ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

Обществознание 11 класс - Поурочные разработки

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:

личностных:

— готовность к рациональному экономическому поведению в условиях как подъёма, так и спада экономической активности в стране;

метапредметных:

— умение анализировать экономические данные с целью выявления иллюстрируемых ими тенденций;

— умение давать обоснованные оценки отдельным событиям, отражающим прогрессивные или регрессивные тенденции в экономическом развитии страны;

— умение использовать наглядные формы представления информации в качестве источника социально-экономических знаний;

— критическое восприятие и осмысление экономической информации, отражающей различные подходы в освещении и интерпретации экономических событий, формулирование собственных заключений и оценочных суждений;

предметных:

— овладение понятиями «экономический рост», «экономическое развитие», «экономический цикл»;

— осознание зависимости благосостояния граждан от темпов экономического роста в стране;

— умение определять и оценивать последствия цикличности развития экономики для личности и общества;

— умение искать и использовать информацию, характеризующую уровень благосостояния граждан.

Задачи занятия:

1) раскрыть понятие «экономический рост» и способы измерения этого роста;

2) показать экстенсивный и интенсивный пути достижения экономического роста;

3) раскрыть факторы экономического роста;

4) раскрыть понятие «экономическое развитие»;

5) охарактеризовать циклический процесс чередования отдельных фаз экономической активности в стране.

II. Место темы в системе учебных занятий

В учебном процессе используется материал предыдущего параграфа об измерителях экономической деятельности: ВНП и ВВП, об их номинальной и реальной оценке, о ВВП на душу населения как одном из основных показателей уровня жизни граждан.

Усвоение содержания данной темы является условием адекватного восприятия последующих разделов курса. Так, цикличность экономического развития предполагает определённую динамику всех макроэкономических показателей, прежде всего темпов роста инфляции и уровня безработицы. Содержание данной темы также формирует основу для понимания целей и инструментов экономической политики государства.

Примеры конкретных проявлений экономических циклов, кризисов и пиков экономического развития отдельных стран можно почерпнуть из учебных пособий по истории.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Королёва Г. Э. Экономика: 10—11 классы: проектирование учебного курса: метод, рекомендации. — М., 2010. — Тема 13.

Савицкая Е. В., Серёгина С. Ф. Уроки экономики в школе. Кн. 2. Пособие для учителя. — М., 2008. — Тема 10.

Экономическая теория: учеб, для вузов / А. И. Амосов, А. И. Архипов, А. К. Большаков и др. — М., 2006. — Гл. 20, 21.

Оборудование

Раздаточный материал (схема «Факторы экономического роста», диаграммы для лабораторного занятия «Циклы деловой активности», вопросы для закрепления). Технические средства для презентации схем «Экономический рост» и «Экономический цикл».

IV. Организация учебной деятельности

1-й вариант. Традиционные комбинированные уроки с последовательным изучением на них вопросов темы.

2-й вариант. Изучение нового материала в рамках лабораторного занятия, семинара, ролевой игры.

Ход занятия

Мотивационный этап

Учитель предлагает ученикам ситуацию: «Представьте, что вы стоите перед выбором: сразу после школы поступить в вуз или сначала поработать, чтобы скопить денег, и затем поступить в вуз? В это время вы услышали в новостях сообщение о том, что в стране отмечается экономический рост. Что это значит? Может ли эта информация повлиять на ваше решение о выборе варианта своей карьеры?» Можно зафиксировать ответ учащихся на этот вопрос и отметить, что класс к нему ещё вернётся.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Экономический рост: понятие, способы измерения.

2. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Факторы экономического роста.

3. Причины циклического развития.

4. Экономическое развитие.

1. Изучение первого пункта плана поможет сформировать у учащихся представление о том, что от экономического роста зависит богатство страны и благосостояние каждого гражданина. Реализация социальных программ, развитие науки, образования, здравоохранения, решение экологических проблем становятся возможными на основе экономического роста. Поэтому экономический рост — одна из основных целей любого государства.

Необходимо выявить показатель, при помощи которого можно измерить экономический рост. Таким показателем является валовой внутренний продукт. Следует обратить внимание учащихся на то, что далеко не всегда увеличение ВВП означает экономический рост. Полезно пояснить, что в определении экономического роста, данном в учебнике, существенными являются три признака: оценивается реальный, а не номинальный ВВП; увеличение номинального ВВП может быть обусловлено ростом цен, а не ростом богатства страны; экономический рост — это многолетний процесс, увеличение ВВП за короткий период времени не является признаком экономического роста. Предполагается, что ВВП растёт как в абсолютном значении, так и в расчёте на душу населения: даже многолетний рост реального ВВП не будет признаком экономического роста, если темпы роста населения в стране опережают темпы роста ВВП, поскольку в этом случае уровень благосостояния граждан будет снижаться.

