История воззрений на общество - МОДУЛЬ «ОБЩЕСТВО»

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки

История воззрений на общество - МОДУЛЬ «ОБЩЕСТВО»

Основные дидактические единицы модуля:

• науки, изучающие общество;

• общество как сложная динамичная система;

• важнейшие институты общества;

• общество и природа;

• общество и культура;

• культура и цивилизация;

• общественный прогресс, общественный регресс;

• проблема общественного прогресса;

• факторы развития общества;

• проблема смысла и направленности развития исторического процесса;

• целостность современного мира, его противоречия;

• стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.

В результате изучения модуля учащиеся должны уметь:

• называть основные сферы жизни общества и характеризовать их;

• объяснять соотношение сфер общественной жизни;

• сравнивать природу и общество, объяснять их взаимосвязь и взаимовлияние;

• объяснять многообразие путей и форм общественного развития;

• характеризовать связь общества и культуры;

• объяснять причинные и функциональные связи в обществе;

• приводить примеры многообразия и единства мира;

• характеризовать проблему общественного прогресса;

• характеризовать глобальные проблемы современности;

• выделять в тексте оценочные суждения.


Уроки 9-11. История воззрений на общество


Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.

Плутарх


Цепи: ознакомить с основными этапами развития наук об обществе, развивать умения сравнивать различные философские точки зрения, выявлять общее и различия, делать выводы, работать с разными видами информации.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель объявляет итоги контрольного тестирования по модулю «Познание» и по мере необходимости проводит беседу, чтобы исправить допущенные учащимися ошибки.

Учитель называет модуль (содержательную линию), характеризует кратко ее содержание, определяет тему и цели урока.)

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Древние мыслители о мире, обществе и человеке.

1.1. Мифы древности и их значение для объяснения окружающей действительности.

1.2. Взгляды древнеиндийских мудрецов.

1.3. Религиозно-философские воззрения Древнего Китая (даосская школа и конфуцианство).

2. Древнегреческие мыслители об обществе и государстве.

3. Развитие взглядов об обществе в новое время.

3.1. Теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк).

3.2. Теория разделения властей (Дж. Локк, Ш. Монтескье).

3.3. Адам Смит - «отец» экономики.

3.4. О. Конт - «отец» социологии.

3.5. Учение социалистов-утопистов.

3.6. Гражданское общество Г. Гегеля.

3.7. Марксистское учение об обществе.

4. Развитие обществознания в XX в.


II. Проверка домашнего задания

- Первые пирамиды Древнего Египта были построены в 3 тысячелетии до нашей эры. Время же появления наук - середина V в. до н. э., родиной первых наук считается Древняя Греция. Нет ли здесь противоречия? (Нет, потому что при построении пирамид использовали знания по геометрии, арифметике, географии, а ученые Древней Греции систематизировали эти знания.)

- Уже в древности ученые пытались не только объяснить природу и место человека в ней. Не меньший интерес представляли вопросы устройства и взаимодействия человеческого общества. Так появились первые общественные науки. Сегодня их несколько десятков. Назовите хотя бы некоторые из них и укажите предмет их изучения. (Антропология - происхождение и эволюция человека как биосоциального существа. Археология -развитие общества по памятникам материальной культуры. Демография - закономерности народонаселения. История - закономерности развития общества в разные периоды, многообразие конкретных событий и фактов прошлого и настоящего человечества. Культурология - культура как целостная структура. Политология - взаимоотношения государства, общества и гражданина. Правоведение - законы. Социология - взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальная структура общества. Философия - наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого познания. Экономика - как при ограниченных ресурсах удовлетворить безграничные потребности человека и общества. Этнография - проблемы происхождения, расселения, быт, нравы, поведение и жизнь отдельных народов.)

(Для активизации учитель может использовать игру «Буква». Ученики называют науки в алфавитном порядке или на определенную букву, которую называет вызванный ученик. Учитель раздает жетоны разного цвета за ответы (например, синий цвет означает полный и правильный ответ, желтый цвет - отсутствие одного из компонентов, неполный ответ). Два синих жетона и три желтых жетона дают 1 балл, следовательно, чтобы получить оценку «4» нужно получить 8 синих или 12 желтых жетонов. Этот принцип можно использовать при ответах на любые вопросы, когда нужно дать краткий ответ. Можно жетоны суммировать при изучении вопросов одного модуля (содержательной линии).)

Несмотря на множество наук об обществе и предметов их изучения, можно найти общие проблемы, которые в разном аспекте эти науки изучают: идеальное устройство общества и государства; развитие общества - это игра случая или подчинение определенным законам; каждый последующий этап в развитии человечества лучше или хуже предыдущего и т. п.

Как на все эти вопросы отвечали ученые в разные периоды развития общества и есть предмет изучения нового материала.


III. Изучение нового материала

Можно предложить несколько вариантов изучения нового материала:

• первый вариант - классический (рассказ учителя с элементами беседы);

• второй вариант—семинар (темы сообщений распределяются заранее);

• третий вариант - самостоятельная работа с текстом учебника, обучающими текстами и последующее обсуждение выводов, к которым пришли учащиеся. Обучающие тексты содержит раздел «Дополнительный материал». В любом случае учитель делает краткие четкие обобщения по каждому вопросу, учащиеся записывают их в тетрадь.

При наличии достаточного количества часов (зависит от учебного плана) можно провести интегрированный урок (история, обществознание, литература) «Судьба философов и философии в России».

На уроке 9 изучаются вопросы 1 и 2.


IV. Закрепление изученного материала

- Назовите основные этапы развития взглядов об обществе.

- Что общего и каковы различия в учениях древнеиндийских и древнекитайских мудрецов?

- Как вы объясните интерес к древневосточной философии в наше время?

- Что общего и различного во взглядах Платона и Аристотеля?

- Насколько актуальны их взгляды для современного этапа развития общества?

