Образование и самообразование - ШКОЛА

Обществознание 5 класс - поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год

Образование и самообразование - ШКОЛА

Цели: познакомить с процессом самообразования, его формами и результатами; дать представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объяснить значение понятий самообразование, самоорганизация.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся характеризовать формы самообразования; оценивать собственное умение учиться и возможности его развития; находить нужную социальную информацию в источниках разного типа; сопоставлять процесс образования и самообразования; освоят алгоритм процесса получения знаний; метапредметные УУД: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать последовательность необходимых операций; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению; готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; проектор; мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Вспомните притчу о старике и купце, которую мы слушали на прошлом уроке. О чем в ней говорилось?

— Почему знания являются сокровищем?

— На какие вопросы, связанные со школьными предметами, вы хотели бы поискать ответы?

— Чему бы вам хотелось научиться?

Тема нашего урока: “Образование и самообразование”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.)

План уроков

1. Самообразование.

2. Формы самообразования.

3. Испокон века книга растит человека.

4. Самообразование — путь к успеху.

5. Новые возможности.

6. Самообразование и самоорганизация.

Проблемные вопросы. Почему публицист Д. И. Писарев считал, что настоящим образованием является только самообразование и что оно начинается тогда, когда человек прощается со всеми школами?

III. Работа по теме уроков

Наш мир не стоит на месте. Каждое мгновение что-то происходит. Стремительно растет объем новых знаний. Огромное количество информации устаревает. И человек, который стремится ксаморазвитию, ищет пути и способы для самостоятельного получения знаний, для самообразования. Как это происходит? Поговорим об этом на нашем уроке.

1. Самообразование

— Что же такое самообразование? Приведите первые пришедшие в голову определения понятия самообразование, не останавливаясь на них подробно.

(После того как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги.)

— Сформулируйте вопрос о самообразовании человека. (Ученики формулируют вопросы: что ... ? Почему ... ? Зачем мне нужно ... ? Каким образом ... ? И т. д.)

Французский экономист Жорж Андериа подсчитал, что объем информации удвоился за 1500 лет — в период от рождения Иисуса до смерти Леонардо да Винчи, затем снова удвоился уже за 250 лет, опять удвоился к началу XX в. и в очередной раз удвоился за семь лет (1967—1973). Становится ясно, что на сегодняшний день особое значение приобретает проблема постоянного образования, самосовершенствования и самообразования не только детей, но и взрослых.

Да, все мы где-то учились: в школе, колледже, университете. Если человек удовлетворен теми знаниями, которые он получил, и со вздохом облегчения говорит: “Все, учеба закончена. Теперь я вольная птица. Больше можно не просиживать за книжками”, это очень печально. Выходит, что человек остановился в развитии, не получает новые знания. Он не просто стоит на обочине, а откатывается назад по отношению к миру, движущемуся вперед.

Чтобы вам сопутствовал успех, вы должны не просто идти в ногу со временем, со всеми изменениями, а быть хотя бы чуть- чуть впереди. И лучший способ для этого — самообразование.

— Работая с предложенной схемой, дайте общую характеристику процесса самообразования.

— Как происходит процесс самообразования? (Человек пересматривает старые знания и приобретает новые.)

— Работая в парах, обсудите положительные стороны самообразования и факторы, препятствующие этому процессу. Свое мнение объясните.

(Проверка выполнения задания и заполнение таблицы.)

Положительные стороны самообразования

Факторы, препятствующие самообразованию

1. Мы свободны в своем выборе организации процесса самообразования.

2. Мы самостоятельно определяем, сколько времени потратим на самообразование.

3. Помимо получения новых знаний, мы развиваем нашу память.

4. Развиваем творческое мышление.

5. Мы генерируем новые идеи.

6. Идет процесс самовоспитания

1. Собственная инерция.

2. Отсутствие силы воли.

3. Разочарование из-за неудач.

4. Трудность процесса.

5. Недостаток времени.

6. Отсутствие достаточной мотивации.

7. Лень

Вряд ли кто-то из добившихся успеха может сказать, что дорога, ведущая к нему, была легкой.

— Как вы думаете, какие факторы влияют на процесс самообразования и самовоспитания?

(Ученики называют следующие факторы.)

• Притязания личности на признание себя в коллективе;

• заинтересованность в приобретении знаний;

• ориентация на положительные примеры;

• создание обстановки здоровой критики и самокритики;

• внесение в рабочий процесс атмосферы состязательности.

