Защита Отечества - РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

Група в ViberГрупа в Facebook

Обществознание 7 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Защита Отечества - РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

Цели и задачи: познакомить учащихся с характерными чертами воинской службы; сформировать представления о патриотическом долге гражданина РФ; объяснить его важность для развития общества и государства.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий армия, патриотизм, священный долг, гражданственность; узнать, почему защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина; познакомиться с основными видами внешних и внутренних угроз безопасности России; подвести учащихся к пониманию важности моральной и физической подготовки к службе в армии; метапредметные — 1) коммуникативные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование и развитие уважения к героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества, чувства гордости за воинскую историю России; осознание необходимости подготовки к выполнению воинского долга; воспитание патриотических чувств.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия новых знаний.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте отрывок из поэмы Роберта Рождественского «Реквием (Вечная слава героям...)» и ответьте на вопросы.

Пламя

ударило в небо! —

Ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала:

«Вставайте на помощь...»

Родина.

Славы

никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Просто был выбор у каждого: я

или

Родина.

Самое лучшее и дорогое —

Родина.

Горе твое — это наше горе,

Родина. Правда твоя — это наша правда,

Родина.

Слава твоя — это наша слава,

Родина.

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл этого стихотворения?

— Какое отношение оно имеет к теме наших уроков? (Ответы учеников.)

Тема уроков: «Защита Отечества».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

План уроков

1. Долг и обязанность.

2. В чем заключается военная служба.

3. Готовить себя к исполнению воинского долга.

III. Введение в новый материал

У каждого народа есть герои, которых никогда не забывают. Как звезды на небосклоне, освещают они исторический путь человечества, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству и народу.

Отечество — это земля отцов. Каждый отец передает свои знания, опыт сыновьям, в случае необходимости встает на защиту своей страны.

Задание: подберите синонимы к слову «Отечество». (Родная земля, отчизна, земля народа, край, где родился, Родина и др.)

(Проверка выполнения задания.)

Земля Русская собиралась веками. За ее целостность и безопасность заплатили своими жизнями миллионы людей. Они завещали беречь землю Русскую — нашу Родину.

«Есть такая профессия — Родину защищать», — говорил один из героев кинофильма «Офицеры». Что значит быть защитником? Как стать настоящим защитником? Почему защита Отечества названа в Основном законе нашей страны и долгом, и обязанностью? Как мы можем помочь своей Родине? Обсудим эти вопросы на наших уроках.

IV. Работа по теме уроков

1. Долг и обязанность

Задание: работая с материалом п. 1 § 4 учебника, графически отобразите значение выражения «защита Отечества».

(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует ответы на доске. Составляется логическая схема, которую ученики заносят в тетради.)

Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 31, 32 учебника и ответьте на вопросы.

— Какое страшное известие потрясло страну 22 июня 1941 г.?

— Как откликнулись на эту беду советские люди, в том числе и молодежь?

(Ответы учеников.)

— Послушайте песню «До свидания, мальчики!» поэта-фронтовика Булата Окуджавы и ответьте на вопросы.

Ах, война, что ж ты сделала подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли –

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом — солдат...

До свидания, мальчики! Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь, вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат,

и себя не щадите, и все-таки

постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты подлая сделала:

вместо свадеб — разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги — ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад...

До свидания, девочки! Девочки,

постарайтесь вернуться назад.

— Почему молодые люди поступали именно так, а не иначе?

— Как вы думаете, способна ли нынешняя молодежь повторить подвиг предков?

(Ответы учеников.)

Наша история демонстрирует множество примеров, когда патриотизм и чувство долга заставляли миллионы людей вставать на защиту Отечества.

