Сферы общественной жизни - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко

Сферы общественной жизни - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цели и задачи: познакомить со сферами общественной жизни; научить показывать на конкретных примерах содержание основных сфер общественной жизни; дать характеристику сфер общества: экономической, политической, духовной, социальной; научить высказывать свое мнение о роли каждой из них в жизни человека; выяснить роль и значение сообщества в жизни людей; познакомить с понятием сферы жизни общества.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать и анализировать различные сферы человеческой жизни; объяснять взаимосвязь различных сфер и их значение в жизни человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в парах, группе; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; владеть смысловым чтением — самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую информацию, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; устанавливать аналогии для понимания закономерностей; критически оценивать поступающую информацию, систематизировать ее и представлять в виде текста; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: анализ.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Устройство общества всегда интересовало людей. А вы задумывались об этом?

(Ответы учеников.)

На протяжении многих веков ученые пытались создать модель, с помощью которой можно было характеризовать общество для изучения. Предлагаю, разделившись на три творческие группы, представить себя в роли обществоведов древности.

Задание для первой группы: представьте общество людей в виде пирамиды и презентуйте свою работу.

Задание для второй группы: представьте общество людей в виде часового механизма и презентуйте свою работу.

Задание для третьей группы: представьте общество людей в виде ветвистого дерева и презентуйте свою работу.

(Группы выполняют творческие задания и презентуют свои работы.)

— А как сегодня мы представляем себе общество?

Тема урока: “Сферы общественной жизни”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1. Сферы жизни общества.

2. Взаимосвязь четырех сфер жизни общества.

III. Введение в новый материал

На прошлом уроке мы с вами пришли к выводу, что все люди в обществе связаны друг с другом. Нельзя себя отделять от общества. Но как оно устроено? Что подразумевает понятие “сфера”? Какие бывают сферы общественной жизни? Обсудим на уроке эти вопросы.

IV. Работа по теме урока

1. Сферы жизни общества

Итак, общество устроено разумно.

Задание: опишите устройство муравейника.

(Ответы учеников.)

С помощью приведенного примера мы убедились, что в муравейнике каждый выполняет свои функции.

Проблемное задание. Как вы думаете, а похоже ли человеческое общество на муравейник? Если да, то чем? В чем вы видите различия?

(Ответы учеников.)

Итак, в обществе людей каждая его часть (сфера) выполняет свои функции, удовлетворяет определенные потребности людей.

— Какие потребности есть у людей?

(Ответы учеников.)

Подведем итог нашим рассуждениям.

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 17 учебника, дайте определение понятия “сферы общественной жизни”.

(Ученики выполняют задание.)

— Как вы понимаете выражение: “Общество похоже на человеческий организм”?

(Ответы учеников.)

Действительно, общество напоминает человеческий организм. Ведь каждая часть нашего организма выполняет какую-то свою важную задачу и не может существовать отдельно от других органов. Так же устроено и человеческое общество. Представим его в виде дома из четырех этажей.

Первый этаж — это фундамент нашего здания. Там находится все необходимое для нашей с вами жизни. Этот этаж обеспечивает нас продовольствием, одеждой, обувью и т. д. Этоэкономический этаж. Слово “экономика” состоит из двух греческих корней: йокос — дом и номос — хозяйство, т. е. “экономика” — это “домашнее хозяйство”. В современном мире под экономикой подразумевается, прежде всего, хозяйство страны.

Второй этаж — составляет социальные отношения. Латинское слово “социум” означает “общество”. На этом этаже мирно уживаются между собой общественные классы, слои, нации, народности, различные группы, объединенные по полу или возрасту. Они отличаются друг от друга по уровню материального благосостояния, культуры, образования.

— Как вы думаете, почему экономические отношения мы расположили на первом этаже, а социальные — на втором? Может быть, необходимо поменять их местами? Свое мнение аргументируйте.

(Ответы учеников.)

Вы правы, изменения в экономической жизни неизбежно вызывают изменения в социальной сфере. Поэтому мы правильно расположили этажи в нашем здании. Продолжим знакомство с домом.

Третий этаж очень важен. И название его звучит достаточно таинственно: политика. Слово “политика” греческого происхождения. Оно означает “общественное дело”. С помощью политики регулируется жизнь общества. Здесь находятся учреждения, организации, государство.

Четвертый этаж — это духовная жизнь нашего общества. На этом этаже мы получаем знания, наслаждаемся прекрасным, формируем свои взгляды. И хоть он самый последний, но в жизни людей играет очень важную роль.

Таким образом, все наше общество, как и наше воображаемое здание, можно разделить на четыре главные сферы — экономическую, политическую, социальную и духовную. Конечно, такое разделение весьма условно, но это помогает хорошо ориентироваться в многообразии общественных явлений.

Задание: работая с текстом учебника на с. 17, 18, заполните таблицу.

Экономическая сфера

Политическая сфера

Духовная сфера

Социальная сфера

К экономической сфере относят производство всех необходимых для людей вещей (от зубной щетки до машины) и распределение этих вещей между людьми. Заводы, рынки, банки, деньги — все это экономическая сфера. Основная задача экономической сферы — организация деятельности больших групп людей по производству, потреблению и распределению товаров и услуг.