2. Далее раскрывается значение таких понятий, как рост экстенсивный и рост интенсивный. Уместно попросить учащихся вспомнить, какие факторы производства им известны. Внимание школьников фиксируется на том, что экстенсивный экономический рост может быть обусловлен тем, что в стране происходит увеличение количества доступных факторов производства; интенсивный экономический рост обусловлен повышением качества используемых ресурсов. Повышение качества факторов производства даёт возможность увеличить отдачу, производительность ресурсов при том же их количестве: повышение производительности труда, доступность природных ресурсов более высокого качества; совершенствование техники и технологии; повышение качества управления.

Материал по вопросу о факторах экстенсивного и интенсивного роста поможет усвоить работа с таблицей.

Факторы экономического роста

Факторы

Экстенсивный рост

Интенсивный рост

Открытие месторождений

Рост добычи полезных ископаемых

Совершенствование управления производством

Установка оборудования

Открытие дополнительного цеха

Рост количества трудовых ресурсов

Научная организация труда

Импортные ресурсы

Технический прогресс

Повышение производительности труда

Улучшение распределения ресурсов

Повышение профессионального уровня кадров

Увеличение рабочего времени

Освоение новых земель

Повышение общеобразовательного уровня

Эффективное государственное регулирование

Для работы со таблицей можно выбрать один из двух вариантов: 1) Учитель демонстрирует таблицу (слайд) и предлагает ознакомиться с факторами, на ней представленными. Учащимся предлагается найти несоответствия в таблице, опираясь на знание типов экономического роста. 2) В классе с более подготовленными учащимися учитель раздаёт каждому ученику размноженные материалы с частично заполненной таблицей и предлагает самостоятельно заполнить оставшиеся пункты. При обсуждении результатов полезно фиксировать внимание учащихся на том, к какой группе факторов производства относится тот или иной пример.

3. При рассмотрении понятия «экономический цикл» необходимо пояснить, что экономический рост не происходит равномерно, фазы с высокими, низкими и даже отрицательными темпами роста экономической активности в стране сменяют друг друга и напоминают волновое движение. Экономический цикл включает следующие периоды (фазы): подъём, экономический бум (пик), спад, кризис (низшая точка спада). Для уяснения связи между уровнем деловой активности в стране, уровнем занятости и темпами инфляции можно обратиться к схеме, которую учитель демонстрирует на доске или через проектор.

Экономический цикл

Когда экономика достигает уровня максимальной деловой активности в области точки пика, предприятия работают на пределе своих возможностей. Наступает период сверхзанятости и высокой инфляции. В этом состоянии экономика оказывается «перегретой». Во время спада деловая активность начинает сокращаться, вплоть до низшей точки спада. При этом некоторые предприятия закрываются, безработица возрастает. Область вокруг низшей точки спада называется кризисом. Это период высокой безработицы, выпуск продукции продолжает снижаться. На стадии подъёма деловая активность растёт. Предприятия наращивают производство, создаются дополнительные рабочие места, а безработица, соответственно, сокращается. Это ведёт к увеличению выпуска продукции. В итоге деловой цикл достигает своего пика.

Логическим продолжением изучения цикличности экономического развития будет объяснение причин смены фаз экономических циклов. Напомним, что современные экономисты анализируют внешние и внутренние факторы. Внешние факторы — это явления, происходящие вне экономической системы: революционные изобретения и нововведения, войны и другие политические события, соглашения о международной торговле и другие значительные научно-технические, политические, социальные события. Внутренние факторы имеют место внутри самой системы: изменение объёмов инвестиций, изменение объёмов потребительских расходов, деятельность правительства.

Уместно сделать уточнение: экономические циклы нерегулярны и трудно предсказуемы. Последствия экономических циклов могут быть очень тяжёлыми как для отдельных граждан и фирм, так и для страны в целом.

Изучение того, как изменяются основные макроэкономические показатели в рамках экономического цикла, целесообразно проводить в форме лабораторного занятия.

На занятии ученики используют данные, которые дают возможность установить взаимосвязь между ВВП, инфляцией и безработицей.

4. Изучением данного пункта плана рекомендуется завершить второй час, с тем чтобы дать возможность учащимся подготовиться дома к практическому занятию, которое удобно провести на третьем часе, отведённом на изучение темы.

