ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЁТ МИР - Человек в социальном измерении

Обществознание 6 класс - Поурочные разработки

ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЁТ МИР - Человек в социальном измерении

Задачи уроков

1. Раскрыть роль знаний о собственных способностях и возможностях, их правильной оценки для успешной самореализации личности.

2. Объяснить особенности познания человеком мира и самого себя.

3. Способствовать развитию умений оценивать собственные поступки, личностные качества, приводить примеры проявления способностей людей и сравнивать себя с другими.

4. Использовать работу с учебным материалом по теме для совершенствования рефлексии.

Оборудование уроков

Наглядное пособие «Мы познаём окружающий мир»; фотовыставка «Мир любит победителей»; «Проверь свои способности» — материал для самодиагностики личностных качеств и способностей (анкеты, тесты).

План изучения нового материала

1. Познание мира и себя.

2. Что такое самосознание.

3. На что ты способен.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок, включающий объяснение учителя с опорой на учебный текст, изучение учащимися методом комментированного чтения материалов рубрики «Учимся узнавать и оценивать себя» и выполнение практических заданий; урок групповой работы; урок-практикум по самооценке.

Комбинированный урок целесообразно начать с проверки домашнего задания, а затем можно обратиться к вопросу рубрики «Вспомним». Этот вопрос позволит актуализировать имеющиеся знания учащихся о методах познания природы и даст возможность учителю связать эти знания с темой урока. Усилить же интерес к данной теме, обозначить в ней проблемные вопросы и получить информацию о готовности учащихся к усвоению учебного материала педагог может через включение их в обсуждение вопросов рубрики «Обсудим вместе». Подведя итоги обмена мнениями и выявив слабые места в представлениях учащихся, учитель переходит к объяснению темы урока.

Усвоению положения первого абзаца параграфа поможет использование наглядного пособия «Мы познаём окружающий мир». Его материалы позволят подросткам сосредоточиться на анализе и оценке роли основных источников познания (труд, учёба, общение).

Осмыслить существующую связь между познанием окружающего мира и познанием себя учащимся поможет обсуждение справедливости утверждения известного английского писателя Бернарда Шоу: «Интерес человека к миру — это просто переизбыток его интереса к самому себе». Учитель может помочь учащимся найти аргументы, подтверждающие высказывание писателя.

Привлечь внимание шестиклассников к различным аспектам познания можно, предоставив им дополнительную информацию о том, что познание самого себя включает:

1) исследование способностей и возможностей, поиск вида деятельности, которая в наибольшей мере будет им соответствовать;

2) изучение себя как части природы, выявление своих биологических особенностей и потребностей;

3) понимание себя как части общества, группы, осознание своего духовного и нравственного «Я».

Убедить подростков в сложности данного процесса поможет совместное осмысление высказывания Л. Н. Толстого: «Что я такое? С тех пор как существуют люди, они отвечают на это не словами, то есть орудием разума, а всей жизнью».

Важный аспект темы, требующий внимания учащихся, — стремление человека узнать себя и оценить свои способности. Исторически сложилось так, что это стремление было не только результатом развития его пытливого ума и природной любознательности, но и естественной необходимостью и важнейшей потребностью, условием выживания человека и приспособления к окружающей действительности. Особенное значение это имело для подрастающего поколения в целях подготовки к взрослой жизни. Учитель может предложить шестиклассникам вспомнить из истории примеры организации такой подготовки. Если учащиеся затрудняются, то педагог сам рассказывает о том, что в древности люди проходили обряд инициации — посвящение во взрослых, напоминает об особенностях воспитания и подготовки к взрослой жизни молодых людей в Спарте.

Дополнительный материал для учителя

В первобытной общине детей с 10—11 лет начинали включать в разнообразную деятельность, позволяющую им подготовиться к взрослой жизни и попробовать свои силы в борьбе за выживание. Чтобы молодые люди могли оценить свою готовность к полноценной и полноправной жизни в общине, существовал особый обряд — инициация. Мальчики испытывали себя в умениях, необходимых на охоте, девочки — в ведении домашнего хозяйства.

