Человек и природа - ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Обществознание 7 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Человек и природа - ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимосвязи человека, природы и общества.

Планируемые результаты: предметные: научиться исследовать и анализировать модели взаимоотношения человека с природой; определять сущностные характеристики изучаемых объектов; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления; осуществлять поиск и извлечение информации по заданной теме, используя адаптированные источники различного типа; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование умения анализировать собственные поступки с точки зрения экологической морали, гражданско-правовой позиции; умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: развивающего контроля.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Л. Н. Толстой говорил; «Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, — это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это — сознание единства со всем, скрываемое от нас временем».

Конечно, любить и оберегать намного труднее, чем использовать, но именно поэтому наша главная задача — взять под охрану основу нашего существования — уникальную природу нашей Родины и сберечь ее. Ведь мир живой природы так велик и прекрасен! Любить и оберегать его — значит любить и оберегать нашу Родину.

Если мы хотим и дальше жить на нашей замечательной планете, девизом нашей деятельности должны стать слова философа Норберта: «Мы столь радикально изменили среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя».

«Самый страшный зверь на Земле» — так гласит надпись на клетке при входе в один из западно-германских зоопарков. Когда заинтересованный посетитель прислонит свое лицо к массивным прутьям железной решетки и заглянет внутрь, он увидит самого себя, так как за решеткой установлено зеркало.

Вопрос к классу

— Справедлива ли эта надпись?

(Ответы учеников.)

Тема урока: «Человек и природа».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели урока.)

План урока

1. Проведение тематического тестирования.

2. Творческие задания.

3. Проблемные задания.

III. Работа по теме урока

1. Проведение тематического тестирования

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал главы III «Человек и природа». Выполните тестовые задания.

(Тестовые задания могут проводиться частично с устным комментированием ответов.)

1. Система правил и норм поведения, которые люди используют по отношению друг к другу и к обществу:

а) духовный мир;

б) ресурсы;

в) мораль.

2. То, что человек получает от своих родителей:

а) наследственность;

б) инстинкт;

в) экология.

3. Великое экологическое правило:

а) относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе;

б) нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать;

в) сорвал один цветок — потерял десять.

4. Наука об отношениях растительных и животных организмов между собой и со средой:

а) психология;

б) экология;

в) экономика.

5. К природным ресурсам относятся:

а) электростанции;

б) реки и озера;

в) леса;

г) заводы и фабрики;

д) почва.

6. Биологические потребности человека:

а) есть;

б) трудиться;

в) спать;

г) дышать;

д) общаться.

7. Причины загрязнения атмосферы:

а) извержение вулканов;

б) горы мусора;

в) отравление ядохимикатами;

г) сжигание топлива.

8. Наказания, которые устанавливает закон для тех, кто наносит вред природе:

а) штраф;

б) исключение из партии;

в) выдворение за пределы страны;

г) лишение свободы на срок от 2,5 года до 8лет;

д) возмещение нанесенного ущерба.

9. Установите соответствие между природными ресурсами и их видами.

Природный ресурс

Вид ресурса

1. Уголь, руды, газ, нефть

2. Почва

3. Мировой океан

4. Животный и растительный мир

5. Воздух и энергия ветра

6. Солнечная радиация

А. Неисчерпаемый

Б. Исчерпаемый

Заполните таблицу, записав выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

356

124

10. Установите соответствие между причинами загрязнения атмосферы и его источниками.

Источник загрязнения

Причина загрязнения

1. Топки паровозов

2. Извержения вулканов

3. Реактивные двигатели

4. Пыльные бури

А. Естественное

Б. Деятельность человека

Заполните таблицу, записав выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

24

13

11. Земная оболочка, охваченная жизнью:

а) литосфера;

б) ноосфера;

в) биосфера;

г) атмосфера.

12. Все созданное человеком, не существовавшее ранее в природе:

а) «вторая природа»;

б) «мир человека»;

в) «сфера разумной деятельности»;

г) окружающая среда.

13. Способ уменьшить давление на природу:

а) рост численности населения;

б) строительство промышленных предприятий;

в) освоение новых территории;

г) создание безотходных технологий.

14. Результатом освоения целины стало(а):

а) увеличение озоновой дыры в атмосфере;

б) глобальное потепление;

в) радиационное заражение почвы;

г) эрозия почвы.

15. Конституция Российской Федерации предусматривает:

а) право каждого на получение достоверной информации;

б) право на проживание в заповедных зонах;

в) право на получение помощи международных организаций в охране природы;

г) право на приобретение фильтров для воды.

16. Страны мира озабочены в первую очередь:

а) поведением членов организации «Гринпис»;

б) глобальным потеплением;

в) массовым туризмом в страны Азии;

г) миграцией животных.

17. Заполните таблицу.

Понятие

Определение

1. Заповедник

А.

2. Экологическое равновесие

Б.

3. Красная книга

В.

4. Биосфера

Г.

18. Выделению человека из животного мира способствовало появление:

а) моральных норм;

б) биологических законов;

в) математических правил;

г) физиологических особенностей.

19. Способно улучшить экологическую обстановку:

а) строительство новых городов;

б) создание заповедников;

в) строительство ГЭС;

г) освоение территорий Крайнего Севера.

20. Зона экологического бедствия:

а) целинные земли на юге Сибири;

б) территория Чернобыльской АЭС;

в) озеро Байкал;

г) лесотундра Крайнего Севера.