— С помощью приема “Групповая скульптура” мы узнаем о методах, с помощью которых можно организовать процесс самообразования. Разделитесь на пары, один из вас будет играть роль скульптора, другой — роль глины.

(На столе разложены карточки с названиями методов. Скульптор должен “изваять” статую, символизирующую тот или иной метод, а ученик, изображающий статую, должен точно передать сущность заданного метода.

Карточки с названиями методов: самоприказ, самопринуждение, самопоощрение, самонаказание, самоконтроль, самонапоминание.

Обсуждение выполнения задания.)

2. Формы самообразования

Основная форма самообразования — изучение литературы: научной, научно-популярной, учебной, художественной и др.

— Внимательно изучите схему “Формы самообразования” на с. 59 учебника. Разделитесь на восемь групп. Каждая выбирает одну из форм самообразования, представленных на схеме, и приводит примеры, подтверждающие действенность указанного способа.

(Проверка выполнения задания.)

— Послушайте притчу.

Однажды молодой человек пришел к мудрецу и спросил: “Господин, что я должен делать, чтобы обрести мудрость?” Мудрец ничего не ответил. Повторив несколько раз свой вопрос и не получив ответа, юноша наконец ушел, чтобы вернуться на следующий день с тем же вопросом.

Снова не получив ответа, он ушел и вернулся на третий день, опять повторяя: “Господин, что я должен делать, чтобы стать мудрецом?” Мудрец повернулся и направился к близлежащей реке. Он вошел в воду и кивком пригласил юношу следовать за собой. Достигнув достаточной глубины, мудрец взял молодого человека за плечи и держал его под водой, невзирая на попытки юноши освободиться. Когда же тот освободился и его дыхание выровнялось, мудрец спросил его:

— Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал сильнее всего? Юноша ответил без колебаний:

— Воздуха! Воздуха! Я хотел только воздуха!

— А не предпочел бы ты этому богатство, удовольствия, власть и любовь, сын мой? Не думал ли ты об этих вещах? — допытывался мудрец.

— Нет, господин, я хотел воздуха и думал лишь о воздухе, — последовал немедленный ответ.

— Тогда, — сказал мудрец, — чтобы стать мудрым, ты должен желать мудрости с такой силой, с какой ты только что жаждал воздуха. Ты должен бороться за нее вплоть до исключения всех других целей в жизни. Если ты будешь стремиться к мудрости с такой страстью, сын мой, ты обязательно станешь мудрым.

— Как вы поняли эту притчу?

(Ответы учеников.)

— Обратимся к рубрике “Жил на свете человек” на с. 59—60 учебника. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

— Что вы узнали о герое рубрики?

— О какой школе мечтал В. А. Сухомлинский?

— Как были организованы занятия в школе Сухомлинского?

— Каким образом педагог приучал своих воспитанников к самостоятельности?

— Как вы думаете, утратила ли школа Сухомлинского свое значение в наше время? Ответ поясните.

— Хотели бы вы учиться в школе Сухомлинского? Почему? (Ответы учеников.)

3. Испокон века книга растит человека

Безусловно, первое место в системе образования и самообразования занимает книга.

— У вас есть любимые книги?

— Вспомните и расскажите о том, какую роль в вашей жизни сыграли любимые книги.

— Чему они вас научили?

— Как вы понимаете слова мудреца, приведенные в учебнике: “Не тот умен, кто все знает, — все знать невозможно, — а тот, кто знает, где и о чем можно прочитать”?

(Ответы учеников.)

— Книги не только учат и воспитывают. Послушайте строки из “Баллады о борьбе” поэта и автора-исполнителя песен В. С. Высоцкого.

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,

Средь военных трофеев и мирных костров

Жили книжные дети, не знавшие битв,

Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден их возраст и быт,

И дрались мы до ссадин, до смертных обид,

Но одежды латали нам матери в срок,

Мы же книги глотали, пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,

И сосало под ложечкой сладко от фраз.

И кружил наши головы запах борьбы,

Со страниц пожелтевших слетая на нас.

И пытались постичь мы, не знавшие войн,

За воинственный крик принимавшие вой,

Тайну слова “приказ”, назначенье границ,

Смысл атаки и лязг боевых колесниц.

А в кипящих котлах прежних войн и смут

Столько пищи для маленьких наших мозгов.

Мы на роли предателей, трусов, иуд

В детских играх своих назначали врагов.

И злодея следам не давали остыть,

И прекраснейших дам обещали любить,

И, друзей успокоив и ближних любя,

Мы на роли героев вводили себя.