Молодые люди племён Новой Гвинеи при вступлении во взрослую жизнь не только отрабатывали вышеназванные умения, но и делали на своём теле племенные узоры. Эта болезненная процедура сопровождалась криками или даже потерей сознания. Приходилось проявлять терпение и выносить боль. Но ничего не поделаешь — таков ритуал! Таким способом молодые папуасы утверждались во взрослом мире, показывая, что они могут в нём самостоятельно выжить.

Изучение раздела «Что такое самосознание» направлено на овладение учащимися основными понятиями: самосознание, самооценка. Учитель знакомит школьников с определениями этих терминов и проводит тест, выявляющий уровень самооценки каждого ребёнка: определение своего места на рисунке «Лесенка» в учебнике и обоснование своего решения (с. 19). Для закрепления изученного можно предложить учащимся сравнить высказывания о самооценке:

— «Самоуверенность — повелительница глупцов» (Фрэнсис Бэкон).

— «Расценивать себя ниже того, что ты стоишь, есть трусость и малодушие» (Аристотель).

Эти выражения записываются на доске, раздаются на карточках на парты, выводятся с помощью проектора на экран.

Учитель предлагает следующие вопросы для обсуждения: «С чьим мнением вы бы согласились?», «Можно ли принять оба мнения и при каких обстоятельствах?», «Подумайте, высокая самооценка — это путь к самосовершенствованию или шаг к высокомерию?».

Другой вариант закрепления материала — обсуждение ответов на следующие вопросы: «Что нужно знать для объективной самооценки?», «Каковы причины и следствия ложной (завышенной или заниженной) самооценки для личности, окружающих её людей?», «Знаешь ли ты свои сильные и слабые стороны?», «Как обрести большую уверенность в себе?».

Обсуждение последнего вопроса учитель может завершить практическими рекомендациями учащимся по использованию такого известного метода, как самовнушение, и предложить учащимся придумать для себя формулы самовнушения, например: «Я с каждым днём всё лучше владею собой», «Математика — мой любимый предмет», «Я могу быть внимательным», «Я радуюсь контрольной работе. У меня всё получится. Я докажу, что многое умею». Важно выполнять упражнения спокойно и сосредоточенно, не на ходу, анализируя, как влияет проговаривание фраз на поведение и состояние.

Материал раздела параграфа «На что ты способен» вполне доступен для усвоения подростками. Здесь главное — обратить их внимание на важные выводы раздела и по возможности дать дополнительную информацию и обсудить её.

О том, что каждый из нас с самого рождения немного гений, говорят многие писатели, философы. Полезно обсудить с учащимися следующее высказывание Б. М. Кедрова: «Нет ничего такого у гениального человека, чего бы не было в зародыше у обыкновенного» — и высказывание Л. Н. Толстого: «Знания же, которые приобретут или не приобретут дети, — это дело второстепенное и ни в каком случае неважное. К чему будут способности у ребёнка, тому он научится, хотя бы жил в захолустье». Обсуждение завершает следующее пояснение учителя: «Уровень развития способностей личности отражают понятия таланта и гениальности. Талантом называют способности, позволяющие получать продукт деятельности, отличающийся новизной, своеобразием, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность — наивысшая степень проявления творческих сил человека».

Далее можно предложить учащимся, опираясь на материалы фотовыставки «Мир любит победителей» и имеющиеся знания, вспомнить людей, которых можно было бы назвать талантливыми или гениальными.

Важный спутник таланта — труд. Учителю необходимо обратить внимание учащихся на этот факт. Талант — это не более чем возможность осуществления творческих успехов, но далеко ещё не мастерство. Талант не освобождает человека от работы, а предполагает большой творческий напряжённый труд. Люди, чья талантливость в глазах всего человечества была бесспорна, — это всегда, без исключения титаны труда. Ведь в процессе деятельности накапливается жизненный опыт, без которого никакое творчество невозможно. «Тысячи тонн словесной руды» потребовалось переработать гениальным А. С. Пушкину и Л. Н. Толстому, чтобы найти точное, единственно возможное слово, которое до сих пор восхищает нас в их произведениях. Учащиеся могут подкрепить этот вывод своими примерами.