Итак, на ранней стадии развития общества основным способом понимания природы, мира и человека является мифология. Учения древнеиндийских и древнекитайских мудрецов проблему человека решали «извне», через сопоставление человека с природой, обществом, Богом, самим собой. Древняя философия Востока в поисках сущности человека сделала вывод о том, что человек - часть природы; часть Великой Триады - «Небо - Человек - Земля». Отношения между равными людьми должны быть основаны на гуманизме, добре и милосердии. Древнегреческие мыслители отстаивали идею первенства государства перед личностью. В их трудах государство обладало широкими правами по отношению к человеку, вопрос же о правах человека по отношению к государству вообще не ставился.


Домашнее задание

1. Напишите эссе, взяв в качестве темы один из афоризмов древневосточных мудрецов.

2. Сделайте письменный анализ мифа (по выбору) как источника знаний по обществознанию.

На уроке 10 изучается вопрос 3.


IV. Закрепление изученного материала

- В чем значение теорий социалистов-утопистов?

- Чем объяснить появление множества теорий о развитии общества в новое время?

- Какие из идей обществознания актуальны в наше время?

- Почему в начале XXI в. снова возник интерес к марксизму- ленинизму?

Итак, в Средневековье общественные науки развивались слабо. Главная причина - господство религиозного мировоззрения. Ученые смутно представляли природу общественных отношений, а расцвет или упадок государства объясняли провидением господним или злым умыслом государей. В XV-XVII вв. начинается быстрое развитие знаний об обществе благодаря духовной и политической борьбе с засилием церкви. В XIX в. появились общественные науки, которые начали исследование законов и закономерностей общественного развития.

(Учитель подводит итог урока.)


Домашнее задание

1. Учебник Кравченко: задания 4 и 5 (с. 22).

2. Учебник Боголюбова: задания 2, 3, 4 (с. 90).

На уроке 11 изучается вопрос 4.


IV. Закрепление изученного материала

- Выполните задания 3-6, с. 22 (учебник Кравченко) или задания 3-6, с. 90-91 (учебник Боголюбова).

Итак, в XX в. появилось много общественно-политических и философских теорий, которые подтверждают многообразие и сложность развития общества. Но они отмечают общую тенденцию развития - складывается целостный взаимосвязанный и взаимозависимый мир. Значительный вклад в изучение обществоведческих проблем внесла российская наука.

(Учитель подводит итог урока.)


Домашнее задание

1. Учебник Кравченко: соответствующие пункты § 2, проблема и практикум (с. 22-23).

2. Учебник Боголюбова: соответствующие пункты главы 1.


Дополнительный материал

1. Мифологическая картина мира

Прочитайте два мифа о потопе и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие природные явления отражает миф?

2. Какие общие идеи в описании можно выделить? (Потоп - это наказание за грехи человеческие; спасаются избранные; они должны перенести определенные трудности; место спасения - гора как символ высоты и т. д.)

3. Какую картину взаимоотношений природы и человека создают мифы? (Человек зависит от природных явлений и без помощи Высшего Разума ему не обойтись.)


Миф о потопе

Древнее Двуречье, по тексту на глиняной табличке

Однажды рассердились боги на людей и решили устроить потоп. Но бог воды, добрый Эа, сообщил об этом одному человеку по имени Утнапишти. Тот построил корабль и погрузил туда весь свой скот и всю родню. И вот черная туча закрыла небо, грозно загремел бог грома. Когда же через шесть дней и семь ночей закончилась буря и выглянуло солнце, над водою был виден лишь маленький остров. Это была вершина высокой горы. Выпустил Утнапишти голубя, и прилетел тот обратно, не найдя сухого места. Выпустил ласточку, и ей пришлось вернуться. Выпустил ворона, и нашел ворон сушу. На вершине горы Утнапишти насыпал тростник, зажег огонь и принес богам жертву. Боги обрадовались приношению и простили людей, спасшихся от потопа. Сам же Утнапишти, единственный из людей, стал бессмертным.


Библейский миф о всемирном потопе

Родились у Адама и Евы дети, внуки и правнуки. Жизнь их была вовсе не райской - приходилось много трудиться, чтобы добыть себе пищу. Люди совершали дурные поступки и даже преступления. Старший сын Адама и Евы, земледелец Каин, убил своего брата скотовода Авеля, и умножилось зло на Земле. Решил тогда Бог устроить потоп и уничтожить все живое. Пожалел только доброго и богобоязненного человека по имени Ной. По велению Бога Ной построил корабль - ковчег. Вошли туда Ной с женою, трое их сыновей с женами и по паре всякой живой твари. Дождь шел сорок дней и ночей, и вода покрыла всю землю. Спустя много дней вода стала убывать и вершина горы Арарат поднялась над водной пучиной. Туда и пристал ковчег Ноя. Все погибли, кроме тех, кто был в ковчеге.

Выводы, которые обязательно должен сделать учитель после обсуждения, сводятся к следующему:

• мифы - это определенная картина мира и одновременно способ его постижения;

• мифы были своеобразным регулятором общественных отношений;

• мифологическое сознание содержит неразрывность связи человека и природы, перенесение человеческих качеств на природу, а черт животных - на человека.


2. Основные идеи древнеиндийской философии

Особенностью древнеиндийского общества было жесткое кастовое

деление. Оно сохранилось в современной индийской деревне. Каждый знает свое место и обязанности. Раджпуты и неприкасаемые живут отдельно. Если неприкасаемый хочет пройти мимо дома раджпута, он должен снять обувь. Правительственные меры для улучшения положения низших каст встречают противодействие населения. Чем можно объяснить существование таких порядков в течение многих сотен лет?

Индусы верят в закон кармы: принадлежность к соответствующей касте определяется поступками человека в предыдущей жизни. Попытки вырваться из своей касты нарушают космический порядок. Отсюда происходит вера в переселение души, которая переселяется в новое тело 12 раз. Кармическое предопределение и миграция души неизбежно подводят к идее пассивного, созерцательного, ненасильственного отношения к окружающему миру: тело человека есть лишь внешняя сторона его души, внешняя оболочка. Главное - это внутренняя сосредоточенность.