В экономической жизни участвуют все население.

Дети, пенсионеры, инвалиды в большинстве своем не являются производителями материальных благ

Политическая сфера включает государство и органы государственной власти и управления.

К политической сфере относят деятельность президента и аппарата президента, правительства и парламента, местных органов власти, армии, полиции, налоговой и таможенной службы. Это и есть государство, а также политические партии, не входящие в него. Основная задача политической сферы — обеспечение порядка в обществе и его безопасности, разрешение социальных конфликтов, принятие новых законов и осуществление контроля за их исполнением, защита внешних границ, сбор налогов и т. д.

Духовная сфера (культура, наука, религия и образование) включает университеты, музеи и театры, художественные галереи, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища, религиозные общины и т. д. Именно в этой сфере получают новые знания, пишут новые книги и ставят спектакли.

В этой сфере осуществляется накопление и передача духовных богатств общества следующим поколениям, а люди и целые общества находят ответ на вопрос о смысле жизни и своего существования

Социальная сфера охватывает повседневные взаимоотношения простых граждан. К этой сфере относятся те учреждения, которые нужны для нормальной жизни людей: магазины, метро и автобусы, столовые и кафе, больницы и поликлиники, телефон, почта, стадионы. Важное место в социальной сфере занимают органы социальной защиты и социального обеспечения. Они призваны оказывать социальную помощь нуждающимся: пенсионерам, малообеспеченным людям

(Проверка выполнения задания.)

Задание: какие сферы общественной жизни изображены на фотографиях с. 19 учебника? Аргументируйте свой ответ. При ответе используйте слова: “Я считаю, что...”, “потому что...”, “во-первых...” (факт), “во-вторых...” (факт), “в-третьих...”.

(Ученики выполняют задание.)

2. Взаимосвязь четырех сфер жизни общества

Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность, они функционируют и развиваются по законам целого, т. е. общества. Вместе с тем все четыре основные сферы не только взаимодействуют, но и взаимно обусловливают друг друга.

Задание: используя схему на с. 20 учебника, выберите любую сферу общества и приведите соответствующие ей примеры человеческих отношений, которые вы наблюдали в жизни. С помощью конкретных примеров продемонстрируйте взаимосвязь отдельных сфер общественной жизни. (Работа в парах.)

Например, влияние политической сферы на культуру проявляется в том, что, во-первых, каждое государство проводит определенную политику в области культуры, во-вторых, деятели культуры отражают в своем творчестве определенные политические взгляды и позиции.

(Презентация.)

Задание: работая с текстом рубрики “Дополнительное чтение” на с. 20 учебника, объясните, как данный исторический пример показывает взаимосвязь экономической и политической сфер.

Границы между всеми четырьмя сферами общества прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не теряет своей ведущей функции.

Представим себе, что мы с вами архитекторы. Нам предстоит спроектировать четырехэтажное здание под названием “Общество”. Вам необходимо создать свой собственный проект, расположив по собственному усмотрению на разных этажах разные сферы общества. Работу презентуйте, аргументируя свою позицию.

Я считаю, что________________________ .

Потому что__________________________ .

(Проверка выполнения задания.)

Действительно, вопрос о соотношении основных сфер общественной жизни и выделении одной приоритетной является дискуссионным.

Существуют сторонники определяющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность.

Другие ученые выделяют в качестве приоритетной духовную сферу жизни общества. Сторонники этого подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям.

Наиболее компромиссным из приведенных подходов является подход, приверженцы которого утверждают, что каждая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития. Каждая из них оказывает равное влияние на другие.

V. Подведение итогов урока

Итак, мы выяснили, что все сферы общества обеспечивают полноценное существование человека.

Давайте проверим, насколько хорошо мы с вами усвоили новый материал.

1. К какой из сфер общества относится:

а) показ нового фильма в кинотеатре;

б) покупка продуктов в магазине;

в) сборка новых автомобилей на заводе;

г) призыв в армию;

д) выпечка хлеба в пекарне;

е) выборы президента;

ж) прием больных в поликлинике;

з) обучение студентов в университете.

2. Прочитайте предложения о современной России. Какие сферы общества они характеризуют?

а) Президент предложил законопроект, направленный на противодействие терроризму.

б) Памятники истории и культуры народов России являются частью мирового культурного наследия.

в) Правительство России проводит политику помощи малоимущим — старикам, многодетным и безработным.

г) Патриарх Кирилл вручил награды юным знатокам православной культуры.

д) В настоящее время в России добывается около 8,5 млн т бокситов и нефелинов в год, что обеспечивает производство около 2,4 млн т глинозема.

Творческое задание. Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Рубцова “Тихая моя родина”. Элементы каких сфер общественной жизни вы можете в нем найти? Что для автора стихотворения является смыслом жизни? Проиллюстрируйте свой ответ цитатами из текста.

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои...

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил...

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зеленый простор.

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..

Время придет уезжать —

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать...

(Проверка выполнения задания и подведение итогов занятия.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 2 учебника.

2. Подготовить проект на тему “Как я представляю современное общество”.