Чтобы труд человека был творческим, необходимо соответствие его способностей тому делу, которым он занимается.

Способности не только обнаруживаются в деятельности, но и развиваются в ней, помогая найти дело по душе. Осмыслению этих выводов поможет обсуждение вопросов с опорой на жизненный опыт учащихся: «Достаточно ли знать себе цену, или необходимо уметь себя реализовать?», «Правильно ли оценивать человека по его делам?». Согласны ли вы с высказыванием римского философа Сенеки: «Свои возможности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле»?

Целесообразно особо заострить внимание учащихся на значении благоприятных условий, в которых развивается талант. «Быть может, в каждом убит Моцарт» — так оценивал влияние общественных условий на развитие творческих способностей человека писатель Антуан де Сент-Экзюпери. В то же время учителю важно убедить подростков в том, что не стоит пассивно дожидаться, когда проявятся твои способности и дарования или сложатся более благоприятные условия для их реализации. Если есть мечта, верь в свой талант, старайся всеми способами его развивать и уверенно двигайся к своей цели. Ведь «дорогу осилит идущий». Этот вывод прекрасно иллюстрирует рассказ учителя о жизненном пути М. В. Ломоносова, сына крестьянина из глухой Архангельской губернии, ставшего талантливейшим учёным своего времени (см. рубрику «Жил на свете человек»).

Дополнительный материал для учителя

Историческое сказание «О Петре Великом»

Пароходы на верфи строили. Пётр Великий тут же робил. И никто не знал, что он — Пётр Великий.

Вот сделали первый пароход. Надо ему имя давать, на воду спущать. А какое имя дать, никто не знает. Тогда Пётр говорит: «А вот что: давайте, кто глубже воткнёт топор поперёк дерева, тому и имя назначать пароходу».

Ну, значит, давай втыкать... Он тоже воткнул. Как рубанёт, рубанёт поперёк-то, так сразу до обуха!

Ну, ему и пришлось имя назначать: «Пётр Великий» имя будет».

Тут все поняли, что это он сам находился.

«Путники (басня)»

«Какая вышина!

Гора до облаков, и как крута она!» —

Так говорил прохожий, удивляясь,

И на гору смотрел.

Другой, на высоту тропинкою взбираясь,

Шёл шаг за шагом и взошёл.

Земные путники! Судьбы вы не вините;

Имея целью счастье, честь,

Не медлите трудом и часом дорожите;

А здесь на всё — тропинка есть.»

Б. М. Фёдоров

Поможет закрепить полученные знания работа учащихся с рубрикой «Учимся узнавать и оценивать себя». Такую работу желательно организовать при помощи метода комментированного чтения. Полезно акцентировать внимание учащихся на правилах, помогающих узнать и оценить себя, обсудить их со всем классом, можно предложить подросткам привести примеры из жизни, проанализировать влияние отступления от этих правил на поведение человека, отношения с окружающими.

В завершение урока учитель обращается к заданиям рубрики «В классе и дома». Задания № 1 и 3 целесообразно выполнить индивидуально в классе, сделав необходимые записи в тетрадях, с последующим сопоставлением и обсуждением результатов. Выполнение задания № 2 вышеназванной рубрики предполагает устный ответ, в котором необходимо проанализировать причины достижения успеха в деле. Задания № 4 и 5 можно выполнить дома с последующим обсуждением результатов их выполнения в классе, например включив в канву урока «На пути к жизненному успеху».

Помимо заданий учебника, учащиеся могут поработать с заданиями в рабочей тетради.

Задание № 1 позволяет проверить собственные способности сравнивать внешне непохожие объекты.

Задание № 2 направлено на определение особенностей собственной памяти. При помощи задания № 3 проверяется способность к нестандартному решению творческой задачи, поскольку для его выполнения необходимо выйти за границы очевидного. Соединить точки можно только при помощи линий, которые находятся за пределами границ воображаемого четырёхугольника.

