ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

Обществознание 11 класс - Поурочные разработки

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:

личностных:

— осознание значимости правовых механизмов регулирования экономической сферы общественных отношений;

— формирование правосознания и правовой культуры;

— способность ставить цели и строить жизненные планы в социально-трудовой сфере;

— формирование активной жизненной позиции;

метапредметных:

— умение анализировать и сопоставлять тенденции экономического развития общества с изменениями нормативно-правовой базы;

— формирование уважительного отношения к собственности, предпринимательской деятельности;

— способность анализировать реальные социальные ситуации для осуществления экономических действий, основанных на правомерном поведении;

— формирование навыка выявления причинно-следственных связей при анализе экономико-правовых явлений;

предметных:

— владение понятиями «предпринимательские правоотношения», «принципы предпринимательского права», «лицензирование», «государственная регистрация»;

— анализ предпринимательских правоотношений как особого вида правоотношений;

— умение объяснять явления социальной действительности с опорой на базовые понятия права.

Задачи занятия:

1) сформировать представления о предпринимательском праве как отрасли российского права;

2) охарактеризовать основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

3) представить основные проблемы правового регулирования предпринимательства в современном обществе.

II. Место темы в системе учебных занятий

Данная тема знакомит учащихся с основами правового регулирования предпринимательской деятельности — базовыми знаниями из области предпринимательского права. Изучение материала осуществляется на основе ранее полученных знаний об основных участниках экономики (7 класс), о праве как особом регуляторе общественных отношений (10 класс). Богатый иллюстративный и фактический материал о различных сторонах истории предпринимательства, в том числе отечественного, предоставляют школьные курсы истории, экономической географии, экономики. Всё это позволяет сформировать представление об основных нормах предпринимательского права и регулировании правоотношений предпринимателей на практике. Полученные знания старшеклассники могут применить в реальной жизни, что позволяет действующее российское законодательство. Юноши и девушки имеют возможность заниматься предпринимательской деятельностью в различных сферах (о которых упоминается в тексте) и законным путём зарабатывать деньги.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Конституция Российской Федерации (любое издание).

Ершова И. В. Предпринимательское право. Вопросы и ответы. — М., 2009. — Главы I—IV.

Ефимова О. В. Предпринимательское право. — М., 2013. — Гл. 1, 2.

Обществознание. Школьный словарь (любое издание).

Просветов Г. И. Стратегия и тактика ведения бизнеса. — М., 2012. — Гл. 5.

Райзберг Б. А. Основы бизнеса: учеб, пособие. — М., 2009. — Гл. 2, 4, 5, 11.

Журналы «Свой бизнес», «Профиль», «Итоги», «Коммерсант» и др.

Оборудование

Компьютер, проектор, раздаточный материал для обсуждения, карточки с заданиями к упражнениям и с тестовыми заданиями.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. Традиционные (комбинированные) уроки — проведение школьной лекции, беседа по основным фрагментам темы, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, работа с документами, выполнение заданий, обсуждение проблемных вопросов, анализ реальных ситуаций, итоговое закрепление материала.

2-й вариант. Уроки самостоятельного изучения учащимися учебного текста. Возможна организация как индивидуальной самостоятельной работы учащихся, так и работы в группах.

Ход занятия

Мотивационный этап

Вводную часть урока целесообразно начать с обращения к понятию «правоотношение», изученному в 10 классе, чтобы подвести учащихся к конкретизации понятия предпринимательских правоотношений. Для этого полезно организовать беседу по следующим вопросам: 1) Что мы понимаем под предпринимательской деятельностью в целом? 2) Когда и в каком блоке тем мы изучали определение «правоотношения»? 3) Почему предпринимательская деятельность требует правовой регламентации? 4) Как связаны экономическая и правовая сферы жизни общества?

В обсуждение могут быть включены и проблемные вопросы, сформулированные в начале параграфа.

Учитель помогает обобщить результаты беседы и сделать необходимые выводы о роли правового регулирования экономической сферы.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Правовые основы предпринимательства.

2. Организационно-правовые формы предпринимательства.

3. Как открыть своё дело.