Полезно пояснить, что ВВП на душу населения — приблизительная мера благосостояния страны, поскольку этот показатель имеет ряд недостатков:

— не отражает, насколько равномерно распределяются доходы между гражданами страны (как средняя температура по больнице);

— не учитывает ущерба, наносимого производством окружающей среде;

— придаёт равное значение товарам, полезным и вредным для общества (лекарства и химическое оружие);

— игнорирует ценность нематериальных благ (свободное время и др.).

Поэтому экономический рост рассматривается учёными не как самоцель, а как средство достижения устойчивого общественного развития, которое, в свою очередь, оценивается по целому ряду дополнительных показателей: доходы населения, средняя продолжительность жизни, рождаемость, грамотность взрослого населения, доступность образования, доступность медицинских услуг, доступ к питьевой воде, уровень преступности и др. В частности, наиболее популярным стал индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого развития (ИЧР), который с 1990 г. приводится в аналитических докладах ООН.

На третьем часе рекомендуется провести семинарское занятие или ролевую игру. Проведение семинарского занятия «Индекс человеческого развития» поможет акцентировать внимание на важных положениях темы «Экономическое развитие». Учителю необходимо предварительно, на втором уроке, дать учащимся домашнее задание: используя поисковый сайт, найти отчёт ООН об индексе человеческого развития за последний год. Учащимся индивидуально или по группам предстоит, опираясь на материалы отчёта, подготовить дома исходные данные по одному из направлений, например:

1. Динамика ИЧР в течение 20 последних лет по России.

2. ИЧР субъектов РФ.

3. ИЧР по отдельным странам.

4. ИЧР по регионам (Север, Юг).

5. Уровень грамотности по отдельным странам.

6. Ожидаемая продолжительность жизни.

Важно, чтобы выбранные темы (хотя бы некоторые из них) затрагивали реалии российского общества. На занятии учащиеся представляют краткие сообщения, сравнительные оценки и прогнозы, отвечают на вопросы одноклассников и учителя, формулируют выводы. Наиболее удачные сообщения могут составить основу более глубокого экономического исследования.

Ролевая игра «Рекламный ролик турагентства» поможет закрепить важные положения всего параграфа. В ходе игры команды представляют рекламу туров в различные страны. Необходимо предварительно дать учащимся домашнее задание по подготовке ролика. Содержание рекламного текста может быть произвольным, с привлечением интересных фактов (выигрышными будут презентации, если авторы побывали в данной стране). Ключевым требованием является включение в текст макроэкономических показателей страны (доходы населения, средняя продолжительность жизни, доступность образования, преступность и др.). Рекламный ролик может быть представлен как в виде компьютерной презентации, так и реально, в виде сценки с использованием фотографий, открыток, сувениров.

По окончании выступлений учитель предлагает учащимся оценить ролики и выделить те, где представлена наиболее полная информация об экономическом развитии страны.

Этап закрепления

Работа с рубрикой «Практические выводы». Можно предложить учащимся прокомментировать выводы, привлекая изученный материал. В слабо подготовленном классе необходимо дать отдельные пояснения; полезно конкретизировать каждый из выводов — рассмотреть их на примерах.

Целесообразно вернуться к ситуации, предложенной в начале занятия, на этапе мотивации и обсудить проблему выбора карьеры после школы: как повлияет на ваш выбор информация о том, что экономика находится на фазе подъёма (спада)?

Выполнение заданий в формате ЕГЭ.

1. Фактором интенсивного экономического роста может быть:

1) расширение автопарка

2) приглашение строителей из соседней республики

3) открытие месторождения алмазов

4) научная организация труда

2. Фактором экстенсивного экономического роста может быть

1) лечебно-профилактические мероприятия для сотрудников завода

2) использование в работе информационно-коммуникационных технологий

3) использование рекомендаций психологов по организации рабочих мест

4) найм на работу выпускников школы

3. Как изменится жизненный уровень граждан, если численность населения будет расти со скоростью 3% в год, а производство будет расти со скоростью 2% в год?

1) сначала увеличится, а затем снизится

2) увеличится

3) не изменится

4) снизится

Домашнее задание

Учебник, § 3. Документ после параграфа и задания к нему, задания 1-3 к параграфу, вопросы для самопроверки.

Учащимся, проявившим интерес к теме, можно предложить выполнить следующие задания (на выбор): 1) Продолжить исследование индекса развития человеческого потенциала в выбранном направлении с оформлением компьютерной презентации результатов работы. 2) Выполнить исследование «Проявления финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 г., в нашем регионе».