Человек и общество - НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Обществознание 6 класс поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год

Человек и общество - НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ

Цели и задачи: повторить и обобщить знания учащихся по курсу «Обществознание» в 6 классе; сформулировать основные вопросы и проблемы; обсудить загадки человека.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД: предметные: применять освоенный понятийный аппарат; исследовать несложные реальные связи и зависимости; определять сущностные характеристики изучаемого объекта; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; метапредметные — 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; 3) познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнений и взглядов других людей; 4) личностные: формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: общеметодологической направленности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте притчу и ответьте на вопрос.

По дороге жизни брел странник. В пути он часто находил разные предметы и складывал их в заплечный мешок. Но очень редко из этих находок что-то доставал и использовал. С каждым днем ноша становилась все тяжелее. Странник начинал все больше уставать и даже спотыкаться, ему приходилось все чаще останавливаться и отдыхать.

Однажды он встретил мудреца.

— Что ты несешь с собой? А все ли нужно тебе в дороге? — спросил его мудрец. Простой вопрос заставил задуматься путника. У него вдруг пелена ушла с глаз. Он скинул ношу на землю, с трудом разогнул спину и почувствовал облегчение.

— Я думаю, тебе просто необходимо избавиться от лишнего, — сказал мудрец. Странник начал вытаскивать разные тряпки, клубки, куски железок. Среди всего этого были нитки, нож, спички.

— Посмотри на эти вещи и реши для себя, что тебе действительно необходимо в дороге. Остальное выбрось без сожаления, — заметил мудрец.

Странник выбросил две трети своей ноши. Оставил только то, что ему точно понадобится в ближайшее время. Когда он вновь надел мешок, оказалось, что идти стало гораздо легче. И тут заметил, как красив окружающий мир, стал слышать пение птиц и ощущать запах трав. Его жизнь наполнилась смыслом, он больше смотрел по сторонам, а не под ноги, как раньше.

Но, к сожалению, Странник не сделал выводов, и через годы его мешок опять стал неподъемным. И снова ему посчастливилось на своей дороге встретить мудреца. В этот раз мудрец не стал ничего ему говорить и прошел мимо. Странник сам решил обратиться к нему.

— Почему эти ненужные вещи опять накапливаются? — спросил он.

— В тот раз я натолкнул тебя на решение задачи. И ты сам определил, что мешает тебе идти дальше, а с чем ты расстаться не можешь.

— А почему я продолжаю накапливать ненужные мне вещи?

— В тебе сидит страх, что без этого ты не сможешь жить. Перестань впускать страх в свое сердце. Осознай, куда ты идешь и что тебе нужно для достижения твоей цели.

Послушал путник этот совет и перестал собирать всякие вещи. Первое время ему трудно было не поддаваться соблазну и хитрым уловкам своего разума, но спустя какое-то время он освободился от этой привычки. И с тех пор жил счастливо.

Вопрос к классу

— О чем эта притча? (Ответы учеников.)

Тема урока: «Человек и общество».

Проблемный вопрос урока

— Почему человек должен научиться жить в обществе?

III. Введение в новый материал

Вот так же и в нашей жизни. Есть духовные ценности, которые определяют наш жизненный вектор, а есть приобретенные страхи, догмы, установки. Они мешают нам жить. Не дают нам идти к своим целям. Препятствуют нашему развитию, мешают взаимоотношениям с другими людьми. Когда мы осознаем это, то избавляемся от всего наносного, отжившего. Восприятие жизни приобретает новые краски. Приходит спокойствие и уверенность в своих силах. В роли мудреца может оказаться и предмет «Обществознание».

IV. Работа по теме урока

Проверим те знания, которые вы получили в этом учебном году. Сегодня наш урок мы проведем по аналогии с телеигрой «Брейн-ринг».

Задание: разделитесь на две команды и ответьте на следующие вопросы. Победит та команда, которая наберет большее количество баллов.

Вопросы к главе I

— Что такое личность?

— Что дает человеку познание самого себя?

— Почему не теряет актуальности поговорка «Век живи — век учись»?

— Какое значение имеет самообразование?

— Как найти дело по душе?

— Зачем человеку нужна цель в жизни?

— Почему плохо жить без цели?

— Почему считают, что только человек может заниматься деятельностью?

— Какие виды деятельности вы знаете?

— Какие потребности есть у человека?

— Чем они отличаются от потребностей животных?

— Что составляет духовный мир человека?

— Какие высшие чувства могут быть у человека?

— Из каких слагаемых состоит успех в жизни?

Вопросы к главе II

— Какие отношения называются межличностными?

— В чем состоит особенность межличностных отношений?

— Какие группы существуют в обществе?

— Какие роли человек может играть в группе?

— Что такое групповые нормы?

— Какие групповые нормы и правила вы знаете? В чем они заключаются?

— Какие санкции группа может применить к человеку?

— Какую роль общение играет в жизни человека?

— Что помогает и что мешает общению?

— Как зарождается и протекает конфликт в межличностных отношениях?

Вопросы к главе III

— Что такое доброе дело, добрые поступки?

— В чем суть золотого правила морали?

— Как победить страх?

— Какую роль смелость играет в жизни человека?

— Что такое гуманизм?

— Могут ли поступки человека быть бесчеловечными?

— Что такое человечность?

— Что такое сострадание?

— Почему важна забота о слабых для общества и каждого человека?

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов — определение победителя игры.)

V. Рефлексия

Упражнение «Мишень интереса». Отметьте с помощью «выстрелов» — точек интересные темы из курса «Обществознание» 6 класс (Темы обозначены на плакате.)

(Проверка выполнения задания.)

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание

1. Выполнить задания для итогового повторения из рабочей тетради.

2. Подготовиться к уроку-проекту «Идеальный человек» (найти информацию по данной теме).








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.