ОБЩЕНИЕ - Человек среди людей

Обществознание 6 класс - Поурочные разработки

ОБЩЕНИЕ - Человек среди людей

Задачи уроков

1. Сформировать представление о содержании, целях и средствах общения.

2. Способствовать осмыслению учащимися своего опыта общения со сверстниками, людьми старшего и младшего поколения.

3. Создать условия для рефлексии и совершенствования учащимися собственных коммуникативных навыков.

Оборудование уроков

Плакат или слайд с эпиграфом к уроку: «Почаще улыбайтесь людям и разговаривайте с ними. Это элементарно, не так ли? Чтобы нахмуриться, нужно задействовать 72 мускула, а чтобы улыбнуться — 14. Вспомните: улыбка - первое, что вы замечаете у других» (3. Зиглар).

Листы бумаги, мяч, маленькие бельевые прищепки (по числу учащихся), мультимедиапроектор, компьютер.

План изучения нового материала

1. Что такое общение.

2. Цели общения.

3. Средства общения.

4. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

5. «Слово — серебро, молчание — золото».

Варианты организации учебной деятельности

Традиционный комбинированный урок, включающий работу с текстом учебника, объяснение учителя и выполнение познавательных заданий в рабочей тетради; тренинг коммуникации.

Традиционный комбинированный урок. В начале урока целесообразно проверить домашнее задание. После оглашения темы урока учителю следует поинтересоваться у учащихся, знакомы ли им слова «общение», «общаться»; слышали ли они их, употребляли ли в своей речи. Акцентируя внимание на вопросе «В каком смысле мы употребляем вышеприведённые понятия?», уместно зачитать первый абзац пункта «Что такое общение» (§ 8).

Отмечая, что общаться можно с другим человеком, с природой, с любимым питомцем, с книгой и даже со своими игрушками, целесообразно пояснить, что взаимодействие с неодушевлёнными предметами, природой, домашними животными тогда становится общением, когда эти предметы и существа мы мысленно наделяем свойствами человека и они оживают для нас. Мы обращаемся к ним, и они «разговаривают» с нами, выражают свои чувства, разделяют наши переживания. Можно попросить учащихся привести примеры такого общения из прочитанных книг или из личной жизни.

Далее учитель может показать фрагменты фильмов или привести устно примеры, раскрывающие различные варианты общения: ритуальное общение, общение для получения какой-то личной практической пользы. Педагог должен убедиться в том, что подростки правильно усвоили содержание тезиса о ценности общения.

Целесообразно подчеркнуть, что в ходе общения происходит прежде всего обмен информацией. Словосочетание «обмен информацией» учитель может в качестве опорного записать на доске и задать вопрос о том, что мы подразумеваем, когда произносим эти слова. Уяснить их многоплановость поможет предпоследний абзац пункта, содержащий различные значения понятия «обмен информацией». Важно подчеркнуть, что, принимая и усваивая информацию, передавая свою информацию в ответ, люди меняются. Вот почему целью и результатом общения можно считать развитие самого человека.

Для закрепления полученных на уроке знаний может быть выполнено задание № 1 (§ 8) в рабочей тетради.

Изучая раздел «Как люди общаются», рекомендуется использовать термины «речевое общение» и «неречевое общение», записать на доске перечень средств (способов) общения: речь, взгляд, мимика, движение, поза, жесты, прикосновение, голос, интонация.

Выделяя среди способов общения голос и интонацию, можно предложить учащимся по-разному произнести слова «здравствуйте» и «молодец», так, чтобы с помощью интонации менять их значение. После каждой демонстрации разного произношения этих слов важно получить ответы на вопросы: «Какой смысл вложен в это слово с помощью данной интонации?», «Какие чувства переданы с помощью голоса?».

Здесь может быть выполнено задание № 6 (§ 8) в рабочей тетради.

Освоению материала о способах общения с помощью наглядных средств поможет рубрика «Картинная галерея». Разглядывая репродукцию картины В. Г. Перова «Охотники на привале», шестиклассники учатся не только фиксировать факт общения людей, но и вдумываться в содержание этого общения. Учитель или наиболее подготовленный учащийся может сделать устное описание данной картины. В ответе должно прозвучать следующее: «Перед нами три охотника, остановившиеся отдохнуть. Видно, что они довольны собой, так как уже могут похвастаться своими трофеями. Один из охотников с увлечением что-то рассказывает, возможно охотничью байку. Глаза его горят, он напряжён. Заметно, что он вкладывает всю душу в свой рассказ, скорее всего, преувеличивая случившееся. Другой же доверчиво, с большим интересом слушает его, — по выражению его лица можно предположить, что он искренне верит рассказчику в отличие от третьего охотника, спокойно расположившегося на земле. Тот ухмыляется, скорее относясь с иронией к тому, что слышит. Кажется, что он занят своими мыслями и мало заинтересован в рассказываемой истории».