3. Древнекитайская философская мысль

Древнекитайская философия связана с книгами. Всего их пять.

Называются они «Пятикнижие» и включают «Книгу песен», «Книгу истории», «Книгу перемен», «Книгу обрядов», «Летопись Цунь- цю». Все они составляли мировоззрение каждого образованного китайца.

Самые значимые философско-религиозные учения Древнего Китая - даосизм и конфуцианство.

Основные идеи даосизма изложены в «Книге о Дао и Дэ», записаны легендарным Лао-цзы. Мудрецы даосской школы считали, что Дао (буквально «метод», «путь») есть первоначало всех вещей, включая Небо и Землю.

Всеобщий закон Дао содержит и этические нормы, правила поведения. Например, не кичись заслугами, не унижай слабого, довольствуйся малым, не ломай заданный свыше порядок и т. д. Человек объединяет темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, занимает некое срединное положение в мире и призван преодолеть его расколотость на два начала: Инь (Свет) и Янь (Тьму).


Так говорил Лао-цзы

1. Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков.

2. Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.

3. Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен.

4. Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.

5. Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.

6. Мудрец избегает всякой крайности.

7. Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.

8. Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.

Основателем конфуцианства является Кун-фу-цзы (Конфуций), живший в 551-479 гг. до н. э. Свои основные взгляды изложил в книге «Лунь Юй» («Беседы и суждения») в виде нравственных поучений, которые каждый образованный китаец учил наизусть еще в детстве и руководствовался ими всю жизнь.

В центре идей конфуцианства - проблемы воспитания, взаимоотношений между людьми, основанные на принципе: «Не делай другому того, что не желаешь себе».

Конфуций сформулировал основные положения о развитом справедливом государстве и правила, которым следует подчиняться человеку в обществе:

1. Соблюдать все предписанные властями нормы поведения.

2. Тщательно следовать религиозным заповедям и соблюдать все религиозные обряды.

3. Сохранять постоянную преданность государю.

4. Уважать старших по положению и возрасту.

5. Вне зависимости от обстоятельств почитать родителей.

6. Быть всегда и везде вежливым.

Государственное управление основано на следующих принципах:

1. Вполне справедливым является то, что должны существовать те, кто угнетает, и те, кого угнетают.

2. Государь является сыном Неба, власть его божественна и он - властитель людских судеб.

3. Управлять государством означает лишь исправлять ошибки, допускаемые людьми, но не на основе законов, а на основе личного права.

4. Все люди делятся на две категории: высший слой, который составляют люди умственного труда (в том числе и император), и низший слой, который составляют люди физического труда.

5. Благородные по своему происхождению участвуют в управлении государством, мелкие людишки - выполняют все основные обязательные работы.

Конфуций видел главное средство управления народом в силе примера и в убеждении. Он утверждал, что истины природы в жизни человека потому и остаются в мировой истории истинами, что они просты, как правда.

Вплоть до 1911 г. теория конфуцианства была основной государственной доктриной в Китае.


Так говорил Конфуций

1. Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог.

2. По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.

3. Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.

4. Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.

5. Не беспокойся о том, что люди не знают тебя, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

6. Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, - размышление; второй, самый легкий, - подражание; третий, самый горький, - опыт.

7. В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

8. Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.

9. Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.

10. Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?


4. Аристотель (384-322 гг. до н. э.)

Древнегреческий философ и ученый, энциклопедист, ученик и критик Платона. Один из самых универсальных мыслителей в истории. В 17 лет он приехал в Афины из родного города Стагир, получил образование, а затем преподавал в платоновской Академии. В 342-340 гг. был приглашен македонским царем Филиппом II как воспитатель для его сына Александра. В 335 г. до н. э. возвращается в Афины и основывает свою философскую школу - Липей (лицей).

Многие из произведений Аристотеля утеряны. Исследованию политико-правовых явлений посвящены такие сохранившиеся его работы, как «Политика», «Афинская политая», «Этика».

Государственно-правовая проблематика рассматривается Аристотелем с позиций идеального понимания греческого полиса (города- государства), в котором происходит политическое общение людей свободных и равных.

Государство возникло подобно семье и селению в результате естественного развития. Семья и селение - это первичные формы общения людей, государство - высшая форма, которая объединяет все остальные. В государстве все формы общения достигают своей цели (блага) и получают завершение. Человек - существо политическое по своей природе, и в государстве он завершает свое развитие. Аристотель считает, что не все народности достигли такого уровня. Например, варвары, у которых недостаточно развита человеческая природа, не способны создать политическую форму жизни. В этом проявляется эллиноцентристская позиция Аристотеля.

Государство, по Аристотелю, понятие сложное и представляет собой организацию, которая объединяет определенную совокупность граждан. Гражданином является только тот, «кто обладает совокупностью гражданских прав», может участвовать в законосовещательной и судебной власти государства. Определение государства зависит от понятия «гражданин...» В каждой форме государства имеется свое понятие гражданина; отсюда Аристотель делает вывод о том, что с изменением понятия гражданина и, соответственно, формы государства изменяется само государство.

Критерий определения формы государства у Аристотеля - верховная власть. Государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Аристотель делит формы государства на правильные и неправильные. В правильных формах правители руководствуются общественной пользой, в неправильных - личными интересами. Поэтому, по его мнению, возможны всего шесть форм государственного строя: три правильные и три неправильные. Из форм, имеющих в виду общую пользу, правильны: монархия (или царская власть) - правление одного; аристократия - правление немногих, но более одного и полития - правление большинства. Самой правильной формой из всех Аристотель считает политию. Все остальные являются отклонениями от политии. Как лучшая форма государства она соединяет лучшие стороны олигархии и демократии, но не имеет их недостатков. Полития основана на «среднем элементе» - наилучшем классе общества со средним размером имущественного состояния, которому и принадлежит власть в государстве.