Задания № 4, 5, 7 помогают проверить усвоение материала учебника.

Задание № 6 направлено на осмысление особенностей и трудностей самопознания.

Задание № 8 нацелено на рефлексию и может выполняться по желанию учащихся.

Урок работы в группах. Первый урок темы посвящён знакомству с текстом параграфа в учебнике и его анализу. Учащиеся выполняют эту работу самостоятельно, либо учитель организует комментированное чтение параграфа. Второй урок — работа в группах. Педагог даёт задание группам разработать советы «Как правильно оценить себя» и подготовить представление результатов работы.

Основой для выполнения задания могут стать материалы рубрик «Учимся узнавать и оценивать себя», «В классе и дома» (§ 2) и в рабочей тетради.

Каждой группе выдаётся карточка с вопросами и заданиями, обсуждение и выполнение которых поможет выработать общее мнение и представить классу полученный результат.

1. Как происходит самопознание? Заполните схему в рабочей тетради (задание № 4).

2. Какие правила помогают правильно оценить свои способности? Проанализируйте содержание рубрики «Учимся узнавать и оценивать себя» (§ 2). Данный в учебнике перечень правил дополните своими предложениями.

3. Зачем мы сравниваем себя с окружающими? Выполните задание к рисункам в конце параграфа.

4. Может ли меняться в подростковом возрасте оценка своих способностей и поступков? Задание № 5 (§ 2).

Домашнее задание. Подготовить устное сообщение, эссе (мини-сочинение), компьютерную презентацию, иллюстрированный рассказ по теме «Гениями не рождаются».

Урок-практикум по данной теме должен быть организован следующим образом: первый урок посвятить самостоятельной проработке текста параграфа учащимися, а на втором организовать выполнение тестовых заданий, предложенных учителем. Целесообразно использовать тесты по самодиагностике личностных качеств, способностей, другие методики, которые сможет подобрать учитель. Такая работа поможет подросткам осмыслить своё поведение, особенности своей личности. Предметом самооценки могут стать личностные качества, связанные с учебной деятельностью: память, внимание, усидчивость, самостоятельность, уверенность в себе и во взаимоотношениях с окружающими, на которые влияет коммуникабельность, ответственность, умение дружить. Учителю необходимо помочь учащимся проанализировать полученные результаты после выполнения тестов и выбрать направления самосовершенствования.

Дополнительный материал для учителя

Тест на самооценку уверенности в себе

1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Чаще всего у меня хорошее настроение.

3. Со мной все ребята советуются, считаются.

4. Я уверенный в себе человек.

5. Считаю, что я сообразительный и находчивый.

6. Я уверен, что всегда всем нужен.

7. Я всё делаю хорошо.

8. В будущем я обязательно осуществлю свои мечты.

9. Люди часто помогают мне.

10. Я стараюсь обсуждать мои планы с близкими людьми.

11. Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях.

12. Я проявляю самостоятельность в учёбе и труде.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14. Я стараюсь планировать свою деятельность.

15. Я редко жалею о том, что я сделал.

16. Я уверен, что в будущем добьюсь успеха.

17. Мне нравится принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах.

18. Я учусь лучше, чем все остальные.

19. Учение для меня не представляет труда.

При подведении итогов за каждый положительный ответ начисляется один балл. Количество баллов от 17 до 19 отражает высокую степень уверенности в себе. Можно предположить, что в сложной ситуации вы проявляете решительность и самостоятельность в принятии решения.

Если вы набрали 11 —16 баллов, то у вас преобладает потребность в обсуждении своих действий с друзьями, родителями при принятии каких-либо решений. В ситуации выбора избираете задачи средней трудности, чтобы избежать неудачи.

Результат 1 —10 баллов свидетельствует о том, что вы испытываете неуверенность в своих силах, которая проявляется и в учёбе, и в труде.

Домашнее задание. Выполнить задания рубрики «В классе и дома» № 1, 2, 5.