Воздействие человека на природу - ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Група в ViberГрупа в Facebook

Обществознание 7 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Воздействие человека на природу - ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Цели и задачи: познакомить учащихся с экологическими правилами; исследовать противоречивость воздействия человека на природную среду; дать представление о естественной основе жизнедеятельности человека; воспитать стремление бережно относиться к природе, потребность соблюдать нормы экологического поведения.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий экология, природа, вторая природа, биосфера, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, техногенные аварии; осмысливать необходимость бережного отношения к природной среде; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: формирование правил экологического поведения, умения нести ответственность за свои решения, анализировать свои поступки; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Человек, имеющий участок земли, покрытый кучами мусора, решил его продать. Купивший эту землю очистил ее от мусора и нашел на том месте родник с чистейшей водой. Он посадил виноград и гранатовые деревья, разбил грядки под ароматические растения. По периметру участка новый хозяин установил ажурную изгородь, а в углах — небольшие каменные беседки для отдыха. Прохожие не могли на это налюбоваться.

Прежний владелец, видя, во что превратилась бывшая пустошь, воскликнул:

— Горе мне! Такое место я продал! Такой благодати я лишился!

Вопросы к классу

— О чем эта притча?

— Какие уроки из нее можно извлечь?

(Ответы учеников.)

Тема урока: «Воздействие человека на природу».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели урока.)

План урока

1. «Вторая природа».

2. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?

3. Загрязнение атмосферы.

4. Загрязнение воды и почвы.

III. Введение в новый материал

Природа — наша среда обитания. Задумываемся ли мы над тем, какую роль играет она в жизни людей? Как должен относиться человек к естественной среде своего обитания? Давайте поговорим об этом на нашем уроке.

Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 128 учебника и ответьте на вопросы после него.

IV. Работа по теме урока

1. «Вторая природа»

Человек, природа и общество тесно связаны. Вначале существовал только природный мир, человек появился значительно позже, и в последнюю очередь возникло общество.

Задание: изучите схему и прокомментируйте ее. (Демонстрируется схема.)

(Проверка выполнения задания.)

Проблемное задание. Разделитесь на две группы. Каждая группа получит индивидуальное задание, а затем представит результаты своей работы.

Задание для первой группы: работая с п. 1 § 15 учебника и различными информационными источниками, обсудите результаты положительного воздействия человека на природу.

Задание для второй группы: работая с п. 1 § 15 учебника и различными информационными источниками, обсудите результаты отрицательного воздействия человека на природу.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: прочитайте фрагмент статьи российского ученого и общественного деятеля Д. С. Лихачева и ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Пахарь укладывал борозду к борозде — как причесывал, как укладывал волосок к волоску. Так кладется в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди — жердь к жерди, а сами выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги — как стадо, вышедшее на водопой.

Поэтому отношения природы и человека — это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры — плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием — сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие. Казалось бы, оно должно было оставлять обе части равными, проходить где-то посередине. Но нет, равновесие всюду свое и всюду на какой-то своей, особой основе, со своею осью...

Пейзаж России на всем ее богатырском пространстве как бы пульсирует, он то разряжается и становится более природным, то сгущается в деревнях, погостах и городах, становится более человеческим.

Вопросы к классу

— Какие черты мира природы и мира человека сходны между собой?

— Почему человеческая культура не может существовать в отрыве от природы?

— Какое нравственное правило должно быть главным в отношениях человека с природой? Свой ответ объясните.

(Ответы учеников.)

Все живое на земле связано крепчайшими узами природного родства, тесно взаимодействует друг с другом. Какого мнения придерживаются ученые, вы узнаете на уроках биологии. А что по этому поводу думают писатели-фантасты?

Задание: прочитайте краткий пересказ произведения писателя-фантаста Рэя Брэдбери «И грянул гром» и ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Экельс, охотник-любитель, за большие деньги отправляется на сафари в мезозойскую эру. В контракте оговорено, что убить можно только то животное, которое должно и без этого вот-вот погибнуть (например, убитое сломавшимся деревом), а возвращаясь, необходимо уничтожить все следы своего пребывания (в том числе вытащить из тела животного пули), чтобы не внести изменения в будущее. Люди находятся на антигравитационной тропе, чтобы случайно не задеть даже травинку, поскольку это может привести к непредсказуемым историческим потрясениям.

Руководитель сафари Тревис предупредил: «Раздавите ногой мышь — это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей Земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека — смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах. Европа навсегда останется глухим лесом, только в Азии расцветет пышная жизнь. Наступите на мышь — и вы сокрушите пирамиды. Наступите на мышь — и вы оставите на Вечности вмятину величиной с Большой каньон».