Все правильные формы государственного устройства могут при известных условиях отклоняться и вырождаться в неправильные. Таких форм три: тирания, олигархия, демократия. Аристотель критикует крайнюю демократию, так как власть в ней принадлежит демосу, а не закону, и с одобрением относится к цензовой демократии, которая считается с законом и основывается на примирении богатых и бедных. Тирания - наихудшая из форм государственного строя и всего дальше отстоит от его сущности. Тирания - безответственная власть монарха, не направленная на защиту интересов подданных, она всегда возникает против их желания.

Олигархия - вырожденная форма аристократии, считает Аристотель. Это своекорыстное господство меньшинства, состоящего из богатых (как и демократия - своекорыстная форма господства большинства, состоящего из бедных).

Отсутствие равенства, по мнению Аристотеля, есть та причина, по которой в государстве происходят междоусобицы и мятежи. Когда в обществе нарушается относительный характер равенства и искажается принцип политической справедливости, возникают перевороты.

Принцип политической справедливости требует руководствоваться либо количественным равенством, либо равенством по достоинству. В демократии равенство относительное влечет за собой абсолютное равенство, а в олигархии, наоборот, относительное неравенство вызывает неравенство абсолютное. Такая ошибка в исходных принципах государственных форм и приводит к переворотам.

Аристотель создал свой проект идеального государства. В нем большое число рабов.

При этом рабы исключаются из числа членов общества, обладающих политическими правами. Они даже не входят в состав аристотелевского государства. Рабы - это экономическая и социальная предпосылка, но не его признанный политический элемент. Гражданских прав лишены также ремесленники, торговцы, «толпа матросов».

Территория государства должна быть хорошо ориентирована по отношению к морю и к материку. Земля в государстве делится на две части: для общего пользования и для частного владения граждан.

Хороший законодатель, истинный политический деятель, по мнению Аристотеля, должен обеспечить гражданам досуг и мир, поскольку «конечной целью войны служит мир, работы - досуг». Аристотель высоко ценил благо мира. Он считал войну противной идее права.

Аристотель считает, что право - это политическая справедливость и норма политических отношений между людьми.

Политическое право бывает двух видов - естественное и условное (волеустановленное). Естественное право, по мнению Аристотеля, - это то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. К условному праву он относит всеобщие соглашения и установления закона, причем последние делятся на писаные и неписаные. Неписаные законы включают в себя также правовые обычаи (обычное право).

Одним из главных качеств закона является его соответствие праву и политической справедливости. Отступление закона от права приводит к вырождению закона в средство деспотизма. Политическое правление основано на законе и не зависит от людей. Аристотель считал, что правители подвержены чувствам, закон же - «уравновешенный разум».


5. Платон (423-347 гг. до н. э.)

Великий мыслитель античности, ученик Сократа. Основал в Афинах Академию, из которой вышло много древнегреческих ученых.

Основу философского учения Платона составляет учение об «идеях», которые вечны, неизменны, не зависят от бытия, пространства и времени. Они соотносятся с «триадой» - «единое», «ум», «душа».

«Единое» - основа всего бытия, не имеет признаков, ни начала, ни конца, бесконечно в пространстве и времени.

«Ум» - порождение блага народа, присутствует лишь у живых существ.

«Мировая душа» - бессмертна и является порождением ума.

Такова, по мнению Платона, справедливая философская теория развития, на основе которой он объясняет причины возникновения неравенства людей, организацию общественной мысли.

Платон создал проект идеального государства, исходя из идеи справедливости. Согласно этой идее справедливый человек похож на справедливое государство. Три начала в душе человеческой (разумное, яростное, вожделеющее) соответствуют трем началам в государстве (совещательному, защитному и деловому). Этим государственным началам соответствуют три сословия: правители, воины и производители. Платон считал справедливым то, что каждое начало занимается своим делом и не вмешивается в другие. Во имя единства государства эти три сословия должны быть подчинены иерархически.

Философам дана способность рассуждать и поэтому они господствуют. Воины олицетворяют яростное начало, они подчиняются философам, защищая их с оружием в руках. Третье начало - вожделеющее - представляют ремесленники и земледельцы. Они подчиняются первым двум.

Идеальное государство (полис) - это совместное поселение. Чтобы удовлетворить потребности всех, необходимо разделение труда между жителями государства.

Для основания иерархии сословий в идеальном государстве Платон придумал миф о том, что бог в первое сословие при рождении добавил золото, во второе - серебро, в третье - медь и железо. Платон допускал переход из одного сословия в другое.

Воины (стражи государства) должны жить коллективно, на основе солидарности и равенства. Им запрещается прикасаться к золоту и серебру. Женщины имеют равные права с мужчинами. Детей двух первых сословий воспитывает государство, семьи как таковые им не нужны.

Об устройстве жизни третьего сословия Платон не пишет, считая это компетенцией властей идеального государства. Третье сословие в принципе свободно, как и первые два.

Платон обращает внимание на значение в государстве имущественного неравенства. Он за умеренность, средний достаток.

Идеальное государство Платона - это справедливое правление лучших. Такое правление и действие справедливых законов - две главные черты идеального государства.

Форма правления - аристократия (если правителей несколько). Царская власть также подходит для идеального устройства.

Платон считал, что существует пять форм государства - аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания. Они соответствуют пяти видам душевного склада. Между формами государства существует связь. Платон характеризует их по мере деградации. Так, идеальная аристократия портится из-за появления частной собственности на землю и жилища, и свободные граждане превращаются в рабов. Яростное начало побеждает разумное, и аристократия переходит в тимократию. Государство ведет бесконечные войны, в результате у некоторой части граждан накапливается богатство. Так появляется олигархический строй. Бедная часть граждан недовольна правлением, и это недовольство приводит к перевороту. На смену олигархии приходит демократия. Платон считает этот строй приятным и разнообразным, но без должного управления. При демократии все (равные и неравные) несправедливо уравниваются.