Изучая пункт плана «Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими», полезно обсудить вопросы:

1. Почему со сверстниками легче общаться, чем со старшими или младшими?

2. Что помогает общению со старшими?

3. Что облегчает общение с теми, кто младше тебя?

4. Какие рекомендации можно записать в общий, универсальный рецепт общения?

Последний раздел параграфа «Слово — серебро, молчание — золото» направлен на осмысление того, насколько сложно и одновременно важно для результативного общения умение понять и разделить чувства другого человека. Эта мысль на основе текста учебника должна быть внятно и эмоционально изложена учителем. Полезно остановиться на примерах, раскрывающих чувства человека, которого не поняли, переживания которого не были приняты во внимание и не нашли отклика. Можно попросить учащихся дома подобрать соответствующие примеры из прочитанных книг и подумать над тем, чему они могут научить. Выполнение задания № 4 (§ 8) в рабочей тетради позволит осуществить первичное закрепление.

При наличии времени советуем выполнить в классе такое задание: ученики по очереди называют качества, которые помогают общению, и записывают их на доске. Это может быть соревнование между рядами, вариантами, отдельными учениками, но следует вносить в список только те качества, которые будут признаны важными для общения всеми учащимися. Такая работа по выработке коллективного мнения способствует оптимизации личностных контактов учащихся, развитию навыков общения.

Организуя на уроке групповое занятие с элементами тренинга, педагог может решить следующие задачи:

1) снятие эмоционального барьера, создание атмосферы раскованности, доверия среди одноклассников;

2) развитие способностей в установлении и поддержании психологического контакта в общении;

3) познание своих возможностей через взаимодействие с другими людьми;

4) осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации;

5) предоставление возможности моделировать и опробовать новые формы поведения;

6) развитие базовых коммуникативных умений и навыков.

Такое занятие рассчитано на два спаренных урока.

Помещение для занятия должно быть просторным, парты желательно сдвинуть, стулья поставить в круг (овал).

До начала занятия важно сообщить три правила работы во время тренинга. Если учащимся знакома форма тренинга, уместно напомнить эти правила:

— не обсуждать то, что происходит в группе, за её пределами после занятия;

— ничего не придумывать, быть откровенным и искренним;

— говорить только о себе и от своего лица («Я думаю...», «Я чувствую...» и т. п.).

Упражнение 1. «Доброе утро!»

Задача учеников состоит в том, чтобы передать по кругу невербально — только с помощью мимики и жестов — утреннее приветствие.

Учитель приглашает учащихся встать в круг. Далее он должен проинструктировать участников тренинга, рассказать о том, что предстоит сделать.

«Давайте поздороваемся. Но не совсем обычным способом. Поздороваемся без слов с помощью мимики и жестов. По кругу в левую сторону — слева у каждого из нас сердце. От сердца! Итак, я начинаю и посылаю своё приветствие стоящему слева от меня ... (называется имя). Он (она), приняв приветствие от меня, посылает своё приветствие стоящему слева от него (неё). И так по кругу».

Упражнение 2. «Ты и твоё имя»

Учитель просит каждого ученика взять лист бумаги и написать на нём по вертикали печатными буквами своё имя. Когда это задание будет выполнено, педагог объясняет, что теперь необходимо подумать о качествах своего характера и записать их, выполняя следующее условие: каждое качество должно начинаться на отдельную букву собственного имени. На доске (слайде) учитель показывает, как необходимо это делать:

С — смекалистый

А — активный

Ш — шалун (весёлый)

А — аккуратный

Упражнение 3. «Молекулы»

Каждый ученик — атом. Задание состоит в том, чтобы найти тех, у кого на листочке записано хотя бы одно такое же качество характера, и объединиться с ними в молекулу.

После выполнения задания проводится обсуждение по вопросам:

1. Сколько атомов получилось в каждой молекуле?

2. У кого самая большая молекула по числу атомов?

Упражнение 4. «Десять секунд»

Учитель объясняет, как следует выполнять данное упражнение:

«Во время выполнения этого упражнения можно будет выйти из круга и двигаться по классу. Но будьте внимательны: время от времени придётся реагировать на задания и выполнять их в кратчайший срок — за 10 с. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Это значит, за время, пока я буду считать до десяти, каждому необходимо будет найти людей с точно таким же цветом волос, как у него. Начинаем!

Учащиеся свободно двигаются по классу.

— Распределиться на тех, у кого, есть часы на руке и у кого их нет! Один, два, три... десять. Стоп! Проверяем.