Задание: изучите дополнительный материал и ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Евпатий Коловрат

Услышав о нашествии хана Батыя, воевода Евпатий Коловрат немедленно выступил из Чернигова с небольшой дружиной на помощь жителям Рязани. Но, приехав на место, он увидел землю рязанскую уже опустевшей и разоренной, людей убитыми, а церкви сожженными. Евпатий собрал уцелевших ратников (всего в его дружине теперь насчитывалось около 1700 человек) и пошел вслед за ордынцами. Настиг их в окрестностях Суздаля и вступил в бой с неприятелем. Несмотря на малую численность отряда, русским удалось смять арьергард ордынцев. Батыю пришлось бросить в бой лучшие части. Он также решил выставить против Евпатия своего шурина — богатыря Хостоврула. Окружив Евпатия, ордынцы попытались захватить его в плен. Хостоврул вступил с ним в бой. Русский богатырь рассек хвастливого завоевателя пополам до самого седла. В битве полегли лучшие воины Батыя.

Не сумев справиться с горсткой храбрецов в открытом бою и поражаясь огромным потерям в своей армии, Батый решил направить против Евпатия Коловрата и его дружины китайские камнеметные машины, которые применялись при штурме укреплений. Ордынцы открыли интенсивную стрельбу, и только тогда им удалось разрушить русский строй. Враги убили русского витязя, множество рязанских воинов погибло в неравном бою.

Монголы принесли Батыю мертвого Коловрата. Отдавая дань проявленному мужеству, Батый вернул тело Коловрата оставшимся в живых бойцам из его дружины, захваченным израненными в битве, и приказал отпустить героев, не причиняя им никакого вреда.

Иван Сусанин

После смерти Ивана Грозного началось в России время Великой смуты. Голод, нашествие поляков, самозванцы на русском престоле. Народ храбро отстаивал родную землю и свою государственность. Ополчению Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского удалось выбить поляков из Москвы и освободить Россию от интервентов. Было это осенью 1612 г. Однако поляки не оставили надежд посадить своего человека на русский престол. На Земском соборе новым царем был избран боярин Михаил Романов. Поляки решили разыскать будущего царя и уничтожить его.

Михаил Романов в это время находился в Домнине — имении своей матери. Село располагалось в труднопроходимой болотистой местности. В качестве проводников поляки использовали местных жителей — угрожая расправой, заставляли их указывать им дорогу. Одним из проводников стал Иван Сусанин. Он долго вел поляков через леса и завел в гиблое Юсуповское болото. Сусанин погубил и себя, и поляков. Он понимал, что, если Михаила Романова убьют, наступит на Руси новая смута. Ценой своей жизни он спас тысячи своих соотечественников.

Надежда Дурова

Девица-кавалерист, прототип Шурочки Азаровой из фильма «Гусарская баллада», Надежда Дурова была первой в русской армии женщиной, получившей офицерское звание. Сначала она примкнула к казачьим войскам, выдав себя за 14-летнего юношу. Затем перешла в уланский кавалерийский полк. С позволения императора Александра I она служила под именем Александра Андреевича Александрова. Дурова командовала полуэскадроном и при Бородине защищала Семеновские флеши, где была контужена ядром в ногу. К концу Отечественной войны 1812 г. она получила чин поручика, служила ординарцем у Кутузова, который, как и император, знал ее секрет. В 1816 г. подала в отставку.

Герои Великой Отечественной войны

На дальних подступах к Москве, в боях под Мценском, успешно действовал 34-й мотострелковый полк. Только за два дня боев в октябре 1941 г. полком было уничтожено 18 фашистских танков и бронемашин, 2 самолета, до двух батальонов пехоты. Артиллерист-красноармеец Сергей Белоус, будучи в разведке, обнаружил изготовившиеся к наступлению немецкие танки. Чтобы сорвать танковую атаку врага, он вызвал огонь нашей артиллерии на себя и лично гранатами подбил один танк. За свой подвиг Сергей Белоус был награжден орденом Ленина. В тех же жарких боях совершил подвиг связист-красноармеец Г. Прокопенко. При устранении повреждений на линии связи он был дважды ранен и потерял много крови. Обнаружив еще один обрыв, и не имея сил соединить концы проводов руками, он зажал их в зубах. Связь была восстановлена. Григорий Прокопенко зачислен навечно в списки своей части.