Таким образом, причину смены форм государства Платон видит во внутренних противоречиях, в злоупотреблении основным принципом государственного устройства (например, в олигархии - богатство, в демократии - свобода). Из демократии возникает тирания. По мнению Платона, если дать гражданам слишком много свободы, они выберут себе тирана - «ставленника народа». В таком государстве неизбежно беззаконие, насилие и произвол. Для Платона это наихудшая форма государства.

Политика, по мнению Платона, - царское искусство, которое требует знаний и умений управлять народом. Если в государстве есть способные правители, то они могут обойтись без законов. Если таких правителей нет, то государство должно управляться с помощью законов. С этой точки зрения Платон различает семь форм государственного устройства.

Кроме идеального государства, (где у власти разумные правители) существуют три вида правления: монархия, власть немногих, власть большинства (демократия). В зависимости от законности правления каждый вид подразделяется еще на два: законная монархия - царская власть, противозаконная - тирания; законная власть немногих - аристократия, незаконная - олигархия. Кроме того, есть демократия - с законами и без них. Таким образом, в основе платоновской системы лежит принцип законности.

Платон создал второй проект идеального государства. У власти в нем находятся 37 правителей, избранных народом. Возраст этих людей - от 50 до 70 лет. У власти можно быть не более 20 лет. У этих «стражей закона» есть широкие полномочия, но основой правления являются законы. К высшим органам государства также относится выборный совет и 360 членов (по 90 человек от каждого класса). Граждане в государстве делятся на четыре класса по имущественному цензу. Народное собрание обязательно для посещения только первых двух классов. Большое количество должностных лиц и военных чинов избираются только после докимасии, т. е. проверки на правомочность их претензий. Кроме того, там имеется особый надгосударственный орган власти - «ночное собрание» из 10 самых мудрых стражей для решения самых важных государственных вопросов. Земля считается общей собственностью государства. И только 5040 граждан на правах владения по жребию получают земельный участок и дом.

Быт второго государства похож на быт первого, в основе которого заложен порядок, коллективизм, единомыслие и т. п.

Платон называет два государственных строя. В первом у власти находятся разумные правители, во втором - правители, которые должны пользоваться законами. Эти законы справедливы, так как создаются на благо всех граждан. При создании справедливых законов надо ограничивать власть правящих и свободу управляемых. Отдельной властью не является правосудие. Каждый правитель выступает как судья. К осуществлению правосудия должны привлекаться и все граждане государства; возможна и защита в суде.

Рабы гражданами государства не считаются.

Основной принцип существования платоновского государства - не государство существует ради человека, а человек живет ради государства.


6. Средневековая философия

Августин Блаженный (354-430 гг.)

Основные взгляды:

1. Высшим бытием для каждого от простого смертного до правителя страны является Бог и служение Богу.

2. Общественный порядок в государстве должен строиться на основе вечных и неизменных божественных идей.

3. Существующий мир является своеобразной лестницей существ, постепенно восходящих по своим нравственным качествам к создателю мира.

4. При этом человек соединяет в себе одновременно природу материальных тел и обладает сверх тога разумной душой и свободой воли.

5. Сама душа, являясь бессмертной и нематериальной, свободна в выборе решений.


Фома Аквинский (рубеж XI-XII вв.)

Основные взгляды:

1. Человек по своей натуре является средоточием мерзостей, греха и поэтому он является «пищей червей».

2. Только в церкви человек может очиститься и спастись от первородного греха.

3. Вся жизнь человека должна быть посвящена Богу при полном отказе от всех земных радостей.

Таким образом, в период раннего средневековья признается правильность взглядов, в которых отражается полное презрение к миру, житейским потребностям человека; отрицается красота человеческого тела, радостей семейной жизни; доказывается справедливость нарушения нравственных норм, если это угодно Богу; в основе развития общества лежит проповедь сурового аскетизма.


7. Эпоха Возрождения

История XIV-XVI вв. известна как эпоха Возрождения, или Ренессанса. Культура этой эпохи получила название гуманизма. Философы эпохи Возрождения считали:

1. Бог является творческим началом и уподобиться ему - главная задача для каждого человека.

2. Это возможно лишь в земной жизни, которая является основой бытия.

3. Все сущее имеет природное начало.

4. Человек создан для наслаждения и окружающий его мир должен быть прекрасным, чтобы соответствовать состоянию человека.

5. Личность, ее интересы и права являются мотивом любой деятельности.

6. В основе их политических идей лежит вера в могущество отдельной личности в установлении государственного устройства и его совершенствовании.

Одним из самых ярких и в то же время противоречивых представителей этого периода является Николо Макиавелли (1469-1527).

Всемирно известна его книга «Государство». В ней он исследует государство с точки зрения его процветания и благополучия, не ставя цель описать идеальную форму строя государственного. Все, что служит целям политики, признается хорошим; все, что им противодействует - плохим. Для достижения намеченных целей правительство может использовать любые средства: ложь, обман, вероломство, жестокость, измену и т. п.

Он разделял, как и Аристотель, все формы государственного правления на три группы: монархию, аристократию, демократию. Однако Макиавелли равнодушно относится ко всем трем формам, так как убежден, что целью каждого правительства является любой ценой сохранение существующего общественного строя.

Основные идеи Макиавелли:

• цель всегда оправдывает средства;

• побудительными мотивами деятельности людей является материальный интерес;

• правовые установления должны быть отличны от религиозных;

• высший закон политики - благополучие и сила государства.


8. Идеи и теории XVIII-XIX вв.

Историческое значение этого периода заключается в том, что он подготовил духовные основы нового общественного строя - капитализма. Основой этой философии является вера в способность разума познавать мир. Эта вера подкреплялась и подтверждалась успехами науки в целом.

Особенности буржуазной философии XVIII-XIX вв.:

• соотнесение философских взглядов с отношением человека к окружающему миру, природе, обществу и самому себе;

• постижение смысла бытия человека;

• достижение истины, т. е. абсолютно достоверного знания о мире, человеке и их взаимоотношениях;

• оформление основных идейных течений.