Только в грезы нельзя насовсем убежать,

Краткий век у забав, столько боли вокруг.

Постараться ладони у мертвых разжать

И оружье принять из натруженных рук.

Испытай, завладев еще теплым мечом

И доспехи надев, что почем, что почем!

Испытай, кто ты — трус иль избранник судьбы,

И попробуй на вкус настоящей борьбы.

И когда рядом рухнет израненный друг

И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,

И когда ты без кожи останешься вдруг

Оттого, что убили его, не тебя,

Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал,

По оскалу забрал — это смерти оскал,

Ложь и зло — погляди, как их лица грубы,

И всегда позади воронье и гробы.

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,

Если руки сложа наблюдал свысока,

А в борьбу не вступил с подлецом, с палачом,

Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем.

Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почем,

Значит, нужные книги ты в детстве читал.

Как же найти именно ту книгу, которая вам необходима?

— Работая со схемой “Как получить нужную книгу?” на с. 60 учебника, ответьте на это вопрос.

(Проверка выполнения задания.)

Предания гласят, что византийская принцесса Софья Палеолог, выходя замуж за московского великого князя Ивана III, привезла на Русь как приданое библиотеку, которую много веков собирали императоры Восточной Римской империи. Чтобы сохранить ее в деревянной Москве, где пожары были нередки, будущая бабка Ивана IV Грозного призвала итальянского архитектора Фиораванти, который построил под Кремлем подземный ход и каменный бункер для книг. Как пробраться в заветный тайник, знали только сами великие князья и особо приближенные слуги. Но после смерти Ивана Грозного началось Смутное время, во время голода и гражданской войны все посвященные в тайну погибли. Так и пылятся где-то в подземельях Москвы неизвестные поэмы Гомера, труды Аристотеля, Платона и древнейшие Евангелия. Кто знает, может быть, именно вы сумеете отыскать эту библиотеку.

Сегодня наши возможности значительно возросли благодаря появлению электронных книг и библиотек.

— Работая в парах, подумайте, в чем преимущества и недостатки электронных книг.

(Проверка выполнения задания.)

Пополнить и обновить знания помогают нам и научно-популярные журналы.

— Какие научно-популярные журналы вы знаете?

— Какие из них вам нравятся? Почему?

(Ответы учеников.)

Действительно, существует множество интересных журналов. Предлагаю вам познакомиться с фрагментами некоторых статей из них и поделиться своими впечатлениями.

Дополнительный материал

“Зимбабве” — каменный дом

(фрагмент статьи из журнала “Вокруг света”, основанного в 1861 г.)

Эти руины давно уже не дают покоя исследователям Африки. Я впервые узнал о них из книги чешского путешественника прошлого века Эмиля Голуба: “На одной из многочисленных гранитных скал с круглой вершиной я обнаружил развалины, которые в дальнейшем помогут раскрыть историю прежних обитателей центральной части Южной Африки. Это была стена высотой от 0,2 до 2 м и толщиной 30—50 см. Она окружала вершину скалы и была сложена частично из больших каменных глыб, частично — из гранитных плиток, покоившихся друг на друге и ничем не скрепленных...”

Центральное место среди развалин занимает священный холм. На него взбирались по узкой лестнице, вьющейся между скал. Лестница оканчивалась у квадратных ворот, пробитых в стене. Внутри ограды круговая тропа вела к площадке, где плавили золото и совершали обряды. С холма хорошо виден дворец правителя Мономотапы, обнесенный каменной оградой.

Гипотезы о происхождении комплекса существуют уже более ста лет — с тех пор как руины обнаружил немецкий путешественник Карл Маух. Исследователи разделились на два лагеря. Одни считают, что сооружения построили пришельцы из-за моря, и в комплексе Большого Зимбабве они видят шумерские, индийские и малайские черты. Другие придерживаются гипотезы о местных корнях традиции каменного строительства. Ведь на языке языков банту зимбабуэ означает “каменные дома”. Доказательств в пользу второй версии много. Взять хотя бы птиц из стеатита, мыльного камня, на каменных пьедесталах, найденных в разных уголках комплекса. Подобные находки неизвестны за пределами этого региона, зато птицы из дерева на деревянных же пьедесталах с древних времен считаются здесь защитниками от злого духа у басуто, бавенда и других народов Южной Африки. Только сами птицы разные — скопа, орел-стервятник и фламинго. А искусство каменного строительства до сих пор сохранилось у вангве Замбии и у бавенда Северного Трансвааля.