— Продолжаем ходьбу.

— Распределиться на тех, у кого обувь чёрного цвета и любого другого!

— По длине волос!

— По тому, сколько братьев и сестёр есть в вашей семье!

— По цвету глаз!

— По любимому занятию в свободное время!

— По настроению, которое у вас сейчас!»

Необходимо строго соблюдать последовательность заданий: от чего-то безличного к вопросам и качествам более личного свойства — хобби, семья. Последним всегда даётся задание на настроение.

Упражнение 5. «Построения с секундомером, или Есть ли среди нас лидеры?»

Это упражнение выполняется без слов, молча. Учитель просит учеников построиться:

— в колонну по росту;

— в два одинаковых круга;

— в шеренгу, в которой все участники расположены в соответствии с цветом волос: от самых светлых до самых тёмных;

— в живую скульптуру «звезда».

После выполнения упражнения необходимо провести краткое обсуждение по вопросам:

1. Кто проявил себя как лидер и помогал выполнять задания?

2. Что помогало обходиться без слов?

Упражнение 6. «Унисон»

Учащиеся разбиваются на пары. Задача заключается в том, чтобы научиться одновременно выбрасывать одинаковое количество пальцев без предварительного согласования. Парой, достигшей наивысшего взаимопонимания, считается та, которая при демонстрации показала наибольшее число совпадений подряд.

Остальные учащиеся при этом играют роль экспертов, стремящихся определить, нет ли у выступающей пары каких-либо скрытых средств общения, помогающих достичь согласия.

Упражнение 7. «Чем закончилась история?»

Класс разбивается на пять групп. Представители от групп вытягивают листки с неоконченными историями. За 3 мин необходимо сочинить продолжение, после чего группы по очереди презентуют завершённые истории: зачитывают или разыгрывают.

Шестиклассникам предлагаются такие истории:

В театре

Старший брат повёл младшую сестру в кукольный театр. Когда начался антракт, брат сказал: «Сиди тихо и жди меня». И девочка осталась ждать брата. Ей очень хотелось погулять по красивому фойе, посмотреть на рыбок в аквариуме, но она не решалась пойти одна. Ей было очень грустно и страшно от мысли, что брат забыл её и ушёл домой. И она тихо заплакала...

Двойка

На последнем уроке учительница раздала тетради с проверенной контрольной работой по математике. Маша получила двойку. Она очень расстроилась и с трудом сдерживала слёзы. Прозвенел звонок с урока. Маше не хотелось идти домой. Друзьям захотелось утешить Машу...

На уроке физкультуры

Серёжа плохо прыгает в высоту. Он сделал первую попытку — и сбил планку. Второй, третий раз — то же самое. От досады Серёжа не мог двинуться с места. Больше всего он боялся услышать смех одноклассников и их злое подшучивание...

На перемене

Игорь затеял игру, в которую включились все мальчики. Только Илья не стал играть. Он остался стоять у окна один. Илья сегодня очень тихий и печальный, но этого долго никто не замечал...

Разговор по телефону

Света пришла к Лене в гости. Девочки давно не виделись и потеряли счёт времени. Свете пора уходить, а новый диск так и не послушали. Лена позвонила Светиной маме.

— Алло! Здравствуйте. Это говорит Лена Петрова. Я очень рада, что Света пришла ко мне в гости. Мы так давно не виделись. Разрешите ей, пожалуйста, ещё немного побыть у нас...

Подросткам нужно подсказать, что при подготовке и обсуждении выступлений им следует опираться на личный опыт. Этому могут способствовать вопросы: «Приходилось ли вам утешать малышей?», «Какие добрые слова вы говорили при этом?».

Педагогу целесообразно акцентировать внимание учеников на важности человеческого участия по отношению к другому человеку. Тот, кто внимателен к другим людям и умеет их понимать, в трудную минуту всегда найдёт добрые слова, которые помогут успокоить, подбодрить.

Упражнение 8. «Что дальше?»

Учитель начинает предложение и бросает одному из учащихся, стоящих в кругу, мяч. Тот ловит его, заканчивает предложение и бросает мяч учителю обратно. Ученикам предлагается закончить следующие фразы:

— Я радуюсь, когда...

— Мне хотелось бы, чтобы в нашем классе...

— Я горжусь собой, если...

— Я думаю, что друг — это...

— Мне не хотелось бы чувствовать себя...

— Я очень люблю...

— Терпеть не могу, когда...

— Мне трудно заставить себя...

Упражнение 9. «Разговор начистоту»

Учитель зачитывает ученикам инструкцию:

«Напишите на листе бумаги пять своих положительных и пять отрицательных качеств. Время на выполнение этого задания — 3 мин. Этот лист вы прикрепите себе на спину.