Позитивизм - учение о положительном влиянии философии на познание законов развития мира, общества и человека. Наиболее известные представители - О. Конт, Д. Милль, Г. Спенсер. Именно О. Конт ввел понятие «социология» как научное изучение явлений общественной жизни.

Основные идеи:

• вступая в жизнь, человек объясняет все явления вмешательством сверхъестественных сил (богов, героев и т. п.);

• человек стремится достичь абсолютного знания о мире;

• человек убеждается в том, что все познать невозможно, поэтому надо накапливать положительные знания путем изучения частных наук;

• при изучении социальных явлений следует учитывать законы биологического развития и не искать сверхъестественных причин изменения этих явлений.

Неоидеализм - учение о мирном и постепенном преобразовании общества путем либеральных реформ. Наиболее известный представитель - немецкий философ Ф. Ланге.

Основные идеи:

• признание приоритета научных знаний, понятий и законов на прочной основе религиозной веры;

• создание условий, исключающих социальные потрясения;

• вместо революционной борьбы классов - духовное обновление человека, хотя на это и требуется длительный период.

Иррационализм - философское учение, основанное на ограниченности познавательных возможностей разума и мышления, признающее основным инструментом познания интуицию, чувства, инстинкт. Наиболее известный представитель - Фридрих Ницше.

Он утверждает, что на место классических философских категорий «материя» и «дух» надо поставить жизнь как волю к власти, силе, могуществу.

Окружающая действительность есть хаос, лишенный закономерности. Иррационализм как учение также не имеет логической основы, а представляет собой разрозненные идеи.

Отрицаются общечеловеческие слабости, гуманистическое отношение к человеку.

Одна из центральных идей - идея о «сверхчеловеке», свободном от всяких моральных установок ради достижения цели и исполнения своих желаний.

Прагматизм - философское учение, в основе которого «принцип прагматизма», который определяет значимость знания его практическими потребностями. Наиболее известный представитель - американский философ У. Джемс.

Для разрешения философских споров нужно сравнивать «практические последствия» той или иной теории. Истина есть то, что удовлетворяет личные интересы человека, и она может не подтверждаться практикой при несовпадении этих интересов.

Утопический социализм - учение о справедливом обществе, идеал которого надо искать в будущем. Наиболее известные представители - Шарль Фурье, Роберт Оуэн, Сен-Симон.

Идеи утопистов-социалистов учащиеся изучали на уроках истории. Учитель в ходе беседы выясняет, почему учение «утопическое» и почему «социализм»; какие практические шаги предпринимались для реализации философских идей.


9. Марксизм-ленинизм

Теория, которая в современном мире является предметом острейших споров. Часть философов считает, что учение устарело полностью, так как не может объяснить современные процессы. Другие исследователи утверждают, что изначально наряду с правильными выводами были допущены ошибки из-за обобщения ограниченного опыта европейских стран. Третьи считают, что многие положения марксизма актуальны и в наши дни, а некоторые выводы Маркса еще ждут своего подтверждения.

Характеристика источников марксизма и трех его составных частей дана Лениным в работе «Три источника и три составные части марксизма».

Три источника марксизма:

1) немецкая классическая философия (Г. Гегель, Л. Фейербах);

2) английская политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо);

3) французский утопический социализм (Ш. Фурье, Р. Оуэн, А. Сен-Симон).

Три составные части марксизма: философия, политэкономия, научный коммунизм.

В философии марксизм утверждает, что общественное бытие определяет общественное сознание. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи - мозга - отражать объективную реальность. Действие всеобщих законов диалектики, сформулированных Гегелем, распространяется не только на природу, но и на общество, общественное сознание.

В политэкономии марксизм заложил учение о производительных силах и производственных отношениях, а также о базисе и надстройке, совокупность которых определяет общественно-экономическую формацию. Причина смены одной формации другой заключается в конфликте устаревших производственных отношений с новыми, соответствующими более высокому уровню развития производительных сил. Вся система производственных отношений определяется собственностью на основные средства производства. Краеугольным камнем экономической теории марксизма является учение о прибавочной стоимости, которое объясняет сущность капиталистической эксплуатации.

Научный коммунизм характеризует две стадии развития коммунистической формации.

В частности, главным принципом производства и распределения социализма является принцип «От каждого по способностям, каждому по труду», а собственно коммунизма - «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

В XX в. Ленин пересмотрел некоторые положения марксизма и сформулировал ряд новых идей. На рубеже XIX-XX вв. капитализм переходит в империализм. Ленин определяет империализм как высшую и последнюю стадию капитализма, канун социалистическую революцию. Империализм усиливает неравномерность экономического и политического развития стран. Это делает возможной социалистическую революцию в одной или нескольких странах одновременно, а не в большинстве стран, как утверждал Маркс. Революция первоначально произойдет в самом слабом звене империалистической цепи. Таковым является страна, где до крайности обострились социальные противоречия, и это не обязательно страна с высоким уровнем развития производительных сил. Итогом революции станет установление диктатуры пролетариата, руководящей силой которой станет коммунистическая партия.


10. Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Прочитайте отрывок из сочинения великого немецкого философа и ответьте на вопросы:

1. Что понимал Гегель под гражданским обществом?

2. Что выделяет философ как главную ценность гражданского общества?

3. Согласны ли вы с утверждением, что в гражданском обществе конкретная личность всегда связана с другой особенной личностью?


О гражданском обществе

Одним принципом гражданского общества является конкретная личность, которая служит для себя целью, как целокупность потребностей и смесь природной необходимости и произвола, но особенное лицо, как существенно находящееся в соотношении с другой такой особенностью, так что оно заявляет свои притязания и удовлетворяет себя лишь как опосредованное другим особым лицом и вместе с тем всецело опосредованное формой всеобщности - другим принципом гражданского общества.

Прибавление. Гражданское общество есть разъединение, которое появляется посредине между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства, так как в качестве разъединения оно предполагает наличность государства, которое оно должно иметь перед собой как нечто самостоятельное, чтобы существовать. Гражданское общество создалось, впрочем, лишь в современном мире, который один только воздает свое каждому определению идеи. Когда государство представляют как единство различных лиц, как единство, которое есть лишь общность, то этим разумеют лишь определение гражданского общества...