1. Учебный материал строится вокруг понимания предпринимательства как правового явления и изучения базового понятия предпринимательских правоотношений. Один из возможных вариантов — беседа с учащимися по следующим вопросам: 1) Предпринимательство как юридический термин. 2) Предпринимательские правоотношения — основное понятие предпринимательского права. 3) Источники предпринимательского права. 4) Принципы правового регулирования предпринимательства в Российской Федерации.

Предпринимательство чаще рассматривается как понятие экономическое (например: Обществознание. Школьный словарь. 10—11 кл.). Рекомендуем сделать акцент на том, что при изучении темы речь пойдёт о понимании предпринимательства как явления с точки зрения права. На основе изученного ранее блока правовых тем (10 класс) конкретизируем понятие предпринимательских правоотношений. Необходимо обратить внимание учащихся также на существенную особенность предпринимательского права — достаточно широкий круг источников. При рассмотрении принципов правового регулирования предпринимательской деятельности можно чуть подробнее остановиться на рассмотрении принципа поддержки добросовестной конкуренции и недопустимости монополизации рынка. Следует проиллюстрировать материал фактами, связанными с периодом становления предпринимательского права как отрасли: в 1991 г. вышел Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в 1995 г. был издан Закон РФ «О естественных монополиях», а в 1999 г. потребовалось введение Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Рассмотрение принципа многообразия форм собственности позволяет перейти к изучению вопроса об организационно-правовых формах предпринимательства.

2. Учебный материал позволяет более подробно познакомиться с участниками предпринимательских правоотношений — субъектами предпринимательского права, в качестве которых могут выступать граждане, коммерческие организации или государство. При этом организационно-правовые формы коммерческих организаций крайне разнообразны. Систематизировать полученные знания поможет таблица, которая может быть дана учителем по ходу объяснения. Можно попросить учащихся самостоятельно заполнить по мере объяснения учебного материала предложенные учителем столбцы.

Субъекты предпринимательских правоотношений

Граждане (физические лица)

Коммерческие организации

(юридические лица)

Государство

Индивидуальный предприниматель.

Фермерское хозяйство

Хозяйственные товарищества:

— полные товарищества;

— товарищества на вере.

Хозяйственные общества:

— общества с ограниченной ответственностью;

— общества с дополнительной ответственностью;

— акционерные общества.

Производственные кооперативы

Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Акционерные общества

Достаточно подробное описание ряда наиболее распространённых форм предпринимательской деятельности в тексте учебника ставит целью подвести учащихся к их сопоставлению, сравнению. Организовать работу учащихся с текстом поможет сравнительная таблица, заполнение которой предложено в задании 1.

В зависимости от уровня подготовки учащихся заполнение таблицы может происходить самостоятельно или с поясняющими комментариями учителя. При этом таблица заполняется целиком или частично, а работа учащихся может быть организована индивидуально или в группах. Обратим внимание на то, что заполнить самостоятельно таблицу до конца (раздел «Учредительные документы») учащиеся смогут только после знакомства с материалом раздела параграфа «Как организовать своё дело».

Итоговый вариант заполненной таблицы может выглядеть следующим образом:

Организационно-правовая форма

Участники (кем создаётся)

Учредительные

документы

Капитал

Ответственность

Индивидуальный предприниматель

Физические лица (граждане)


Не оговорён

По всем обязательствам отвечает своим имуществом

Товарищество полное

Юридические лица (ИП и коммерческие организации)

Учредительный договор

Не оговорён

По всем обязательствам товарищества отвечают своим имуществом солидарно

Товарищество на вере

Юридические лица (ИП и коммерческие организации) и участники-вкладчики

Учредительный договор

Не оговорён

По всем обязательствам товарищества юридические лица отвечают своим имуществом солидарно, участники-вкладчики — в пределах внесённых вкладов

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Физические и юридические лица (граждане) и коммерческие организации

Устав, учредительный договор

Не менее 100 минимальных размеров оплаты труда

По всем обязательствам отвечают в пределах внесённых вкладов

Открытое акционерное общество (ОАО)

Физические и юридические лица (граждане) и коммерческие организации

Устав

Не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда

Акционер не отвечает по обязательствам общества

Закрытое акционерное общество (ЗАО)

Физические и юридические лица (граждане) и коммерческие организации. По количеству выпущенных акций