Во время охоты Экельс, увидев тираннозавра, впадает в панику и сходит с тропы. После возвращения в свое время охотники неожиданно обнаруживают, что их мир изменился — иная орфография языка, у власти вместо президента-либерала диктатор.

Дома, счищая грязь с ботинок, Экельс замечает мертвую бабочку. Он, сойдя с тропы, случайно ее раздавил. Это привело к необратимым последствиям. Звенья в истории времени нарушились.

Увы, вернуть было уже ничего нельзя. Экельс лежал неподвижно в ожидании исполнения справедливого приговора. И грянул гром выстрела.

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл рассказа?

— О чем он заставил вас задуматься?

— Чему научил?

(Ответы учеников.)

2. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?

На определенном этапе развития природы появился человек. Как же складывались отношения между человеком и природой?

Долгое время воздействие человека на природу практически не имело для нее никаких негативных последствий. Естественная гармония природы вызывала у людей восхищение и желание ей подражать. Идеалом считалась жизнь в согласии с окружающей средой, и одна из главных задач виделась в постижении законов природы. Слаборазвитые материальные силы общества не позволяли относиться к природе как к цели преобразовательной деятельности.

Резкое изменение взаимоотношений общества и природы произошло в Новое время. В этот период бурно развиваются естественные науки, усложняется экспериментальная деятельность человека. Важнейшей задачей науки становится не только познание тайн и законов природы, но и установление над ней господства. Наиболее ярко подобное отношение к природе выражено в знаменитой формуле советских времен: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача».

С переходом к машинному производству человечество получило такие средства воздействия на природу, которые в дальнейшем привели к острым экологическим проблемам.

Термин «экология» впервые употребил немецкий биолог Э. Геккель. Экология — это наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой. Ее название образовано от греческого слова «ойкос», которое означает «дом», «жилище», «место пребывания». Природа ведь и есть дом, в котором мы живем. Мы должны беречь его и уважать всех, кто в нем живет.

Вопрос к классу

— Как выстраивает свои отношения с природой человек?

(Ответы учеников.)

Проблемное задание. Работая в группах, обсудите различные модели взаимодействия человека с природой и ответьте на вопросы.

Рабочий материал

1. «Природа — мастерская». Человек должен действовать по своему желанию и усмотрению, преобразуя природную среду так, как он считает необходимым и разумным.

2. «Природа — источник наслаждения для человека». Человек пользуется дарами природы. Например, можно приехать в лес на машине, послушать птиц, срубить дерево для разведения костра, приготовить на костре пищу.

3. «Природа — храм». Человек должен боготворить природу, любоваться ею. Ему не следует ничего менять и воздействовать на окружающую среду.

4. «Природа — прародительница всего живого, мать всех живущих на Земле существ». Человек бережно относится к природной среде обитания. Реализовывая свои цели, он должен не вредить природе.

5. «Природа — злая стихия, с которой человек вступает в борьбу». Человек является царем и венцом природы, поэтому должен покорить ее.

6. «Природа — образец для человека». Человеку следует отказаться от всех технических достижений и вернуться в лоно природы, вести естественный образ жизни.

Вопросы к классу

— К каким последствиям может привести воздействие человека на природную среду? Приведите положительные и отрицательные примеры.

— Какая из моделей представляется вам наиболее справедливой? Свое мнение обоснуйте.

— В чем вы видите парадокс взаимоотношений человека, природы и общества?

(Ответы учеников.)

Парадокс взаимоотношений человека, природы и общества заключается в следующем.

1. Человеку для выживания природа необходима, а природе для нормального функционирования человек не нужен.

2. Природа истребляется все изощреннее, по мере того как человек становится все более просвещенным.

3. Одновременно с уничтожением природы человек стал больше истреблять себе подобных.

В настоящее время конфликт между обществом и природой разрастается до масштабов необъявленной войны, а все случаи столкновения между ними выглядят как сводки с места боев.

Задание: работая с п. 2 § 15 учебника и различными информационными источниками, предложите несколько способов соблюдения великого экологического правила. (Чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы. Надо учитывать, что многие природные ресурсы невосполнимы, поэтому необходимо изобретать их заменители.)

Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 128 учебника, дополнительный материал и ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории В. И. Вернадского о ноосфере — взаимодействии природы и общества, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, неразрывностью окружающей среды и человека. Человечество само по себе есть природное явление, и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мыслей.

Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух, т. е. эволюция видов превратилась в геологический процесс. Вернадский писал: «Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы».

Необходимо иметь в виду, что задача созидания ноосферы — это задача сегодняшнего дня. Ее решение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира.

Вопросы к классу

— Почему В. И. Вернадский задумался о влиянии человека на биосферу?

— Что осознал ученый?

— Что может сделать человечество для сохранения биосферы?

(Ответы учеников.)