Десять самых красивых экспериментов в истории науки

(фрагмент статьи из журнала “Юный натуралист”, основанного в 1928 г.)

Однажды осенним днем 1772 г. парижане, прогуливавшиеся недалеко от Лувра, в саду Инфанты, вдоль набережной Сены, могли видеть странное <...> сооружение в виде деревянной платформы на шести колесах. На ней были установлены огромные стекла. Две самые большие линзы <...> были скреплены вместе так, чтобы из них получилось увеличительное стекло, собиравшее солнечные лучи и направлявшее их на вторую линзу, поменьше, а затем на поверхность стола. На платформе стояли занятые в эксперименте ученые в париках и черных очках, а их ассистенты сновали, как матросы по палубе, настраивая все это сложное сооружение на солнце, непрерывно держа плывущее по небосклону светило “под прицелом”.

Среди людей, которые воспользовались этой установкой — “ускорителем элементарных частиц” XVIII в., — был Антуан Лоран Лавуазье. Его тогда занимало, что происходит при сжигании алмаза.

Давно было известно, что алмазы горят, и местные ювелиры попросили Французскую академию наук исследовать, не таится ли в этом какой-нибудь риск. Самого Лавуазье интересовал несколько иной вопрос — химическая сущность горения. Вся прелесть “поджигающего стекла” заключалась в том, что оно, фокусируя солнечные лучи в точке, находящейся внутри контейнера, нагревало все, что в эту точку можно было поместить. Дым из сосуда можно было направить по трубке в сосуд с водой, осадить содержащиеся в нем частицы, затем выпарить воду и проанализировать остаток.

К сожалению, эксперимент не удался: от интенсивного нагрева стекло постоянно лопалось. Однако Лавуазье не отчаивался — у него были и другие идеи. Он предложил Академии наук программу по изучению “воздуха, содержащегося в веществе”, и того, как он, этот воздух, связан с процессами горения.

(Ученики делятся своими впечатлениями о прочитанном материале.)

4. Самообразование — путь к успеху

Как гласит знаменитая пословица, “человек — кузнец своего счастья”. Что же стоит за этими простыми и хорошо известными словами?

— Самостоятельно работая с текстом “Самообразование — путь к успеху” на с. 62 учебника, докажите на конкретных примерах судеб знаменитых людей, что приведенная фраза соответствует истине.

(Проверка выполнения задания.)

5. Новые возможности

В информационном обществе огромные возможности предоставляет Интернет.

(Два варианта организации работы.

Первый вариант. При наличии Интернета в кабинете проводится практическая групповая работа с сайтами.

Второй вариант. При отсутствии Интернета ученики знакомятся с сайтами посредством мультимедийной презентации.)

— Итак, предлагаю совершить путешествие в удивительный виртуальный мир Всемирной паутины. Разделитесь на группы. Каждая знакомится с содержанием того или иного сайта и презентует его.

Первая группа знакомится с познавательным порталом www.clow.ru (материалы о народах России и ее столице, об истории человечества).

Вторая группа знакомится с познавательным порталом www.natureworld.ru (материалы о природе, диких и домашних животных, растениях).

Третья группа знакомится с порталом для детей www.webdeti.net (материалы о космосе, организме человека, спорте, технике, истории, науке, животных и др.).

Четвертая группа знакомится с познавательным порталом www.adalin.mospsy.ru (подборка интересных опытов и фокусов для детей: невидимые чернила, разбегающиеся зубочистки, могучая скорлупа, соломинка-пипетка, соломинка-флейта, сильная газета, могучее дыхание, рекордный вес и др.).

Пятая группа знакомится с познавательным порталом www.potomu.ru (детская энциклопедия онлайн, содержащая множество ответов на различные вопросы; материалы разбиты на рубрики: анатомия, биология, астрология, география, история, математика, мифология, музыка, наука и техника, религия, физика, химия, экология и др.).

Шестая группа знакомится с познавательным порталом www.what-this.ru (материалы о человеке, природе, науке, выдающихся ученых).

(Презентация работ.)

Сегодня для вас выпускают и различные DVD-диски, например, “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия”. Это особенная мультимедийная энциклопедия: на диске собраны не только статьи, но и множество красочных иллюстраций, видео, музыка, мультфильмы, объемные модели, игры, анимированные карты и др.

(Учитель демонстрирует фрагмент энциклопедии.)