В гражданском обществе каждый для себя - цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей; эти другие суть потому средство для целей особенного. Но особенная цель посредством соотношения с другими дает себе форму всеобщности и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе с тем благо других.

С одной стороны, особенность как распространяющееся во все стороны удовлетворение своих потребностей, случайного произвола и субъективного каприза разрушает в своих наслаждениях самое себя и свое субстанциональное понятие; с другой стороны, удовлетворение необходимых и случайных потребностей как подвергающееся бесконечному возбуждению, находящееся во всесторонней зависимости от внешней случайности и внешнего произвола, а также ограниченное властью всеобщности, случайно. Гражданское общество представляет нам в этих противоположностях и их переплетении картину столь же необычной роскоши, излишества, сколь и картину нищеты и общего обоим физического и нравственного вырождения.


11. Современные теории общественного развития

Теория «технической цивилизации» — автор американский экономист Дж. Гэлбрейт

Техническая цивилизация обладает независимостью от человека и общества, имеет способность к саморазвитию и прогрессу при условии перехода власти в руки технократов, обладающих высоким уровнем научно-технических знаний и на основе этого компетентно управляющих общественными процессами. Духовная культура, воздействие человека на социальную, биологическую и природную среду обитания игнорируются.

Теория конвергенции - авторы Дж. Гэлбрейт и Питирим Сорокин

В ходе наращивания производственно-технического потенциала происходит уничтожение наиболее острых классовых противоречий. Это означает, что произойдет мирное врастание в капитализм всех остальных экономических укладов, а трудящиеся будут вовлечены в капиталистическую деятельность через акционирование и другие организационно-правовые формы бизнеса.

Теория «экзистенциализма» — авторы французский писатель Жан-Поль Сартр и русский философ Николай Бердяев

Человек формирует себя каждым своим деянием; свободный человек несет ответственность за все, что совершил. Дальнейшее существование и развитие общества зависит от самосовершенствования человека и постоянного поиска путей совершенствования общества.

Тестовый контроль

Время выполнения тестовых заданий - до 15 минут.

Тест 1

1. Сторонники технократизма считают, что решающим фактором общественного развития выступает...

а) духовная культура;

б) производственная технология;

в) рыночные отношения.

2. Миф - это...

а) просто вымышленный рассказ о богах и героях;

б) рассказ об отдельных проявлениях мироздания;

в) ранняя форма понимания природных и общественных действий.

3. Общественные науки так же, как и естественные...

а) широко используют в познании мира метод эксперимента;

б) нацелены на добывание объективной истины;

в) развиваются преимущественно в крупных научных центрах;

г) базируются на единой общепринятой теории.

4. Роль народа в истории трактуется так:

а) народ консервативен, его страшат любые перемены;

б) народ как субъект исторического процесса стремится к совершенствованию общественных отношений;

в) народ - это прежде всего трудящиеся, которые живут преимущественно интересами экономики.

5. Социалисты-утописты изображали общественный строй, в котором...

а) царят гармония и общность интересов всех граждан;

б) есть эксплуатация человека человеком;

в) правит сильная личность.

6. Аристотель считал главной опорой государства...

а) бедные слои населения;

б) средний класс;

в) самых богатых людей.

7. Понятие «сверхчеловек» ввел...

а) Ленин;

б) Платон;

в) Ф. Ницше;

г) Конфуций.

8. «Правильные» и «неправильные» формы правления были определены...

а) Платоном и Аристотелем;

б) Н. Макиавелли;

в) социалистами-утопистами.

9. Имя немецкого философа XIX в. - основоположника законов диалектики...

а) К. Маркс;

б) Г. Гегель;

в) И. Кант.

10. Теория, утверждающая, что в основе прогресса общества лежит прогресс техники, называется...

а) теория технократизма;

б) теория конвергенции;

в) утопическая теория.


Тест 2

1. То, что прогресс технический есть прогресс общества, считал (считали)...

а) Сартр;

б) Гэлбрейт;

в) Сорокин.

2. Марксистскому учению не соответствует характеристика:

а) народные массы являются движущей силой истории;

б) роль народных масс более всего проявляется в развитии производительных сил;

в) для народа характерны только нравственные связи, сознание духовного единства;

г) народ - это трудящиеся, создающие материальные ценности.

3. Понятие «социология» как научное изучение явлений общественной жизни введено...

а) О. Контом;

б) Марксом;

в) Гегелем;

г) П. Сорокиным.

4. Основная идея, положенная в основу утопического социализма, -это...

а) установление диктатуры пролетариата;

б) революция неизбежна;

в) идея равенства людей.

5. Платон считал, что главное в общественных отношениях, - это...

а) человек;

б) государство;

в) общество.

6. К. Маркс считал основным элементом производительных сил общества...

а) рабочую силу;

б) природные богатства;

в) предпринимательскую деятельность;

г) собственность на средства производства.

7. Определите основные черты философского мировоззрения.

а) эмоциональность, символизм;

б) опора на разум (рационализм), сомнение, универсализм;

в) догматизм, опора на авторитет.

8. Что означает понятие «карма» в древнеиндийской философии?

а) духовное начало бытия;

б) «закон жизни»: бесконечная цепь перерождений;

в) «закон возмездия»: закономерное воздаяние человеку за его прежнее поведение.

9. В чем выражена главная идея эпохи Просвещения?

а) разум человека - единственный источник познания мира;

б) убеждение, что изменить мир, его нравы, недостатки возможно лишь путем просвещения;

в) вера в безграничные возможности человека.

10. Произведение монаха, написанное в тюрьме, где были изложены идеи об идеальном государстве...

а) «Утопия»;

б) «Город Солнца»;

в) «Кодекс природы».


Тест 3

1. В основе изменений общественной жизни лежит...