21. Согласно Конституции Российской Федерации граждане обязаны:

а) защищать и беречь природу;

б) содержать домашних животных;

в) выделять денежные средства на содержание заповедников;

г) создавать экологически чистые зоны.

22. Удачным мероприятием в области защиты природы можно назвать:

а) борьбу с браконьерством;

б) сбор урожая;

в) восстановление популяции зубров;

г) выведение новой породы домашних собак.

2. Творческие задания

1. Создайте плакаты, комиксы, синквейны, в которых будут отражены ключевые вопросы и проблемы изученной темы. Свою работу презентуйте наглядно.

2. Выберите для себя роль эколога, предпринимателя или поэта и с этих позиций представьте свое отношение к природе.

3. Проблемные задания

1. Проанализируйте последствия строительства химического комбината на берегу реки.

2. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание, а затем представит результаты своей работы.

Задание для первой группы: подберите аргументы в защиту позиции «Человек — царь природы».

Задание для второй группы: подберите аргументы в защиту позиции «Человек — звено в цепи эволюции».

Задание для третьей группы: выберите общее в двух противоположных точках зрения.

(Проводится мини-дискуссия.)

Правила проведения дискуссии:

• критикуй не оппонентов, а идеи;

• каждый имеет право высказывать свою точку зрения;

• обсуждению подлежат все позиции;

• обязательное подведение промежуточных и конечных результатов дискуссии.

3. Постройте иерархическую лестницу причин экологических кризисов по степени значимости.

4. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание, а затем представит результаты своей работы.

Внутри каждой группы выделяются подгруппы аналитиков и прагматиков, которые рассматривают данную проблему со своей точки зрения.

Задание для первой группы: исследуйте одну из составляющих проблемы загрязнения окружающей среды — увеличение количества мусора и бытовых отходов.

Задание для второй группы: исследуйте одну из составляющих последствий загрязнения окружающей среды — парниковый эффект.

Задание для третьей группы: исследуйте одну из составляющих проблемы загрязнения окружающей среды — состояние и количество пресной воды.

Презентация работы первой группы

Аналитики. Мусор — проблема XXI в. Деятельность человека способствует возникновению огромной массы различного мусора. Ежегодно увеличивается объем вывозимых на свалки отходов, что ухудшает экологическую обстановку, особенно в крупных городах.

Население, живущее близ мусорных свалок, страдает от вредных насекомых и грызунов, таких, как тараканы и крысы.

Вывоз отходов становится все более дорогой процедурой, что связано с недостатком места для мусорных свалок.

Крупные города производят огромное количество отходов (например, в Москве их ежедневное количество равно 10 т).

Мировой океан становится местом сброса нефтепродуктов и жидких отходов — море превращается в громадную загрязненную экосистему.

Прагматики. Каждому из нас необходимо производить меньше мусора:

• не берите лишние пакеты в магазине, если собираетесь их выбрасывать;

• не покупайте больше, чем может понадобиться;

• не спешите выбрасывать старые вещи;

• при покупке товаров обращайте внимание на знак экологической безопасности на упаковке.

Необходимо ввести на предприятиях по переработке мусора новые технологии по переработке материалов (например, пластиковых бутылок и пакетов); открывать пункты приема вторичного сырья; повысить экологическую культуру населения.

Презентация работы второй группы

Аналитики. Парниковый эффект — повышение температуры планеты в результате выделения тепловой энергии. Изменения климата связаны со сжиганием ископаемого топлива (нефть, газ, уголь), а также с уничтожением лесов — естественных поглотителей углекислого газа из атмосферы.

Накопление в атмосфере углекислого газа приводит к глобальному изменению климата — потеплению. Его последствия: таяние ледников, повышение уровня моря — могут привести к затоплению земли.

Прагматики. Человек в силах смягчить климатические изменения. Необходимо ограничить потребление ископаемого природного топлива (уголь, нефть, газ). Надо внедрить меры по энергосбережению, осваивать экологически чистые технологии, восстанавливать леса, предотвращать лесные пожары, более широко использовать возобновляемые источники энергии (ветер, солнечная энергия).

Презентация работы третьей группы

Аналитики. В процессе гниения и разрушения мусора формируются канцерогены. Попадая в водные объекты, они делают воду непригодной для питья.

Многочисленные заводы и фабрики сливают отходы в реки и озера. Вредные вещества (дымы фабрик, выхлопные газы) попадают в атмосферу и возвращаются в виде кислотных дождей, что губительно сказывается на экологии.

В XX в. население Земли выросло в 3 раза, потребление воды — в 13 раз, пресной воды стало не хватать.

Прагматики. Необходимо понизить расход пресной воды. Одна из мер по восстановлению запасов пресной воды — опреснение морской или соленой воды из подземных источников. Кроме того, возможна конденсация воды из атмосферы (переход из газообразного (парообразного) в жидкое состояние).

5. Работая в группах, объясните смысл каждого из принципов, которые, по мнению американского ученого Барри Нортона, люди должны учитывать в своей деятельности, и ответьте на вопрос.

Принципы Б. Нортона:

1) все связано со всем;

2) природа знает лучше;

3) все должно куда-то деться;

4) за все надо платить (ничего не дается даром).

Вопрос к классу

— Как вы можете использовать эти принципы в своей повседневной жизни?

(Ответы учеников.)

IV. Рефлексия

Учащиеся прикрепляют фигурки (стикеры) на изображение горы, образно выражая свое отношение к прошедшему уроку. Вершина — урок прошел хорошо, подножие — неудачный урок и т. п.