будет делать (сделает) единственный производитель в условиях монополии?

а) постарается увеличить объем продаж, даже если это приведет к убыткам;

б) изменит цену согласно кривой спроса так, что это принесет наибольшую прибыль;

в) продаст товар по цене, по которой в условиях конкуренции продавали бы этот товар другие производители;

г) установит относительно низкую цену на товар, которая позволит получить среднюю прибыль.

14. Что из предложенного лучше всего описывает монополию?

а) спрос на товар изменяется так же, как и цена на товар;

б) продавец может выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса;

в) предложение контролируется потребительским спросом;

г) размер прибыли определяется законодательством.

15. Какие из предложенных компонентов включают в валовой национальный продукт?

а) сбережения, доходы и капиталовложения;

б) налоги, зарплата и правительственные расходы;

в) капиталовложения, потребление и зарплата;

г) потребительские расходы, капиталовложения и правительственные расходы.

16. Что необходимо для капитализма как экономической системы?

а) общественная собственность;

б) частная собственность на средства производства;

в) правительственное управление средствами производства;

г) корпоративный контроль над конкуренцией.

17. Как изменится уровень жизни, если в стране производство растет быстрее, чем население, и больше товаров и услуг приходится на одного человека?

а) он будет быстро падать;

б) он останется прежним;

в) он будет повышаться;

г) он будет медленно падать.

18. Освещение улиц является примером...

а) услуг, предлагаемых частными предпринимателями, в рыночной экономике;

б) общественных услуг;

в) того, что не включается в валовой общественный продукт;

г) перераспределения труда.

19. Что из предложенного является примером экономического стимула?

а) патриотизм;

б) лояльность;

в) честолюбие;

г) заработная плата.

20. Что из предложенного является лучшим примером того, как правительство сберегает рыночную систему?

а) ограничение загрязнения окружающей среды;

б) ограничение скорости на скоростных автомагистралях;

в) строительство дорог и мостов;

г) обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства.

21. Главной задачей любой экономической системы является оказание помощи гражданам в решении проблемы...

а) спроса;

б) предложения;

в) конкуренции;

г) ограниченности ресурсов.

22. Существование проблемы ограниченности связано...

а) с неэффективностью использования факторов производства;

б) неограниченностью потребностей общества при ограниченности ресурсов;

в) непредсказуемостью сущности цены;

г) способностью правительства балансировать бюджет.

23. Что используется в экономике для описания ситуации выбора?

а) факторы производства;

б) доход;

в) благосостояние;

г) альтернативная стоимость.

24. На конкурентном рынке производители для увеличения прибыли, скорее всего...

а) постараются уменьшить производственные расходы;

б) объединятся с другими компаниями;

в) ограничат сбыт;

г) зафиксируют цены.

25. Основной целью антимонопольного законодательства является...

а) обеспечение конкуренции на рынке;

б) защита потребителей, товаров и услуг;

в) указание на то, какие товары и услуги следует производить;

г) оказание помощи тем, кто вложил деньги в крупные корпорации.

26. Когда несколько крупных компаний являются главными производителями в отрасли, то рыночные условия называют...

а) совершенной конкуренцией;

б) монополистической конкуренцией;

в) монополией;

г) олигополией.

27. Производители используют рекламу прежде всего для...

а) информирования о товаре;

б) иллюстрации необходимости конкуренции в данной отрасли промышленности;

в) оправдания высокой цены товара;

г) увеличения прибыли.

28. Что можно сказать о бюджете, в котором расходы превышают доходы?

а) бюджет дефицитен;

б) есть избыток бюджета;

в) бюджет находится в стадии стабилизации;

г) бюджет находится в.равновесии.

29. По какой причине в рыночной экономике фирмы стараются дать потребителям то, что они хотят, по приемлемой для них цене?

а) следование традициям;

б) исполнение требований законов;

в) по этическим соображениям;

г) с целью получения прибыли.