6. Самообразование и самоорганизация

— Работая с текстом “Самообразование и самоорганизация” на с. 63 учебника, вы должны письменно составить алгоритм работы над самообразованием и определить ее результаты.

(Проверка выполнения задания и корректировка алгоритма.)

I этап

1. Оценка ситуации.

а) Какими знаниями я обладаю?

б) Какими умениями я обладаю?

в) Чего мне не хватает?

2. Постановка цели.

3. Наметка пути достижения поставленной цели.

4. Выбор средств достижения цели.

II этап

Сами действия по достижению цели.

На этом этапе важно:

1) оценивать промежуточные результаты деятельности;

2) сравнивать их с поставленной целью;

3) при необходимости:

а) менять средства достижения цели;

б) определять новые пути;

в) подбирать более подходящие способы.

Результаты работы

Самоконтроль и самооценка деятельности, навык самостоятельной работы по овладению новыми знаниями и умениями, т. е. самоорганизация познавательной деятельности.

— Как вы думаете, легко ли заниматься самообразованием и самоорганизацией? Что может помочь в этом деле?

— Послушайте притчу.

Два путника шли через пустыню. Один был учителем, другой — учеником. Они бежали от царского гнева и не успели взять достаточно воды и еды. Пришлось экономить каждый кусок и каждый глоток. На третий день все припасы кончились.

— Терпи, юноша, завтра мы придем в оазис. Там есть колодец, полный воды, — сказал учитель. Ученик, услышав эти слова, приободрился и двинулся вперед. На следующий день путники не увидели оазиса, но им удалось утолить жажду с помощью кактуса.

— Я не учел, что мы идем слишком медленно. Завтра мы обязательно дойдем до оазиса и до колодца с водой, — спокойно сказал учитель.

Так учитель говорил в течение многих дней. Каждый раз он уверял юношу, что завтра они найдут колодец с водой. Иногда им удавалась собрать несколько капель росы с колючего кустарника или найти съедобный кактус. Но были дни, когда жажда отнимала все силы. Только слова учителя заставляли юношу идти вперед.

Наконец они увидели долгожданный оазис. Хозяин оазиса был другом учителя и принял двух путников как дорогих гостей.

— Как долго ты сюда шел? — спросил хозяин учителя.

— Десять дней, как обычно. Моему ученику было тяжело без воды.

— Как же ты смог заставить его идти? — удивился хозяин оазиса.

— Каждый день я обещал ему, что завтра мы увидим колодец с водой. Жажда терпима, если колодец не высох. Юноша первый раз попал в пустыню. Он не смог бы дойти до колодца, который находится далеко, — объяснил учитель.

(А. Лопатина, М. Скребцова “Притчи для детей и взрослых”)

— Почему учитель не сказал юноше, что оазис находится далеко?

— Одни люди выбирают большую цель и долго трудятся, чтобы достичь ее, другие ставят маленькую цель, чтобы быстро достичь ее. К каким людям относитесь вы?

— Как бы вы поддержали друга в дальней дороге, если бы у него было мало сил?

— Подумайте, какой цели вы хотите достичь, и напишите большими красивыми буквами слова: “Я СМОГУ”. Чаще повторяйте их, когда хотите чего-то достичь.

IV. Закрепление изученного материала

— Подумайте и объясните, какой смысл вложил в слово урок А. С. Пушкин, говоря: “Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок”.

— Как вы думаете, почему первая детская энциклопедия в России вышла в серии “Библиотека для самообразования”?

— Максим пришел в читальный зал и обратился к библиотекарю: “Мы сейчас проходим тему о том, как человек изучает природу. Что вы мне посоветуете?” Можно ли сказать, что Максим занялся самообразованием? Поясните свой ответ.

(Ответы учеников.)

— Составьте синквейн по теме “Самообразование”.

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов уроков. Рефлексия

— Выразите свое отношение к проведенному уроку, используя следующие фразы.

• Я понял(а)...

• Я узнал(а) о...

• Я не согласен(на) с...

Домашнее задание

1. Прочитать § 7, с. 58—64 учебника.

2. Задание на выбор.

• Выразите свое отношение к высказыванию Н. А. Рубакина: “Всякое настоящее образование достигается путем самообразования”.

• Вместе с родителями постарайтесь разрешить парадокс Августина: “Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве”.

• Русский писатель Д. И. Писарев считал, что настоящим образованием является только самообразование и что оно начинается тогда, когда человек прощается со всеми школами. Какие особенности самообразования отражает суждение Писарева?