Устав

Не менее 100 минимальных размеров оплаты труда

Акционер не отвечает по обязательствам общества

Государственные и муниципальные организации и предприятия

Руководитель предприятия, исполнительный орган

Устав

Является государственной или муниципальной собственностью

Отвечает перед государственной или муниципальной властью

Видимо, следует предложить учащимся проанализировать взаимосвязь организационных форм предпринимательской деятельности и степень заинтересованности работающего. Для этого можно обратиться к фрагменту текста ведущего российского экономиста В. Попова «Работник и отношения собственности» (Дидактические материалы, тема 33, текст 2, с. 117).

Закрепить изученный материал о предпринимательских правоотношениях и об организационно-правовых формах предпринимательства позволит рассмотрение первого практического вывода к параграфу. Можно рекомендовать учащимся к уже сформулированным пяти правилам достижения успеха в предпринимательской деятельности добавить своё (шестое, седьмое?) правило. Возможно, учащиеся сами выделят значимость грамотного правового оформления предпринимательской деятельности. Также можно работать с источниками и организовать сравнение условий успешного бизнеса, выделенных М. Смоллом и Дж. Рокфеллером (Дидактические материалы, тема 36, текст 3, с. 129). Также целесообразно вместе с учащимися разобрать высказывание П. Друкера (задание 5) и прокомментировать его. Полезно также использовать задание 4 к параграфу о частном случае неправильного оформления предпринимательской деятельности.

3. Последний вопрос в большей степени касается применения полученных знаний на практике. Учащимся можно предложить следующую информацию. Экономисты выделяют разные виды предпринимательства: производственное, коммерческо-торговое и финансово-кредитное, страховое, посредническое и т. д. В зависимости от отрасли хозяйственной деятельности производственное предпринимательство может быть связано с промышленностью, строительством, сельским хозяйством и т. д. Риск, что затраты на продукцию окажутся слишком высокими, товар не будет соответствовать требуемому качеству, а поэтому не найдёт своего покупателя, приводит к тому, что развитие бизнеса в производственной сфере тормозится. Это характерно и для современной России. Российский импорт в 2012 г. составил 312,6 млрд долл., увеличившись по сравнению с 2011 г. на 2,3%. До 50% потребляемой сельскохозяйственной продукции производится за рубежом.

Учёные считают, что именно от производственного предпринимательства зависят экономический рост и уровень социального развития общества (попробуйте обосновать почему). Другой вид предпринимательства (коммерческо-торговое) развивается в России достаточно быстро. Эта деятельность мобильна, быстрее приспосабливается к потребностям общества, так как непосредственно связана с конкретным потребителем. Финансово-кредитное предпринимательство в нашей стране представляет собой достаточно молодой, но быстро развивающийся бизнес. В России активно работают финансово-кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи и другие специализированные организации. Учащимся можно предложить подумать над вопросом: будет ли принципиально различаться правовое оформление предприятия коммерческо-торгового, производственного или финансово-кредитного профиля?

Далее можно перейти к выполнению задания 2 к параграфу — составлению «Памятки начинающего предпринимателя». Это может быть самостоятельная работа учащихся, возможно, при выполнении задания потребуется комментарий учителя.

«Памятка начинающего предпринимателя» может содержать несколько этапов. Мы предлагаем максимально подробное описание, учитель может предложить выделить наиболее значимые этапы.

I. Принятие решения и его оформление

Издание постановления государственной власти о создании предприятия.

Протокол заседания учредителей — решение о создании предприятия.

Единоличное решение человека заняться предпринимательской деятельностью


II. Подготовка учредительных документов

Разработка устава.

Составление учредительного договора

III. Проверка наименования фирмы на неповторяемость

(по желанию заявителя)

IV. Формирование уставного капитала, паевого фонда, уставного фонда

V. Подача документов для регистрации

Необходимые документы: заявление, учредительные документы. Копии свидетельств о регистрации учредителей — юридических лиц.

Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины

VI. Оформление свидетельства о государственной регистрации и внесение юридического лица в Единый государственный реестр

VII. Регистрация в органах статистики

VIII. Открытие расчётного счёта в банке

IX. Изготовление печати

X. Постановка на учёт в налоговом органе

Присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН предприятия).

Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе. Занесение в государственный реестр предприятий

XI. Постановка на учёт в государственных внебюджетных социальных фондах

Пенсионный фонд.

Фонд обязательного медицинского страхования.

Фонд государственного социального страхования.

Фонд занятости

«Памятка начинающего предпринимателя» — руководство, содержащее информацию о том, что следует делать. Можно обсудить и вопрос о том, чего делать не следует. Нарушение правил правового регулирования предпринимательской деятельности может повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственность. Проиллюстрировать это можно, обратившись к фрагментам документов, предложенным в конце параграфа.

Дополнительным вопросом к текстам документов, помимо предложенных в учебнике, может быть вопрос о нарушении правил лицензирования. Предложите учащимся подумать, почему лицензированию профессиональной деятельности государство придаёт важное значение.

Этап закрепления

Завершая изучение темы, можно предложить выполнить в группах следующее задание. Учащиеся должны ответить на вопросы: 1) Какое дело вы решили бы открыть в будущем? 2) Почему выбор остановился на предприятии коммерческо-торговой (производственной или финансово-кредитной) сферы деятельности? 3) Необходима ли для осуществления задуманного государственная регистрация, получение лицензии? 4) Какая организационно-правовая форма наиболее приемлема для реализации задуманного? 5) Каков будет алгоритм создания вашей фирмы?

Если учащиеся затрудняются сами определить сферу возможного применения предпринимательских способностей и открытия своего дела, то учитель может предложить набор ситуаций, анализируя которые учащиеся отвечают на поставленные выше вопросы. Примерами таких ситуаций могут быть:

1. Торговля сельскохозяйственной продукцией, выращенной на приусадебном участке.

2. Открытие ателье по пошиву одежды.

3. Розничная торговля (книги, аудиодиски и др.) посредством Интернета.

4. Организация досуговой деятельности (дискотеки, тематические вечера, детские праздники, мастер-классы).

5. Организация экскурсий (пешеходных, автобусных).

6. Изготовление сувенирной продукции, изделий прикладного творчества.

Систематизировать полученные знания поможет повторное обращение к практическим выводам по теме — о существующих правилах достижения успеха в предпринимательской деятельности и значимости грамотного правового её оформления. Возможно и обращение к вопросам: зачем человеку открывать своё дело? Чем рискует предприниматель? Может ли быть прибыль без риска? А риск без прибыли? Каждый ли может быть предпринимателем?

В завершение изучения темы можно обратиться к проблемам этики предпринимательства. Данная проблема удачно освещена в учебном пособии Б. А. Райзберга (Райзберг Б. А. Основы бизнеса: Учебное пособие. — М., 2009. — Раздел 11.1).

Проверить результативность усвоения изученного можно с помощью заданий.

1. Физическое лицо становится субъектом предпринимательского права, если оно регистрирует:

1) общество с ограниченной ответственностью

2) фермерское хозяйство

3) производственный кооператив

4) муниципальное унитарное предприятие

2. Что из перечисленного ниже является коммерческой организацией?

1) общество с ограниченной ответственностью

2) фермерское хозяйство

3) индивидуальное предпринимательство

4) муниципальное унитарное предприятие

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Предпринимательское право — комплексная ____________________ (А) права, нормы которого регулируют отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею. ____________________ (Б) предпринимательского права являются физические лица, ____________________ (В), государство. Предпринимательское право относится к области регулирования ____________________ (Г) права. Основными ____________________ (Д) предпринимательского права являются ____________________ (Е), Гражданский кодекс РФ, другие законы, например «О защите прав потребителей».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) источники

2) Конституция РФ

3) частное

4) Семейный кодекс РФ

5) объекты

6) юридические лица

7) публичное

8) отрасль

9) субъекты

Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д

Е







Домашнее задание

Учебник, § 6. Задание 5 и вопросы для самопроверки. Работа над эссе (по образцу работы в материалах ЕГЭ). Тема «Размышления над высказываниями выдающихся людей, представленными в рубрике «Мысли мудрых».

Учащимся, проявившим интерес к теме: проект «Правовая грамотность граждан России в области предпринимательского права (социологический опрос)».