3. Загрязнение атмосферы

Задание: работая с п. 3 § 15 учебника и различными информационными источниками, выполните задания и ответьте на вопрос.

1. Приведите примеры загрязнения атмосферы.

2. Исследуйте причины загрязнения атмосферы.

Вопрос к классу

— Чем опасно загрязнение атмосферы?

(Проверка выполнения задания.)

Предлагаю совершить виртуальную экскурсию в мир атмосферы с помощью мультимедийной презентации.

Проблемное задание. Используя рабочий материал, определите степень опасности данной экологической проблемы и предложите пути ее решения.

Рабочий материал

Слайд 1. Наличие атмосферы — одно из главных условий существования жизни на Земле. Наша планета окружена атмосферой — воздушной оболочкой, простирающейся от поверхности Земли более чем на 1,5 тыс. км.

Слайд 2. Воздух представляет собой многокомпонентный газовый «коктейль», который помимо основных составляющих — азота и кислорода, включает аргон, углекислый газ, водяные пары, мельчайшие твердые частицы (пыль), капельки воды, а также незначительные примеси многих других веществ. Важнейшей частью воздуха является кислород, необходимый для дыхания.

Слайд 3. Основным источником пирогенного загрязнения являются тепловые электростанции, металлургические и химические предприятия, котельные установки, потребляющие более 70% ежегодно добываемого твердого и жидкого топлива.

Слайд 4. Хозяйственная деятельность человечества в течение последнего столетия привела к серьезному загрязнению нашей планеты разнообразными отходами производства. Воздушный бассейн, воды и почва в районах крупных промышленных центров часто содержат токсичные вещества, концентрация которых превышает предельно допустимую.

Слайд 5. Изменения в составе атмосферы могут происходить под влиянием природных катастроф (например, извержения вулканов). Но наибольшее воздействие на состав атмосферы оказывает хозяйственная деятельность человека: большинство современных технологических процессов, работа транспорта связаны с потреблением кислорода и выбросом пыли, газа, живой и неживой органики, электромагнитным излучением.

Слайд 6. Воздух большого города сильно отличается от чистого лесного воздуха. Причина этого — выбросы автотранспорта, котельных и промышленных предприятий.

Слайд 7. Высокая стоимость очистных сооружений и других средств охраны природы, достигающая иногда трети капиталовложений, вынуждает хозяйственников и администраторов экономить при строительстве новых производств. Издержки рыночной экономики, связанные с погоней за прибылью, ведут к углублению экологического кризиса.

Слайд 8. Однако основная часть потока загрязнений, поступающих в атмосферу, гидросферу и литосферу Земли, обусловлена не стремлением получить максимальную прибыль и не злым умыслом хозяйственников, а объективно существующими научно-техническими трудностями.

Слайд 9. В наше время люди, принимающие ответственные технические решения и не владеющие при этом основами естественных наук, становятся социально опасными. Многие из уже произошедших и, вероятно, будущих катастроф связаны с малограмотностью технических руководителей и исполнителей. Яркий пример - катастрофа, произошедшая в 1989 г. под Уфой. На продуктопроводе, перекачивающем с северных месторождений так называемую широкую фракцию легких углеводородов, произошла утечка. Взрыв облака легких углеводородов привел к аварии на близлежащей железной дороге во время прохождения двух встречных поездов. Погибло более 600 человек. Проектирование, монтаж и эксплуатация продуктопровода требовали особых знаний, которых у руководства стройки оказалось недостаточно.

Слайд 10. Для сохранения природы необходимо, чтобы каждый человек, соприкасающийся с промышленным или сельскохозяйственным производством, с бытовыми химическими веществами, был не только экологически грамотен, но и осознавал свою ответственность за действия, которые причиняют природе явный вред. К сожалению, нередко можно видеть, как шофер ставит свой автомобиль в чистый ручей для мытья, как матрос выливает за борт ведро солярки, как рабочие в автохозяйствах сжигают старые покрышки, как сельские механизаторы равнодушно взирают на кучу рваных мешков с удобрениями, валяющихся среди поля.

Слайд 11. Экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от каждой конкретной личности, т. е. от нас с вами. Главную роль в решении этой задачи играет экологическое просвещение всех слоев и всех возрастных категорий общества. Общая цель национального и международного природоохранного законодательства достаточно ясна: ни отдельному человеку, ни государству в целом не должно быть выгодно загрязнять планету сверх заранее согласованной международным сообществом меры, и каждый случай сверхнормативного загрязнения должен преследоваться по закону. Мы должны привыкнуть к тому, что охрана Земли от загрязнений — дело дорогое, и, планируя бюджет — государственный, общественный или личный, — предусматривать немалые расходы на экологические нужды.

(Проверка выполнения задания.)

4. Загрязнение воды и почвы

— Послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Стон Земли».

