Экономика семьи - ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Група в ViberГрупа в Facebook

Обществознание 7 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Экономика семьи - ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Цели и задачи: познакомить учащихся с семейным хозяйством — доходами и расходами семьи, ее имуществом.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий доход семьи (фиксированный и переменный), семейный бюджет, домашнее хозяйство, имущество', характеризовать источники и виды доходов; выявлять статьи расходов; объяснять сущность семейного бюджета; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Хозяин, отправляясь в дальнее путешествие, отдал своим рабам определенное количество серебра. Вернувшись из поездки, он потребовал у них отчета.

Первый раб принес в 2 раза больше серебра, чем получил от хозяина. Деньги он вложил в дело, и они принесли ему доход. Второй раб отдал деньги ростовщику и вернул их с процентами. Третий раб сохранил полученное серебро, не преумножив его. Первые два раба получили награду, а третьего раба наказали.

Вопросы к классу

— О чем эта притча?

— Какие уроки из нее можно извлечь?

(Ответы учеников.)

Точно такую же картину можно наблюдать и в нашей жизни: мы имеем ровно столько, скольким мы в состоянии управлять. Если, например, доход человека составляет 10 тыс. р., то это говорит о том, что он умеет управлять только этой суммой.

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.

1. Деньги — это:

а) банкноты, монеты, чеки;

б) все, что люди принимают в качестве средства платежа;

в) все, что зафиксировано Центральным банком в качестве средства платежа;

г) банкноты, чеки, дивиденды.

2. Месячный проездной билет, кредитная карта, дисконтная карта — это _________ (средства платежа).

3. Том Сойер, герой книги Марка Твена, должен был по приказу тети Полли покрасить забор. Он очень не хотел работать и поэтому сумел представить своим приятелям это дело как уникальное развлечение, за которое каждых из них заплатил Тому. «К полудню Том из жалкого бедняка, каким он был утром, превратился в богача, буквально утопающего в роскоши... У него оказалось двенадцать алебастровых шариков, обломок гуделки, осколок синей бутылки... пушка, сделанная из катушки для ниток...» Можно ли считать полученные Томом предметы деньгами? Приведите два аргумента, подтверждающих ваше мнение.

4. Укажите, какую функцию выполняют деньги в следующих случаях:

а) человек получает пенсию;

б) мастер говорит клиенту: «За ремонт вашей обуви вам придется заплатить 250 р.»;

в) служащий получил зарплату и отложил 1000 р., чтобы весной купить сыну велосипед.

5. Объясните купцу, выгодна ли ему денежная реформа Екатерины II, которая в 1769 г. для ускорения развития торговли ввела в обращение бумажные деньги, которые можно было свободно обменивать на медные монеты. Купец отправляется на Макарьев- скую ярмарку, чтобы купить зерна на 20 тыс. серебряных рублей. 1 р. серебром равен 4 р. медным, 100 р. медных весили приблизительно 6 пудов (1 пуд — 16,38 кг).

6. Чешский путешественник Милослав Стингл, побывавший в 1970—1980 гг. на Соломоновых островах, написал о ходящих там деньгах.

«Деньги из раковин способствовали даже расширению плантаций на Соломоновых островах. К белому человеку, расплачивающемуся подобной монетой, островитяне шли охотнее, так как они приходили на плантации главным образом для того, чтобы заработать на жену, которую можно было купить только за деньги из раковин. Кроме жен, они могут приобрести свинину для юбилейных торжеств. Таким образом, деньги совершают постоянный оборот.

А так как они не обесцениваются, то островитяне повсеместно держат их дома, укладывая кучками в своих хижинах. Общественное положение на островах лагуны Ланга-Ланга определяется тем, сколько у человека накоплено раковинных денег.

Деньги из раковин отличает еще одна особенность. Это табу. Юноши до испытания на зрелость не имеют права их касаться».

— О каких функциях денег говорится в приведенном фрагменте?

— Почему островитяне запрещают юношам, не прошедшим испытание на зрелость, касаться денег?

7. Римский император Веспасиан, вводя налог на общественные уборные, сказал: «Деньги не пахнут».

— Каков смысл этой фразы?

— Как вы относитесь к данному высказыванию? Свой ответ поясните.

(Проверка выполнения заданий.)

Тема урока: «Экономика семьи».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели урока.)

План урока

1. Имущество и доходы семьи.

2. Что такое семейный бюджет.

3. На что расходуются деньги.

III. Введение в новый материал

Спорят два школьника. Один говорит, что планирование семейного бюджета его не касается и не интересует. Пусть этим занимаются родители. Его товарищ считает, что подростки должны быть в курсе доходов и расходов семьи.

Вопросы к классу

— Кто из них прав?

— Надо ли составлять семейный бюджет?

— Кто этим должен заниматься?

Возможно, прося родителей приобрести какую-то понравившуюся вещь, вы слышали от них: «В этом месяце мы не можем ее купить». Из чего складывается экономика семьи? Почему необходимо планировать семейный бюджет? Какие расходы являются приоритетными? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Имущество и доходы семьи

Задание: ответьте на вопрос, приведенный в рубрике «Обсудим вместе» на с. 112 учебника.

(Ответы учеников.)

Задание: работая с п. 1 § 14 учебника, графически отобразите, как связаны между собой экономика и семья.

(Составляется логическая схема, которую ученики заносят в тетради.)

— Из чего состоит хозяйство семьи? Какие ассоциации у вас возникают?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые. Затем составляется логическая схема.)

Задание: работая с материалом п. 1 § 14 учебника, графически отобразите источники доходов семьи.