а) техника;

б) ценности;

в) внутренняя свобода;

г) существуют разные теории и убеждения.

2. Философы-экзистенциалисты в центр внимания ставят...

а) проблемы государства;

б) проблемы сущности человека;

в) межгосударственные отношения.

3. Определяющим в жизни общества является...

а) жесткая зависимость действительности от экономических, биологических, технологических факторов;

б) полная свобода и внутренняя независимость личности;

в) оба ответа верны.

4. Метод социального познания в общественных науках...

а) эксперимент: он допустим, так как действуют объективные законы развития общества;

б) люди действуют под влиянием интересов, мотивов, настроений. Общественные науки неточные и эксперимент неуместен;

в) эксперимент допустим, но пользоваться им надо очень осторожно. Общие законы развития общества надо рассматривать через призму отношения человека к восприятию мира.

5. Русский социолог Сорокин считал, что любое общество можно оценить через категорию...

а) вера, надежда, любовь;

б) производительные силы и производственные отношения;

в) красота, добро, мир.

6. Понятие «Дао» - это...

а) эквивалент Бога;

б) свод законов и норм поведения человека на Востоке;

в) невидимый закон природы и общества, который управляет всем миром.

7. Древнеиндийская философия - это...

а) учение о вечном круговороте жизни;

б) учение о чудесных психологических и нравственных возможностях человека;

в) учение о возможностях Всевышнего.

8. Наиболее общие знания об обществе в целом дает...

а) политология;

б) философия;

в) география;

г) история.

9. Какая из перечисленных идей не соответствует воззрениям социапистов-утопистов?

а) капиталистическое общество противоречиво и негармонично;

б) на смену существующему обществу должен прийти справедливый общественный строй;

в) осуществить переход к новому обществу можно только путем социальной революции;

г) в новом обществе будет отсутствовать эксплуатация человека человеком.

10. Один из теоретиков общественной науки, считавший, что в основе политики и политического поведения лежат сила и выгода, - это...

а) Аристотель;

б) Н. Макиавелли;

в) К. Маркс;

г) О. Конт.


Критерии оценивания:

«5», если дано 9-10 правильных ответов;

«4», если дано 7-8 правильных ответов;

«3», если дано 5-6 правильных ответов;

«2», если дано 4 и менее правильных ответов.

Ответы:

Тест 1: 1 б, 2 в, 3 б, 4 б, 5 а, 6 б, 7 в, 8 а, 9 б, 10 а.

Тест 2: 1 б в, 2 в, 3 а, 4 в, 5 б, 6 а, 7 б, 8 в, 9 б, 10 а.

Тест 3: 1 г, 2 б, 3 в, 4 в, 5 в, 6 в, 7 а, 8 б, 9 в, 10 6.


Выскажите оценочное суждение

1. В основу трагедии Эсхила «Прометей прикованный» положен знаменитый миф о Прометее. Прометей предстает отважным борцом за счастье людей против произвола богов. Он похитил для людей огонь с Олимпа, научил их скотоводству, земледелию, арифметике и чтению, астрономии и медицине, строительному и горному делу, ремеслам и искусствам. Зевс приказал Гефесту, покровителю ремесел, приковать Прометея к скале за то, что тот дал людям знания. Прометей, мужественно перенося страдания, не только не раскаялся, но и бросил вызов всесильному Зевсу. В финале трагедии Эсхила погибшего Прометея оплакивают благодарные люди и природа.

• С каким библейским сюжетом перекликается миф о Прометее?

• С чем, по вашему мнению, связано появление в мифах посредников между богами и людьми - героев, титанов?

• Согласны ли вы с утверждением, что миф - это свидетельство «невежества» и страха человека перед силами природы?

(Осваивая окружающий мир, человек его постепенно познавал. Миф закрепляет правила поведения между людьми. Поступки и действия героев являются эталоном поведения.

Миф перекликается с библейским сказанием об изгнании Адама из рая за то, что Адам вкусил плод с древа познания, ведь именно знания являются великим даром Прометея.)

2. Плутарх приводит изречения Фалеса, одного из семи знаменитых античных мудрецов.

Что старше всего? - Бог, ибо он не рожден.

Что больше всего? - Пространство, ибо оно охватывает весь мир, в котором вмещаются все вещи.

Что прекраснее всего? - Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью.

Что мудрее всего? - Время: оно уже породило одно и породит другое.

Что обще нам? - Надежда: ее имеют и те, у кого нет ничего другого.

Что полезнее всего? - Добродетель, ибо благодаря ей все иное может найти себе применение и стать полезным.

Что самое вредное? - Порок, ибо в его присутствии портится почти все.

Что сильнее всего? - Необходимость, ибо она преодолима.

Что самое легкое? - То, что соответствует природе, ибо даже наслаждения часто утомляют.

Являются ли высказывания Фалеса философским типом мышления или это житейская мудрость?

(Ответы Фалеса рационально обоснованы и отличаются особым построением предложений.)

3. В 1516 г. появилось социально-философское сочинение Томаса Мора «Утопия», в котором дано описание идеального общества. Однако чаще всего в понятие «утопия» вкладывается негативный смысл - неосуществимая мечта, нечто надуманное, невозможное. Но до сих пор в научных трудах и религиозных учениях можно найти проекты лучшего устройства жизни.

Чем можно объяснить живучесть утопии и утопического сознания?

(Все эти проекты связаны с предвидением будущего, и как любые прогнозы они не могут быть свободны от ошибок и заблуждений.)

4. Один из героев романа Ф.М. Достоевского «Подросток» говорит: «Одна Россия живет не для себя, а для мысли; и согласись, мой друг, знаменательный факт, что вот уже почти столетие как Россия живет решительно не для себя, а для одной лишь Европы». Как вы понимаете эти слова?

5. Прочитайте высказывание К.Н. Леонтьева и определите, какие отношения существуют, по его мнению, между государством и человеком.

Человек в государстве есть в одно и то же время и механик, и колеса или винт, и продукт общественного организма.