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала...

Плоть моя покрыта

Рубцами ран — живого места нет

Терзает сталь мое земное тело

И яды травят воды чистых рек,

Все то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек.

Мне не нужны ракеты и снаряды

А ведь на них идет моя руда!

А что мне стоит только штат Невада

Его подземных взрывов череда!

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю

И, сотрясая твердь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю

И не случайно грозные вулканы

Выплескивают с лавой боль Земли...

Очнитесь, люди!

Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!

Вопрос к классу

— О каких проблемах говорится в стихотворении?

(Ответы учеников.)

Задание: работая с абз. 1—3 п. 4 § 15 учебника и различными информационными источниками, графически отобразите, как происходит загрязнение воды и почвы.

(Составляется логическая схема.)

(Проверка выполнения задания.)

Почва — верхний слой литосферы, обладающий особым свойством — плодородием. Она является результатом преобразования поверхностных слоев литосферы, происходящих под совместным воздействием воды, воздуха и живых организмов.

В результате неразумной хозяйственной деятельности человека уничтожается плодородный слой почвы, она загрязняется, и изменяется ее состав.

Проблемное задание. Используя рабочий материал и текст п. 4 §15 учебника, определите степень опасности данной экологической проблемы и ответьте на вопросы.

Рабочий материал

Из-за ветровой и водной эрозии, засоления и других подобных причин в мире ежегодно теряется 5-7 млн га пашен. Только ускоренная эрозия почв за последнее столетие повлекла за собой потерю 2 млрд га плодородных земель.

Кроме промышленности и сельского хозяйства, источниками загрязнения почвы являются:

• жилые дома;

• коммунально-бытовые предприятия;

• бытовой мусор;

• пищевые отходы;

• строительный мусор;

• пришедшие в негодность предметы домашнего обихода;

• мусор, выбрасываемый общественными учреждениями: больницами, школами, магазинами.

Вопросы к классу

— Как эти загрязнения могут сказаться на человеке?

— Каковы пути решения данной экологической проблемы?

(Проверка выполнения задания.)

Загрязнение почв не только уничтожает плодородной слой и меняет его состав. Вредные вещества могут попасть в ткани живых организмов, в результате чего происходит развитие различных болезней.

Проблемное задание. Используя рабочий материал и различные информационные источники, определите степень опасности данной экологической проблемы и ответьте на вопросы.

Рабочий материал

Вода — самое распространенное неорганическое соединение на Земле. Она является основой всех жизненных процессов, источником кислорода в главном энергетическом процессе на Земле — фотосинтезе. Потеря живыми организмами 10—20% воды приводит к их гибели.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) после проведенных замеров во многих водоемах установила, что в воде содержится 13 тыс. токсичных элементов, которые пагубно воздействуют на флору и фауну водной среды, несут угрозу здоровью человека.

За последние десятилетия исчезло более 1 тыс. видов морских животных, резко сократились запасы ценных промысловых рыб, ракообразных и моллюсков. Кроме того, загрязненная вода оказывает очень сильное мутационное действие. Животные рождаются с патологическими изменениями тканей и органов.

Вопросы к классу

— Какую роль играет вода в жизни человека?

— К чему может привести загрязнение вод? Составьте рассказ об этом.

(Проверка выполнения задания.)

Меры по охране вод:

• сбережение и более эффективное использование;

• очистка сточных вод;

• создание водоохранных зон;

• посадка в прибрежной полосе рек древесно-кустарниковой растительности;

• применение современных технологических процессов, водооборотных циклов;

• разработка новых производственных процессов и оборудования, обеспечивающих максимальную утилизацию и обеззараживание промышленных отходов.

V. Рефлексия

Игра «Светофор». Учащиеся выражают свое мнение о прошедшем уроке, поднимая карточки: зеленая — побольше таких уроков, поучительно; желтая — понравилось, но не все; красная — не понравилось, скучно.

VI. Подведение итогов урока

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

1. Выполните задания 1—5 рубрики «Проверим себя» нас. 131 учебника.

2. Объясните, как вы понимаете высказывание индейского вождя.

«...Земля не принадлежит человеку: человек принадлежит земле... все вещи взаимосвязаны, подобно крови, объединяющей одну семью... Человек не сплетает ткань жизни, он всего лишь прядь в ней. Все, что он причиняет этой ткани, он причиняет самому себе».

3. Допишите предложение.

Чтобы сохранить растительный и животный мир на планете, необходимо ________________ .

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 15 учебника.

2. Выполнить одно из трех заданий на выбор:

• подготовить сообщение об экологическом состоянии вашего дома, двора, улицы и определить основные источники их загрязнения;

• подготовить сообщение об исчезнувших видах животных и птиц;

• подготовить сообщение на тему «Учение о биосфере».








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.