(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует ответы на доске. Затем составляется логическая схема, которую ученики заносят в тетради.)

Задание: работая с материалом на с. 113, 115 учебника, заполните таблицу «Виды доходов семьи».

Виды доходов семьи

Вид дохода

Характеристика

Фиксированный

Установленные, не зависящие от качества труда выплаты: денежные оклады, стипендии, пенсии

Переменный

Увеличение или уменьшение дохода в зависимости от изменении количества и качества труда членов семьи, успешности коммерческой деятельности своего предприятия, а также банка или компании, в которые вложены сбережения семьи, и т. п.

(Проверка выполнения задания.)

Проблемное задание. Работая в группах, определите, как связаны между собой доходы, потребности и трудовая деятельность членов семьи.

(Проверка выполнения задания.)

2. Что такое семейный бюджет

Тысяче разводящихся пар социологи задавали вопрос: «Какой черты нет у вашего супруга? супруги?» Почти треть молодых людей ответили единодушно: «Хозяйственности...»

Под этим словом они подразумевали не только умение хорошо готовить или поддерживать порядок в доме, но и способность разумно распоряжаться семейным бюджетом, планировать основные траты.

Финансовое благополучие складывается не только из величины доходов. В некоторых семьях доход довольно высокий, но денег постоянно не хватает. Почему так происходит? Люди не знакомы с понятием семейного бюджета, не способны его планировать. Тратить деньги без раздумий может каждый, а правильно распределять свои расходы и доходы нужно учиться.

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание, а затем представит результаты своей работы.

Задание для первой группы: работая с п. 2 § 14 учебника и различными информационными источниками, объясните значение понятий бюджет, семейный бюджет, личный бюджет.

Задание для второй группы: работая с п. 2 § 14 учебника и различными информационными источниками, объясните, почему необходимо составлять личный бюджет.

Задание для третьей группы: работая с п. 2 § 14 учебника и различными информационными источниками, объясните, почему необходимо составлять семейный бюджет.

(Проверка выполнения задания.)

Творческое задание. Разделитесь на несколько групп и инсценируйте ситуации — что происходит, когда семьи и отдельные люди не заботятся о своем бюджете, к каким последствиям это приводит.

(Проверка выполнения задания.)

3. На что расходуются деньги

Бережливость, экономность — это разумная трата не только денежных средств, но и труда, времени, материалов, продуктов, здоровья. Домашняя экономика — это умение разобраться со своими потребностями и выбрать эффективные, оптимальные средства их удовлетворения.

В Толковом словаре В. Даля, эконом — это хороший хозяин, расчетливый и сберегающий все, что можно, домоправитель, правящий хозяйством, расходом денег и припасов.

К сожалению, многие семьи не задумываются об экономии. А ведь правильное, разумное ведение хозяйства может существенно повысить семейное благосостояние.

Семейный бюджет — это денежный план семьи. Он состоит из доходов и расходов.

Во многих странах существует обычай заводить хозяйственные книги. Известно, что первой самостоятельной покупкой гениального ученого-экспериментатора Марии Склодовской-Юори была тетрадь, на которой рукой талантливого физика было выведено: «Расчеты».

Японское телевидение в одной из популярных телепередач рекламировало изобретенный рачительной хозяйкой чудо-кошелек со множеством отделений с пометками: деньги на рыбу, на рис, электроэнергию, развлечения семьи и т. д.

Задание: работая с п. 3 § 14 учебника и различными информационными ресурсами, заполните таблицу «Расходы семьи».

Расходы семьи

Обязательные

Произвольные

Минимально необходимые затраты на:

• питание;

• одежду;

• оплату жилья и коммунальных услуг (электричество, газ, отопление, водоснабжение);

• транспорт;

• лекарства;

• оплату налогов и страховых взносов

Затраты, связанные с повышением количества и качества обязательных расходов, а также приобретение:

• товаров и услуг, облегчающих ведение домашнего хозяйства;

• личных транспортных средств (автомобиль, мотоцикл, вертолет, яхта и т. д.);

• средств ухода за собой и домашними животными;

• предметов роскоши;

• туристических путевок и т. д.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 117 учебника, ответьте на вопрос и выполните задания после него. (Проверка выполнения задания.)

Проблемное задание. Работая в парах, смоделируйте семейный бюджет на один месяц, используя следующую таблицу.

Приход

Расходы

Питание

Одежда и промтовары

Досуг

Коммунальные платежи

Транспортные

расходы

Другое








(Проверка выполнения задания.)

V. Рефлексия

Игра «Огонек общения». Учащиеся по очереди проговаривают, что было самым интересным на уроке. Затем по кругу передают символическое сердечко и говорят:

— Сегодня меня порадовало...

— Сегодня меня огорчило...

VI. Подведение итогов урока

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

1. Выполните задания 2, 4—8 рубрики «В классе и дома» на с. 118, 119 учебника.

2. Объясните, как вы понимаете высказывания.

«Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования» (М. Стине).

«Долги похожи на всякую другую западню: попасть в них весьма легко, но выбраться довольно трудно» (Б. Шоу).

3. Согласны ли вы с утверждением: «Уровень жизни зависит не столько от того, сколько получено, сколько от того, как расходуются средства»? Свое мнение аргументируйте.

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 14 учебника.

2. Выполнить одно из трех заданий на выбор:

• задание 1 рубрики «В классе и дома» на с. 118 учебника;

• задание 3 рубрики «В классе и дома» на с. 118 учебника;

• подготовить эссе на тему «Чего нельзя допускать при планировании семейного бюджета».








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.