Теперь возьмите ещё один лист и одну прищепку.

Лист будут заполнять ваши одноклассники. Если вы хотите, чтобы на нём писали только положительные качества, нарисуйте в верхнем углу солнышко. Если вы не боитесь критики, нарисуйте в верхнем углу тучу и молнию. Теперь прикрепите друг другу эти листы прищепками. Вы можете свободно передвигаться по классу, встречаясь друг с другом и делая свои записи. Не торопитесь и будьте ответственны за свои слова!»

Упражнение может проходить под негромкую музыку.

Когда учитель увидит, что упражнение теряет ритм, необходимо закончить его и пригласить всех сесть в круг. Шестиклассники по желанию могут поделиться записями в своих «наспинных» листах.

Упражнение 10. «Комплимент»

Упражнение выполняется в кругу. Один из участников берёт мячик и бросает его любому из одноклассников. Тот, кто поймал мячик, возвращает его обратно кинувшему с приятными словами о нём. Каждый участник может кидать мячик стольким людям, скольким захочет. После того как он остановится (можно ограничить количество таких подач), мячик передают следующему сидящему в круге. Игра может продолжаться до тех пор, пока мячик не обойдёт весь круг.

Упражнение 11. «Подарки»

Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки при условии, что возможности дарящего ничем не ограничены. Для этого игроки запасаются маленькими листочками бумаги в количестве на единицу меньше числа участников. Затем учитель объявляет, что начат сбор подарков для игрока Л. Каждый на одном из листков своего набора пишет название (наименование, обозначение) и количество тех вещей, предметов, объектов и явлений, которые он хочет подарить именно этому игроку. Листки никто не подписывает. Педагог собирает листки для Л., но не передаёт адресату до тех пор, пока не будут готовы такие же для всех участников. Затем он раздаёт «подарочные наборы». Некоторое время участники игры изучают содержание записок.

Обсуждение итогов необходимо постараться провести в виде свободного обмена впечатлениями. При этом учителю целесообразно поинтересоваться, есть ли у кого-нибудь несколько одинаковых подарков и есть ли у кого-нибудь подарки, оказавшиеся неприятным сюрпризом или приятно удивившие.

Набор листочков с написанными на них названиями подарков является формой выражения отношения игроков друг к другу, сообщения о том, чего, по мнению остальных, не хватает в жизни их товарищей.

Завершить занятие целесообразно обсуждением выполненных упражнений с помощью следующих вопросов:

1. Что вы чувствовали на разных этапах урока?

2. Что вам особенно понравилось и почему?

3. О чём было трудно говорить и что делать?

4. Что нового вы узнали о себе?

5. Как это повлияет на ваше дальнейшее общение с людьми?

Домашнее задание. Выполнить задания в рабочей тетради и ответить на вопросы рубрик «Проверим себя», «В классе и дома».

Дополнительный материал для учителя

У древних греков существовало специальное искусство подражания всем жестам и движениям людей. Причём у этого искусства было столько подвидов, что из их названий голландский историк и философ Ян Мерсиус создал специальный словарь. Среди жестов, которым обучало это искусство, были и просто красивые, и жесты, обладающие определённым значением, которые, если можно так выразиться, являлись немой речью. Изобрела язык жестов, по преданию, муза Полигимния.

Помимо речевой, знаковой формы общения, существует и сигнальная форма, иногда неправильно называемая языком животных. Сигналы, передаваемые животными (специфические — химические, механические, оптические, акустические, электрические и др. или неспецифические — сопутствующие дыханию, движению, питанию и т. д.), воспринимаются соответствующими рецепторами: органами зрения, слуха, обоняния, вкуса, кожной чувствительности, органами боковой линии (у рыб), термо- и электрорецепторами. Такое общение облегчает поиски пищи и благоприятных условий обитания, защиту от врагов и вредных воздействий, без него невозможна встреча особей разного пола, взаимодействие родителей и потомства, формирование групп (стаи, стада, роя, колонии и др.) и регуляция отношений между особями внутри их (территориальные отношения, иерархия и т. п.).

Например, пение птиц, ритмическое повторение системы звуковых сигналов — особая, присущая многим птицам форма сигнализации. «Лексикон» певчих птиц включает до 30 основных сигналов, комбинирующихся между собой. Сложная структура многих сигналов позволяет узнавать персонально брачного и группового партнёра. У ряда видов птиц звуковой контакт между родителями и птенцами устанавливается, когда птенцы ещё находятся в яйце. Пчёлы, найдя медоносные растения, способны с помощью «танца» передать другим сборщицам информацию о местоположении найденной пищи и расстоянии до неё.