30. Во что следует вложить свои деньги человеку, который хочет нести ограниченную ответственность по вложенным деньгам?

а) в кооператив;

б) в корпорацию;

в) в частную фирму (единоличное владение);

г) в товарищество.

31. Кто является владельцем корпорации?

а) держатели облигаций;

б) служащие корпорации;

в) совет директоров;

г) акционеры.

32. Что является одним из главных преимуществ корпорации?

а) владельцы имеют неограниченную ответственность;

б) она существует ограниченный период времени;

в) право собственности легко может быть передано одной стороной другой стороне;

г) владельцам гарантирована прибыль.

33. С увеличением дохода его доля, расходуемая на предметы первой необходимости...

а) не изменяется;

б) увеличивается;

в) уменьшается;

г) данных недостаточно.

34. Какая форма организации бизнеса прекращает свое существование, когда владелец умирает?

а) частная фирма (единоличное владение);

б) конгломерат;

в) кооператив;

г) корпорация.

35. Какие из предложенных групп факторов должны быть наиболее важны для человека, который собирается поместить свои сбережения, но только не знает куда?

а) доходность, безопасность, личные цели;

б) ликвидность, специальные счета, величина комиссионных сборов;

в) доходность, краткосрочная прибыль и дополнительные услуги;

г) доходность, надежность, ликвидность.

36. Что из предложенного описывает условия свободного или совершенного рынка?

а) наличие большого числа покупателей и малого продавцов;

б) наличие большого числа продавцов и малого числа покупателей;

в) невозможность контролировать цены со стороны отдельного физического или юридического лица из-за наличия большого числа продавцов и покупателей;

г) крупные корпорации могут контролировать цены, так как они находятся в условиях совершенной конкуренции.

37. «Я думаю, что в солнечный день смогу продать больше сосисок, чем в дождливый и холодный. Поэтому я планирую торговать сосисками только летом». Какая из стратегий маркетинга используется в описанной ситуации?

а) продажная цена;

б) продвижение;

в) позиция;

г) продукт.

38. Чем определяется качество продукта и его цена в рыночной экономике?

а) правительственным регулированием;

б) конкуренцией;

в) ценовой стабильностью;

г) необходимостью экспортировать товар.

39. Что обеспечивает для страны система свободного предпринимательства?

а) полную независимость;

б) стабильность цен;

в) экономический рост;

г) экономическую свободу.

40. Какая из предложенных ниже тем могла бы войти в статью о микроэкономике?

а) воздействие повышения налогов на величину потребительских расходов;

б) воздействие повышения тарифов на число междугородних телефонных разговоров;

в) причины недавнего повышения уровня безработицы;

г) меры, которые могут быть предприняты правительством для увеличения национального дохода.

41. Люди, которые поддерживают антимонопольные законы, ограничивающие слияние фирм, обычно говорят, что слияния приводят к...

а) уменьшению конкуренции;

б) увеличению цен;

в) неэффективному использованию ресурсов;

г) всему вышеперечисленному.

42. Что является главным стимулом производства в рыночной экономике?

а) правительственные закупки товаров и услуг;

б) совершенная система конкуренции;

в) мотив прибыльности;

г) желание обеспечить экономическую безопасность.

43. Какая из предложенных мыслей принадлежит Адаму Смиту?

а) стремление к получению огромных прибылей может разрушить экономическую систему;

б) решение о том, что производить, должно приниматься правительством, потому что это необходимо для выживания общества;

в) рабочие должны быть вознаграждены за работу в соответствии с нуждами, а не в зависимости от того, кто как работал;

г) то, что люди делают для своего блага, они, как правило, делают во благо общества.

44. Что из предложенного нельзя классифицировать как капитал?

а) деньги;

б) такси;

в) машины и оборудование;

г) железная руда.

45. Предположим, что экономические условия в стране резко улучшились. В какой из отраслей в результате этого объем продаж возрастет больше всего?