Сергей Солнечников

8 марта 2012 г., во время учений в Приамурском крае, 19-летний рядовой неудачно бросил гранату. Боеприпас попал в край бруствера и отлетел в сторону, где стояли другие солдаты. Майор Сергей Солнечников мгновенно осознал, что может произойти, оттолкнул растерявшегося солдата и накрыл собой гранату. Ценой своей жизни он спас нескольких солдат.

Вопросы к классу

— Что объединяет эти истории?

— Какие качества их герои проявили в критических ситуациях?

2. В чем заключается военная служба

Задание: работая с материалом п. 2 § 4 учебника, определите, что означает воинская обязанность гражданина Российской Федерации. Составьте план своего ответа.

План ответа

1. Гражданин должен встать на воинский учет в год достижения возраста 17 лет по месту жительства в военкомате.

2. Гражданин проходит обязательную подготовку к военной службе:

• на уроках узнает о войнах далекого и недавнего прошлого, о воинской славе предков, об организации обороны страны от внешней угрозы;

• по направлению военкомата школьник может получить ту или иную военно-учетную специальность;

• ходит на занятия по военно-прикладным видам спорта;

• проходит военную подготовку в суворовских, нахимовских, военно-музыкальных училищах, кадетских корпусах.

3. На военную службу призываются граждане Российской Федерации от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете.

4. Получив повестку из военкомата, гражданин обязан явиться на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии для отправки в воинскую часть для прохождения службы.

5. Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев.

6. Для военнослужащих установлены военная форма одежды и знаки различия.

7. Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, приводится к присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и знаменем воинской части. Он торжественно присягает на верность своему Отечеству — Российской Федерации, дает клятву соблюдать Конституцию РФ, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость, конституционный строй России, народ и Отечество.

8. Общие обязанности военнослужащих:

• быть верным военной присяге, беззаветно служить своему народу;

• дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

• совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

• быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: изучите и прокомментируйте предложенную схему.

(Проверка выполнения задания.)

Отличия военной службы по контракту от службы по призыву.

1. Добровольность поступления гражданина на военную службу.

2. Исполнение общих контрактных, должностных и специальных обязанностей.

3. Права, включая получение льгот, гарантий и компенсаций.

4. Подача заявления для службы по контракту.

Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 34, 35 учебника и ответьте на вопросы после него.

(Ответы учеников.)

3. Готовить себя к исполнению воинского долга

В 2010 г. была разработана Государственная программа вооружения до 2020 г. Ее основные цели — обеспечить Вооруженные силы новейшими средствами противовоздушной обороны, противотанковыми системами, баллистическими ракетами, новыми реактивными системами залпового огня, новейшими системами связи. В перспективе намечается перевооружение ядерных сил, авиации, строительство нового флота.

Россия имеет сильную армию, способную защитить себя и дать отпор любым попыткам покуситься на ее безопасность и территориальную целостность.

Задание: работая с предложенной схемой, приведите доказательства боеспособности Вооруженных сил России.

(Проверка выполнения задания.)

Проблемное задание. Работая в парах, обсудите и составьте словесный портрет человека:

1) способного быть защитником Отечества;

2) не способного быть защитником Отечества.

Работа первого ученика

Работа второго ученика

(Проверка выполнения задания.)

Творческое задание. Разделитесь на группы по 5—6 человек. Разработайте проект «Как готовить себя к выполнению воинского долга». Результаты работы представьте графически.

(Проверка выполнения задания.)

V. Рефлексия

Игра «Дерево творчества». Ученики прикрепляют на нарисованное дерево листья, цветки, плоды, символизирующие впечатление от прошедшего урока:

• плоды — отлично;

• цветок - хорошо;

• зеленый листик — удовлетворительно;

• желтый листик — неудовлетворительно.

VI. Подведение итогов уроков

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания. Выполните задания 1,2 и 6 рубрики «В классе и дома» на с. 38 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 4 учебника.

2. Выполнить одно из двух заданий на выбор:

• задание 4 рубрики «В классе и дома» на с. 38 учебника;

• подготовить эссе на тему «Защита Отечества — долг или священная обязанность?».








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.