а) в пищевой;

б) в медицинской и в сфере здравоохранения;

в) в сфере общественного транспорта;

г) в туризме.

Ответы: 1 б, 2 в, 3 а, 4 г, 5 г, 6 а, 7 г, 8 в, 9 б, 10 б, 11 в, 12 б, 13 б, 14 б, 15 г, 16 б, 17 в, 18 б, 19 г, 20 г, 21 г, 22 б, 23 г, 24 а, 25 а, 26 г, 27 г, 28 а, 29 г, 30 б, 31 г, 32 в, 33 в, 34 а, 35 г, 36 в, 37 в, 38 б, 39 г, 40 б, 41 г, 42 в, 43 г, 44 г, 45 г.


ВАРИАНТ 2

Урок-игра

I. Организационный момент

Учитель говорит о форме проведения урока.

Учащиеся делятся на несколько команд. Выполняя задания, участники зарабатывают баллы для всей команды. Средний балл определяет оценку каждого участника. Если не получается целый балл, команды получают дополнительное задание. Десятые 0,1-0,3 не учитываются.


II. Проведение игры

1. Интеллектуальная разминка

Учитель читает задания, команда на отдельном листе пишет ответы одним словом - термином.

1. Бабушка связала Васе свитер. Нитки стоят 200 рублей, пуговицы - 30 рублей. Как можно назвать эти затраты? (Издержки.)

2. За кого хотел выдать себя Карабас Барабас, когда дал Буратино 5 золотых? (Спонсор.)

3. Как называется человек, управляющий предприятием? (Менеджер.)

4. Если человек расплачивается за покупку не сразу, а по частям, как это называется? (Рассрочка.)

5. Если бы Али-Баба вздумал вложить в дело награбленные деньги, как бы они стали называться? (Капитал.)

6. Как называется доля любых доходов, которую необходимо отдать государству? (Налог.)

7. Как называется продажа государственных предприятий людям? (Приватизация.)


2. Викторина «Зигзаг удачи»

1. Люди, покупающие товар на рынке. (Потребители.)

2. Наука, изучающая искусство ведения домашнего хозяйства. (Экономика.)

3. Самый ценный металл в торговле. (Золото.)

4. Люди, продающие свой товар на рынке. (Производители, продавцы.)

5. Деньги в долг. (Кредит.)

6. Обмен товара на товар. (Бартер.)

7. Денежное выражение стоимости. (Цена.)

8. Ресурсы, используемые в процессе производства. (Факторы производства.)

9. Плата за землю. (Рента.)

10. Процесс непосредственного создания ценностей. (Производство.)

11. Разбивка крупной задачи на более мелкие части. (Разделение труда.)

12. Выпуск товаров и услуг за единицу времени. (Производительность.)

13. Нехватка товаров и услуг на рынке. (Дефицит.)

14. Представление произведенного товара. (Реклама.)

15. Сумма товаров и услуг, произведенных всеми предприятиями страны за год. (ВНП.)

Каждый термин оценивается в 2 балла.


3. Ты мне - я тебе

Команды придумывают по два тестовых вопроса и предлагают три ответа: один абсолютно неправильный, второй - неполный, третий - правильный. Команды-соперницы должны определить категорию ответа и мотивировать свой выбор. Баллы за качество составленного теста выставляют соперники, за правильный ответ отвечающая команда получает 2 балла.


4. Черный ящик

В конвертах находятся задания контрольных тестов, разделенные на блоки по пять вопросов. Каждый участник получает конверт и пишет ответы.

Учитывается правильность и скорость ответов. Баллы за скорость ответа выставляются в зависимости от количества команд, например, если команд шесть, то максимально за скорость ответов можно получить 6 баллов, а далее по нисходящей.

За каждый неправильный ответ снимается 0,5 балла.

Учитель подводит итоги игры и выставляет итоговые оценки.